Купить билет

Собиратели

Маслов Александр Леонтьевич

Маслов Александр Леонтьевич

8761-5122. «Тар» – инструмент музыкальный: струнный: шейковый: щипковый (плекторный). Эриванская губ. Кон. XIX в. Азербайджанцы (?), армяне (?)

Автор: А.А. Гаджиева, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения

Маслов Александр Леонтьевич – собиратель, исследователь, популяризатор музыкального фольклора, преимущественно русского, участник музыкально-этнографических экспедиций, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, автор учебно-методических пособий, деятельный член Этнографического отдела ОЛЕАЭ, в особенности его Музыкально-этнографической комиссии, музыкальный критик, издатель и редактор журнала «Музыка и жизнь» (1908–1912), коллекционер традиционных музыкальных инструментов. Сотрудничал с такими периодическими изданиями, как «Этнографическое обозрение», «Русская музыкальная газета», «Труды Музыкально-этнографической комиссии».

Александр Леонтьевич Маслов родился 30 августа 1876 в с. Благовещенское Ливенского у. Орловской губ. в семье управляющего имением Леонтия Тимофеевича Маслова. Мать Надежда Семеновна (в девичестве Соколова) занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Своим четырем сыновьям и пяти дочерям Масловы сумели дать хорошее образование. Мальчики проходили курс обучения в Елецкой классической гимназии, в дальнейшем их пути разошлись.

Александр Леонтьевич в 1895 г. поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в классы тромбона и теории музыки. Интерес к традиционной музыкальной культуре проявился у А.Л. Маслова еще во время учебы. В 1899 г. во время каникул Александр Леонтьевич посетил родные места, где его внимание привлек ранее не знакомый музыкальный инструмент – колесная лира. По просьбе А.Л. Маслова, плотник из с. Ольшаное изготовил для него такой инструмент (РЭМ 8761-4776). Александр Леонтьевич посвятил лирницкой традиции статью, в которой дал развернутую характеристику быта лирников, составил морфологическое описание инструмента, изложил историю распространения колесных лир в Европе и пути их внутренней миграции в пределах Орловской губ.,  представил сведения об изготовлении инструментов,  оценил звучания   собственного экземпляра, протестированного слепым музыкантом. В заключение статьи автор указал на признаки угасания традиции и призвал собирателей «спешить запастись музыкально-этнографическим материалом». В 1900 г. статья была опубликована в «Этнографическом обозрении», а инструмент подарен Дашковскому этнографическому музею. Позднее Александр Леонтьевич передал музею небольшую коллекцию писанок и несколько фотографий крестьян из того же Ливенского у.

В 1901 г. за труды по собиранию народных песен и  сочинение «Лирники Орловской губернии» А.Л. Маслов был избран в члены Этнографического отдела ИОЛЕАЭ. Летом того же года А.Л. Маслов совместно с филологом А.В. Марковым и его двоюродным братом, фотографом-любителем Б.А. Богословским, совершили поездку на Терский и Зимний берега Белого моря. А.В. Марков, хорошо знакомый с местным говором по своим прежним поездкам, записывал тексты, а А.Л. Маслов фиксировал напевы (частично с помощью фонографа, частично на слух), а Б.А. Богословский фотографировал певцов и певиц, типы населения и виды местности. Суммарно было записано около 120 образцов разных жанров – старин, духовных стихов, сказок, причитаний, песен, заговоров. Особое внимание А.Л. Маслова «было обращено на былины, доселе в музыкальном отношении не изученные вовсе и, за малыми исключениями, не имевшие образцовых записей, по которым можно было бы сделать какие-нибудь заключения». Вернувшись из поездки, А.Л. Маслов и А.В. Марков передали в дар Дашковского этнографического музея (ДЭМ) по одному пастушескому духовому инструменту из сс. Кандалакша (единственный музыкальный инструмент, который удалось выявить в Архангельской губ.) и Верхняя Тойма Вологодской губ., а также два вышедших из бытования головных убора из с. Верхняя Тойма За работу в этой экспедиции А.Л. Маслов был награжден серебряной медалью ИОЛЕАЭ.

