Купить билет

Собиратели

Привалов Николай Иванович

Привалов Николай Иванович

Привалов Николай Иванович.

Автор: А.А. Гаджиева, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения

Привалов Николай Иванович – горный инженер, член правительственной комиссии по испытанию в России новых взрывчатых веществ для горного дела, председатель экзаменационной комиссии для иностранцев, ведущих горные работы в России, музыкант-этнограф, собиратель, исследователь и реставратор русских народных инструментов, ближайший сподвижник В.В. Андреева, создатель крупнейшего в Петербурге любительского Великорусского оркестра, дирижер различных ансамблей и оркестров народных инструментов, композитор, автор самоучителей игры на гуслях и балалайке, один из организаторов и руководитель Бесплатных музыкально-хоровых классов при Санкт-Петербургском городском попечительстве о народной трезвости, профессор Санкт-Петербургского Археологического института, основатель кафедры русского народного песенного творчества, профессор Одесской консерватории, музыкальный критик, корреспондент «Известий Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний», «Русской музыкальной газеты» и ряда других столичных и провинциальных изданий, редактор журнала «Музыка и пение» (1914–1916)

Н.И. Привалов родился 22 мая (3 июня) 1868 г. в Нижне-Тагильском заводе Верхотурского у. Пермской губ. (сегодня – г. Нижний Тагил) в семье Приваловых-Самосадовых, несколько поколений которых были приписными заводчиков Демидовых, служили по горному делу. Семья была музыкальной, родственники по материнской линии, выходцы из Черниговской губ., пели и играли на музыкальных инструментах: гуслях, бандуре, гитаре, скрипке, гармонике и балалайке, а двоюродный дядя – Лев Иванович Миненко – был капельмейстером маленького передвижного крепостного оркестра, скрипачом и плодовитым композитором-самоучкой.

В 1877(?) г. Приваловы переехали в Санкт-Петербург в связи с переводом отца семейства, Ивана Никаноровича, в петербургское правление Демидовских заводов. В 1879 г. Николай Привалов поступил в Первое реальное училище. В годы учебы у него проявился устойчивый интерес к искусству: он увлекался театром и поэзией, устраивал любительские театральные спектакли, посещал занятия хора реального училища. Мощный толчок к занятию музыкой дал услышанный им в 1882 г. концерт капеллы Д.А. Агренева-Славянского на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. С 15 лет Николай начал учиться игре на фортепиано, позднее – на цитре. В 1883 г. увлекся созданием в Реальном училище струнного оркестра, сам дирижировал и писал аранжировки. По окончании училища под давлением материальных обстоятельств Николай Иванович был вынужден отказаться от мысли получить музыкальное образование и в 1888 г., в качестве стипендиата Демидова поступил в Петербургский горный институт, который окончил в 1895 г. Два года проработав на Путиловском заводе, в 1897 г.он стал помощником окружного инженера по Главному Горному управлению, с 1911 – окружным инженером Санкт-Петербургского горного округа. Все эти годы вплоть до отставки по основной специальности в 1919 г. Николай Иванович совмещал карьеру горного инженера с истинным призванием.

С 1888 г. Н.И. Привалов дает уроки игры на цитре, через год участвует в публичных концертах в дуэте цитристов. В 1896 г. на одном из таких концертов он знакомится с В.В. Андреевым, берет у него уроки игры на балалайке и становится членом его кружка, преобразованного в Великорусский оркестр, первоначально в качестве гусляра (игру на гуслях Привалов освоил самостоятельно). В качестве музыканта-исполнителя Николай Иванович состоит в оркестре В.В. Андреева до конца 1913 г. Оценив увлеченность молодого человека народными музыкальными инструментами, В.В. Андреев посоветовал Н.И. Привалову заняться историческими исследованиями. Николай Иванович начал собирать музыкальные инструменты, «наблюдать их в обращении народа», публиковать свои наблюдения в периодической печати. Исследования Привалова становятся историко-этнографической основой формирования инструментария Великорусского оркестра.

В 1896 г. Н.И. Привалов преобразует созданный им ранее на Путиловском заводе драматический кружок в балалаечный. Устраивая лекции и концерты для рабочих, Николай Иванович выявляет среди заводчан традиционных музыкантов и последовательно открывает для себя ряд музыкальных инструментов: звончатые гусли, одиночные и парные флейты, тростевые брёлки и жалейки (в том числе двойные), мундштучно-амбушюрные рожки.

Рабочий Жуков дарит исследователю флейту (РЭМ 5581-21), о которой Николай Иванович сообщает: «Дудка, приготовляемая белорусами или литовцами и продаваемая ими в розничной продаже… Приобретена в СПб. от виртуоза на ней г. Жукова, с шиком игравшего разные технические и бравурные пьесы solo и под аккомпанемент рояля».

В 1896 г. рабочий Иван Михайлов, по прозвищу Козел, из д. Ивашутина Воскресенской вол. Юхновского у. Смоленской губ., играл для Н.И. Привалова на двойной жалейке и на парной флейте, которую игрок назвал «свирелями» (РЭМ 13294-1; 6759-914). Свирели «изготовляются крестьянами во множестве и продаются на базарах и в лавках (в особенности в г. Смоленске)».