Тем же летом Александр Леонтьевич совершил поездку по Саратовской, Симбирской и Самарской губ., записав там несколько десятков песен. Предположительно, он навестил старшего брата Семена в Казани (куда тот был выслан в 1897 г. за участие в революционной деятельности) и приобрел там несколько башкирских и татарских музыкальных инструментов.

В сентябре 1901 Александр Леонтьевич вошел в состав Музыкально-этнографической комиссии (МЭК), организованной при Этнографическом отделе ОЛЕАЭ. В числе задач Комиссии указывались разработка программы собирания музыкально-этнографических материалов, организация этнографических концертов, научная, просветительная и издательская деятельность. Маслов стал одним из самых активных членов Комиссии и ее секретарем,  участвуя во всех ее начинаниях. 3 октября в Политехническом музее на совместном публичном заседании Комиссии и Этнографического отдела А.Л. Маслов «прочел отчет о своей командировке с музыкальною целью в Архангельскую губ. на Зимний и Терский берега Белого моря, причем характеризовал вкратце репертуар местных сказителей и их исполнение, особенно былин, исторических песен и духовных стихов. Доклад иллюстрировался исполнением некоторых записанных номеров в гармонизации докладчика и А.А. Ильинского». 9 октября в здании Московской консерватории «был прочитан проект программы собирания музыкально-этнографических материалов, выработанный под редакцией г. Маслова на основании соображений, высказанных по этому поводу в первом заседании комиссии. Программа была обсуждена по пунктам и с некоторыми изменениями была одобрена к напечатанию как отдельной брошюрой, так и … в периодических изданиях»

В 1902 г. Александр Леонтьевич окончил училище, получив статус свободного художника. В том же году он совместно с двумя другими выпускниками Музыкально-драматического училища – И.С. Тезавровским и П.А. Котовым – открыл музыкальную школу. В дальнейшем преподавал музыкально-теоретические дисциплины в различных учебных заведениях, в частности в Народной консерватории (с 1907 г.), разрабатывал учебные пособия и составлял сборники народных песен для учащихся разных ступеней обучения. Параллельно он продолжал заниматься исследовательской работой, читал доклады и публиковал статьи в различных периодических изданиях, нередко подписываясь псевдонимом «А. Ливин», взяв его по наименованию Ливенского у. своей малой родины.

Согласно годовым отчетам ДЭМ, в 1902–1903 гг. А.Л. Маслов «изучал славянские и инородческие музыкальные инструменты по музейным коллекциям, и составлял их описание для печати». Это оказалось непростой задачей, т.к. инвентаризация собрания ещё только начиналась, и для большинства предметов было невозможно найти необходимую информацию. На части экспонатов имелись надписи, сообщающие минимальные сведения, к другим были привязаны бумажные ярлычки, порой с чужими легендами, немало было и совершенно обезличенных образцов. Александр Леонтьевич исследовал и другие коллекции музыкальных инструментов в частности собрание Московской консерватории, занимался поиском специальной литературы, «ездил за границу для изучения музыкально-этнографических инструментов, хранящихся в западноевропейских музеях».

Во время Русско-японской войны МЭК приостановила экспедиционные исследования, считая их несвоевременными. По окончании войны силы и средства Комиссии были направлены на печатание «Трудов МЭК».

В 1904 г. в пяти выпусках «Русской музыкальной газеты» публикуется работа А.Л. Маслова «Калики перехожие на Руси и их напевы» (одноименный доклад был прочитан на заседании МЭК в 1903 г., в 1905 г. статья издана отдельным оттиском), в которой автор исследует истоки «богослужебного, но внецерковного» пения на Руси, указывает на слияние привнесенного византийского христианского пения с «туземным музыкальным элементом», выявляет региональные отличия стилистики напевов при близости вербальных текстов. «Сравнивая мелодии духовных стихов, вы почти не найдете одного и того же напева, кроме только общих попевок (мотивов или мелодических оборотов), а между тем тексты часто представляют очень близкие варианты стихов, записанных в разных концах России». В статье были использованы как публикации других авторов, так и собственные полевые материалы А.Л. Маслова; приложены фотоотпечатки, запечатлевшие выдающихся сказителей, исполнителей духовных стихов – Ф.Т. Пономарева (Почешкина) и А.М. Крюковой из с. Нижние Золотницы на Зимнем берегу Белого моря (кол. № 8764-365, 8764-361).

16 сентября 1904 г. «А.Л. Маслов представил описание народных музыкальных инструментов Дашковского этнографического музея. Статью решено напечатать с рисунками в Трудах Комиссии». Работа включала описания 277 памятников, поступивших в Музей до 904 г.; фотоотпечатки инструментов были выполнены заранее фотографом-любителем Поповым. 400 оттисков «Иллюстрированного описания музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее в Москве», удалось напечатать в 1909 г.; основной тираж вышел в 1911 г. в «Трудах МЭК». Начиная с 1911 г. хранитель музея Н. А. Янчук в инвентаре вместо составления морфологических описаний музыкальных инструментов давал ссылку на номер по каталогу А.Л. Маслова.

В конце 1904 г. А.Л. Маслов выехал на Кавказ. В протоколе заседания МЭК от 3 декабря причиной отъезда указан призыв из запаса. В отчете Этнографического отдела за 1905 г. содержится иная формулировка: «А.Л. Маслов был в закавказском крае, где производил наблюдения и записи из области народной музыки и песни среди местного населения». Армянские музыкальные инструменты были приобретены собирателем именно в этот период. К осени 1905 г. Александр Леонтьевич вернулся в Москву и передал ДЭМ несколько армянских бытовых предметов из г. Александрополя и его окрестностей. Какой бы ни была истинная причина поездки, Александр Леонтьевич попутно приобретал этнографические предметы и, если была возможность, записывал музыкальные образцы.

В 1906 г. вышел из печати первый том «Трудов МЭК», а в 1911 г – второй,  содержавшие материалы, собранные в совместной с А.В. Марковым и Б.А. Богословским экспедиции на Зимний и Терский берега Белого моря. Предисловие написано А.Л. Масловым вместе с А.В. Марковым, нотное приложение и «Замечания к напевам с. Нижней Золотицы» выполнены Александром Леонтьевичем. В первый том вошли, кроме того, песни, собранные А.Л. Масловым в Поволжье в 1901 г., а во второй – его исследование «Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад».

Летом 1908 г. А.Л. Маслов был командирован МЭК в Белоруссию  посетив с 21 мая по 15 июня  Смоленский, Краснинский и Ельнинский у. Смоленской губ., Оршанский и Горицкий у. Могилевской губ. 26 сентября собиратель представил МЭК отчет о командировке. «В Смоленском и Ельнинском уездах запись песен производил при содействии члена нашего общества В.Н. Добровольского. В Ельнинском уезде посетил бывшие владения покойного композитора М.И. Глинки и побывал в с. Новоспасское, где он родился и проводил молодые годы и неоднократно проживал уже взрослым». Интересуясь музыкально-этнографической картиной того времени, когда русское народное творчество могло влиять на создаваемые  композитором произведения, А.Л. Маслов «записал несколько песен от старых людей, еще тех, которые певали песни на газоне перед домом Глинок в присутствии самого М.И. Глинки. Всего записано песен за эту экскурсию 179… Запись производилась как по слуху (46 песен), так и фонографом (133 песни)…». 8 ноября того же года на объединенном публичном заседании МЭК и ЭО А.Л. Масловым был сделан доклад «Белорусские песни», в котором «автор обратил внимание на то, что белорусские песни обладают многими чертами великорусской песни, но содержат и мелодические обороты, свойственные только белорусским песням, а отчасти и малорусским. Белорусская песня в настоящее время, сравнительно с великорусской, переживает более ранний период эволюции народного песнетворчества, на что указывают ограниченные звукоряды и обороты, почти полностью исчезнувшие уже в великорусских, но существующие в белорусских песнях <…> В заключение докладчик демонстрировал целый ряд фонографически записанных им песен и сообщал о некоторых бытовых чертах современной жизни крестьян, среди которых приходилось производить музыкально-этнографические исследования».

В 1908 г. А.Л. Маслов совместно с Д.И. Аракчиевым, предпринял издание ежемесячного музыкально-литературного журнала «Музыка и жизнь», перед которым стояли задачачи  популяризации музыкального «искусства со всесторонним освещением музыкальной жизни, как русской, так и иностранной», и пропаганды, устройства общедоступных народных консерваторий и театров, концертов, учебных курсов, музыкальных съездов, выставок. Журнал публиковал научные статьи, посвященные вопросам теории и истории музыки, музыкальной археологии и этнографии, информировал о культурных событиях, происходивших в городах России и за рубежом, всесторонне освещал вопросы музыкального образования. В 1908–1911 гг. печатались нотные приложения к журналу: сборники пьес для пения, хора, фортепиано и других инструментов,а также несколько учебных пособий по теории и истории музыки.

В конце 1909 г. МЭК через Д.И. Аракчиева устанавливает контакты со священником П.И. Тиховым из г. Перовска Сырдарьинской обл., для которого были куплены фонограф и валики. Тихов обязался доставлять в комиссию собираемые им материалы, касающиеся музыки Средней Азии. В январе 1910 г. на заседании МЭК А.Л. Масловым был зачитан доклад П.И. Тихова «О музыке туркестанских киргиз», опубликованный в 3-4 выпусках журнала «Музыка и жизнь» и отдельным оттиском, и переданы фонографические валики с записями музыки туркестанских инородцев. На заседании МЭК в марте 1910 г. было зачитано письмо священника Тихова, в котором сообщалась стоимость музыкальных инструментов инородцев Туркестанского края на случай их приобретения. Видимо, А.Л. Маслов откликнулся на это предложение и приобрел с помощью П.И. Тихова сартские и казахские образцы для своей коллекции.

Летом 1910 г. А.Л. Маслов совершил зарубежную поездку, изучая в музеях Берлина, Базеля, Цюриха и Вены традиционные музыкальные инструменты для своей работы «Народные музыкальные инструменты, их эволюция и географическое распространение», опубликованной в 5-6 выпусках журнала «Музыка и жизнь».

В 1912 г. МЭК командировала А.Л. Маслова, Б.В. Подгорецкого и Н.А. Янчука в Малороссию. А.Л. Маслов «занимался собиранием народных песен, производил наблюдения над особенностями малорусской народной музыки вообще. Им записано около 40 обрядовых песен, 19 лирницких дум и духовных псальмов и много других песен – всего более 100, из коих 44 фонограммы, причем им вместе с Б.Вл. Подгорецким сделан первый опыт записывания больших хоров двумя фонографами вместе. «Песни записывались преимущественно в Лубенском уезде и отдельные записи сделаны также от выселенцев Харьковской и Черниговской губерний». Другие участники экспедиции были не менее успешны в своей работе, но особое значение имел первый опыт двухканальной записи (двумя фонографами) – метод, который получил свое развитие значительно позднее.

В 1913–1914 гг. А.Л. Маслов  подготовил ряд докладов, посвященных украинскому музыкальному фольклору и опубликовал статью «Древнейшие черты в украинских народных песнях». Отчет о командировке в Малороссию был сделан его коллегой Б.В. Подгорецким.

С 31 мая по 12 июля 1914 г. А.Л. Маслов, Б.В. Подгорецкий и М.И. Неказаченко совершили музыкально-этнографическую экспедицию в Волынскую и Подольскую губ., где ими «были собраны новые песенные материалы при помощи фонографирования, а также г. Масловым был сделан опыт кинематографических съемок при исполнении обрядов». Всего были записаны 433 песни, 7 инструментальных мелодий, 2 сказки, собраны коллекции по костюму и быту. «К сожалению, поездка г. Маслова была непродолжительная, вследствие призыва его на военную службу и отправления на передовые позиции австрийского фронта» в чине прапорщика 5-го гренадерского Киевского полка. 1 августа он получил ранение и был направлен в 5-й этапный лазарет действующей армии, где пробыл с 24 августа по 9 сентября, далее поступил в распоряжение коменданта. По возвращении в свой полк был убит 12/13 октября 1914 г. в бою в окрестностях д. Студзянка Люблинской губ. (ныне Люблинское воеводство, Польша).

В РМГ и «Трудах МЭК» были размещены некрологи, а в декабре проведено совместное публичное заседание ЭО и МЭК, посвященное памяти Ф.Е. Корша и А.Л. Маслова. На нем прозвучал одноименный доклад Н.А. Янчука, М.И. Неказаченко «А.Л. Маслов как музыкант-этнограф», В.В. Пасхалова «Воспоминания об А.Л. Маслове и его деятельности в Этнографическом отделе и Музыкально-этнографической комиссии».

В начале 1915 г. М.И. Неказаченко представил «Отчет о поездке в Волынскую и Подольскую губернию, совместно с покойным А.Л. Масловым, летом 1914 г.». «В связи с чествованием памяти А.Л. Маслова, Комиссией предположено издание сборника его трудов при материальном содействии II Отделения Императорской Академии наук. Для подготовки этого издания избрана особая подкомиссия. Из других изданий Комиссии… приготовлен к печати белорусский том (записи А.К. Чумакова, Н.Д. Беера, А.Л. Маслова, Н.А. Янчука, Е.В. Богословского и др.); последние томы в виду воздорожания печатания, вероятно, будут задержаны до более благоприятного времени <…>».

После смерти А.Л. Маслова его брат передал Комиссии библиотеку покойного  и собрание народных музыкальных инструментов, которое, в свою очередь, было передано Комиссией в Дашковский этнографический музей. В Отчете музея за 1915 г. отмечалось: «Из более ценных следует упомянуть собрание убитого на войне этнографа музыканта А.Л. Маслова, состоящее из народных музыкальных инструментов, узорных полотенец, ковров и одежд, гончарных изделий Малороссии и путеводителей по иностранным музеям. Это собрание пожертвовано музею братом покойного С.Л. Масловым» (далее следуют списки – А.Г.). А.В. Марковым были доставлены в ДЭМ рукописи А.Л. Маслова и восковые валики с экспедиционными записями.

Планам по изданию сборника трудов А.Л. Маслова не суждено было осуществиться. Музей и Музыкально-этнографическая комиссия были расформированы в начале 1920-х гг., коллекции распылены частями по разным местам, многие предметы депаспортизированы. На сегодняшний день только часть наследия А.Л. Маслова введена в научный обиход, но и она получила высокую оценку специалистов: «Этот даровитейший исследователь сумел за полтора десятка лет проявить себя настолько разносторонне, что по его работам можно составить себе полное представление об уровне, достигнутом отечественной музыкальной наукой в этой области в предреволюционные годы <…> Приходится лишь сожалеть о том, что Маслову не удалось обобщить результаты своих изысканий в капитальном труде, в котором были бы освещены важнейшие проблемы народного музыкального творчества. Материал для такой книги ему бы занимать не пришлось».

В настоящее время в РЭМ атрибутировано 18 экспонатов и 28 фотоотпечатков из собрания А.А. Маслова.

Архивные материалы

АРГБ Ф. № 160. Папка 4. Ед. хр. 169–188. 25 л.– Марков Алексей Владимирович. Переписка разных лиц с А.В. Марковым. Маслова А.А. Маркову А.В. по поводу собирания материала и издания статей о русской народной музыке. Автограф чернилами. 1901–1904.
ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 2. Ед. хр. 1589. 36 л. – Маслов А.Л. Письма (15) и открытки (3) Н.Ф. Финдейзену. 1902–1906.
АРЭМ, Ф. 5. Оп. 4 № 33. – Книга поступлений Дашковского Этнографического Музея. С. 1 янв. 1915 г.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 36. – Статья А. Маслова «К вопросу о происхождении малороссийской лиры». (С авторскими правками). Нач. XX в. 4 л.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 36. – Книга приношений в пользу Этнографического Дашковского Музея. Москва. 1867 – [1914 г.].

Основные публикации

1.      Маслов А.Л. Лирники Орловской губернии в связи с историческим очерком инструмента "малороссийской лиры" // ЭО. – Кн. XLVI. – 1900. – № 3. – С. 1–13.

2.      Маслов А.Л. Задачи музыкальной этнографии // Русская музыкальная газета. – 1904. – № 40. – С. 872–873; № 45. – С. 1046–1048.

3.      Маслов А.Л. Калики перехожие на Руси и их напевы: историческая справка и мелодико-технический анализ. – СПб.: тип. Глав. упр. уделов, 1905. – 32 стб. (отт. из «Рус. муз. газ.» за 1904 г.).

4.      Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А.В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским. Ч. 1: Зимний берег Белого моря. Волость Зимняя Золотица // Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Императорском Московском университете (Труды МЭК). – М., 1906. – Т. 1. – С. 11–157.

5.      Маслов А.Л. Песни с Поволжья (Саратовской, Симбирской и Самарской губ.), записанные летом 1901 года А. Л. Масловым. С приложением 35 напевов // Труды МЭК. – М., 1906. – Т. 1. – С. 453–474.

6.      Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве / сост. А.Л. Маслов. – М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1909. – 64 с.

7.      Маслов А.Л. Народные музыкальные инструменты, их эволюция и географическое распространение // Музыка и жизнь. – 1910. – Вып. 5–6. – С. 1–21.

8.      Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А.В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским. Ч. 2: Терский берег Белого моря // Труды МЭК. – М., 1911. – Т. 2. – С. 2–116, 13 с. нот.

9.      Маслов А.Л. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад. С музыкальным приложением // Труды МЭК. – М., 1911. – Т. 2. – С. 301–327, 9 с. нот.

10.  Маслов А.Л. Древнейшие черты в украинских народных песнях // ЭО. – 1913. – № 3–4. – С. 60–69.


Библиография

1.      Б. Вл. Некролог: Александр Леонтьевич Маслов // ЭО.  – 1914. – № 3–4. – С. 221–222.

2.      [Финдейзен Н.Ф.] Некролог: Александр Леонтьевич Маслов // Русская музыкальная газета. – 1914. – № 49. – Стлб. 917–918.

3.      Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1915 г. – СПб.: Тип. Рогальского и К°, 1917. – С. 77–91.

4.      Коптева E.В. Маслов А.Л. // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. – Т. 3: Корто-октоль. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – Т. 3. – Стлб. 471–472.

5.      Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / Вступ. ст., сост. и коммент. П.А. Вульфиуса. – М., 1979. – С. 57–72.

6.      Свиридова И. Фольклористические труды А.Л. Маслова // Из истории русской музыкальной культуры: Памяти А.И. Кандинского / публ. Н. Савельевой; Науч. тр. Московской государственной консерватории. Сб. 25. – М., 2002. – С. 206–236.

7.      Беломорские старины и духовные стихи: собрание А.В. Маркова / изд. подгот. С. Н. Азбелев, Ю. И. Марченко. ― СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – 1079 с. (Памятники русского фольклора).

8.      Хавров В. Александр Маслов (1876–1914) и его публикации на страницах Русской музыкальной газеты // Musicus: вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова / учредитель и издатель: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. – СПб: Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2008. – С. 34–36.

9.      Юдина В.И. Александр Леонтьевич Маслов и его вклад в разработку научных основ музыкальной этнографии // Научный альманах «Традиционная культура». – Т. 19. – 2018. – № 1. – С. 162–169.

Коллекции

Азербайджанцы, армяне

№ 8761-5122, 5123. – Музыкальный инструмент тар и модель музыкального инструмента.  Включает 2 предмета. Эриванская губ. Сбор А.Л. Маслова 1904–1905 гг. Поступление 1915 г.

Армяне

№ 8761-5770, 5771, 5772. – Музыкальные инструменты теф, пох (пара). Включает 3 предмета. Эриванская губ. Сбор А.Л. Маслова 1904–1905 гг. Поступление 1915 г.

Армяне, закавказские татары (азербайджанцы), курды

№ 8761-5774. – Музыкальный инструмент: белюль (шиву, ховал). Включает 1 предмет. Эриванская губ. Сбор А.Л. Маслова 1904–1905 гг. Поступление 1915 г.

Белорусы

№ 8761-2636. – Музыкальный инструмент дудка, часть (одна из пары). Включает 1 предмет. Смоленская губ., Смоленский, Ельнинский, Краснинский у. Сбор А.Л. Маслова 1908 г. Поступление 1915 г.

Венгры

№ 8761-15355. – Музыкальный инструмент фуруйя (?). Включает 1 предмет. Австро-Венгрия, Будапешт. Сбор А.Л. Маслова 1910 г. Поступление 1915 г.

Казахи

№ 8761-13510, 13524, 15853. – Музыкальные инструменты домбра, 2 шангубыза. Включает 3 предмета. Сырдарьинская обл., Перовский у. Сбор священника П.И. Тихова из г. Перовска 1910 г. Поступление 1915 г.

Поляки

№ 8761-15911. – Музыкальный инструмент фуярка. Включает 1 предмет. Российская империя, Царство Польское, г. Краков. Сбор А.Л. Маслова 1910 г. Поступление 1915 г.

Русские

№ 8761-4776. – Музыкальный инструмент лира колесная. Включает 1 предмет. Орловская губ., Ливенский у., с. Ольшаное. Сбор А.Л. Маслова 1899 г. Поступление 1900 г. 

Сарты

№ 8761-13527, 6475. – Музыкальный инструмент чанг, модель музыкального инструмента «тамбур» (игрушка?). Включает 2 предмета. Сырдарьинская обл., Перовский у. Сбор священника П.И. Тихова из г. Перовска 1910 г. Поступление 1915 г.

Татары

№ 8761-14754, 14755. – Музыкальный инструмент курай. Включает 2 предмета. г. Казань. Сбор А.Л. Маслова 1901 г. Поступление 1915 г.

Украинцы

№ 8761-4472. Музыкальный инструмент сопилка. Включает 1 предмет. Полтавская губ., Лубенский у., г. Хорол. Сбор А.Л. Маслова 1912 г. Поступление 1915 г.

Фотоколлекция

Русские

№ 8764-2, 184, 185, 186, 254, 255, 285, 286, 287, 356, 357, 360, 361, 362/1,2, 363, 364/1,2, 365, 620, 621, 622, 1200, 1206, 1207, 1228, 2342, 2343. – Виды рек, поселений, жилых построек, иконостас, старинный крест в церковной ограде, царские врата из Кокова монастыря; певцы и певицы, типы населения, хоровод, игра в «поле». Включает 28 фотоотпечатков. Архангельская губ. Автор – фотограф-любитель Б.А. Богословский. Фотосъемка 1901 г. Поступление 1915 г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.