Плодотворным оказалось сотрудничество Н.И. Привалова с рожечниками из д. Молоди Корчевского у. Тверской губ. Рожечник-виртуоз Никита Корзинов вместе со своим земляком Иваном Прокофьевым Колобковым и двоюродным братом Колобкова играли соло, дуэтом, а также трио. В городе ими был составлен хор (с участием рабочих Путиловского завода) из четырёх-пяти визгунков и двух басов. В 1907 г. Н. Корзинов вернулся домой, а хор рожечников возглавил И.П. Колобков (рожок Колобкова, РЭМ 5581-12). У рожечников приобретены 6 аутентичных рожков, изготовленных мастером из д. Молоди, а также комплект из семи инструментов, изготовленных фирмой «Александр» в Петербурге для хора Корзинова (басы, РЭМ 5581-25/1,2).

Крестьянину из д. Климово Псковского у. Псковской губ. гусляру Федоту Артамонову Николай Иванович посвящает отдельную статью, в которой характеризует музыканта как искусного мастера, сохраняющего древний способ игры на архаичных гуслях (РЭМ 6944-2). «Из учеников, которые у него не переводятся, Артамонов создал квартет гусляров, сам изготовил гусли (и изготовляет их в часы досуга, когда являются новые его последователи)… Кроме народных песен в репертуар гусляров этих входят многие современные танцы, в силу чего за Нарвской заставой, по собственному выражению Артамонова, “ребятам не отбиться от приглашений”».

Николай Иванович постепенно расширяет состав заводского ансамбля, независимо от В.В. Андреева вводит новые музыкальные инструменты (разные типы гуслей, уральскую бандурку, ложки, бубен, духовые инструменты – жалейки, брёлки, свирели), и кружок со временем становится крупнейшим в Петербурге, имеющим свой неповторимый облик, любительским Великорусским оркестром, активно концертировавшим вплоть до 1914 г., когда он «закрылся по случаю мобилизации его членов».

В 1900 г. В.В. Андреева и Н.И. Привалова познакомили с талантливым гусляром, мастером музыкальных инструментов, «бывшим пастушком» Осипом Устиновым Смоленским из д. Хворостово Гдовского у. В городе у Смоленского появились ученики, для которых он изготавливал гусли разных размеров и с которыми он выступал дуэтом, трио, квартетом (традиционные гусли О.У. Смоленского, РЭМ 5581-6). Общими стараниями О.У. Смоленскому и Н.И. Привалову удается адаптировать звончатые гусли для игры в оркестре, ведутся опыты по усовершенствованию жалеек (традиционная жалейка Смоленского, РЭМ 5581-19), введению их в гусельный хор. У Осипа Устиновича Смоленского были также приобретены 2 пастушьих рожка (РЭМ 5581-14, 28).

Одним из участников гусельного хора О.У. Смоленского был «латыш по происхождению» Петр Луран из Нирзенской вол. Люцинского у. Витебской губ., в 1903 г. основавший при Петербургском «Музыкальном собрании латышей» ансамбль из шести коклистов. «Приемы игры на кокле и репертуар он освоил еще в детстве, переняв их у своего деда, известного народного музыканта. Играли на инструментах, перевезенных из родного дома и приобретенных на месте» (традиционное кокле П. Лурана, РЭМ 6795-2). «Игру этого музыканта надо рассматривать уже в общем контексте петербургской гусельной культуры начала XX в. <…> Несомненно, что П. Лурин [латвийский этномузыковед И. Приедите транскрибирует фамилию музыканта «Лурин», в то время как Н.И. Привалов и О.У. Смоленский пишут «Луран» – А.Г.], как талантливый музыкант имевший авторитет и учеников среди своих земляков и в родной деревне, способствовал распространению усовершенствованной кокле и развитию этого народного инструмента» (усовершенствованное кокле П. Лурана хранится в Санкт- Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, СПбГМТМИ ГИК 16516/1443).

В 1902 г. Н.И. Привалов организует и вплоть до закрытия в 1918 г. ведет Бесплатные музыкально-хоровые классы при Санкт-Петербургском городском попечительстве о народной трезвости. В Классах проводилось обучение пению, игре на музыкальных инструментах, драматическому и танцевальному искусству. Из участников Классов формируются великорусский и симфонический оркестры, ансамбли рожечников, гусляров, исполнителей на жалейках; хоры – смешанный, женский, мужской; оперно-драматическая студия и другие коллективы. Некоторые из учеников Привалова изготавливали музыкальные инструменты для Классов или привозили с мест постоянного проживания.

Николай Иванович обладал редчайшим талантом находить народных музыкантов повсюду: на выставке и на ярмарке, в трактире и на заводе, на улицах столицы, за городом, на даче и т.д. Так, в д. Баньково Лужского у. Санкт-Петербургской губ. Н.И. Привалов познакомился с крестьянином д. Корьхово Порховского у. Псковской губ. Петром Михайловым Бойцовым, которого исследователь охарактеризовал следующим образом: «пастух, тип старинного скомороха, виртуоз на жалейке и рожке, немного знахарь, заклинатель змей, заговорщик крови, фокусник, веселый беззаботный, беспутный бродяга и алкоголик, но герой (с Георгием за Японскую войну). Бойцов изготовил для Н.И. Привалова 10 жалеек (одна из них двойная) с варьированием размеров и материалов (РЭМ 5581-15–17, 22, 23 – жалейки, 27/1 – образцы материалов для изготовления жалеек), трубу (РЭМ 5581-10), мундштучно-амбушюрный рожок (СПбГМТМИ ГИК 16516/1454) и трещотку (РЭМ 5581-26).

Несколько инструментов были приобретены Н.И. Приваловым в с Парголово, из них сохранилась «финляндская скрипка» (или смычковое кантеле) – смычковый однострунный инструмент (РЭМ 5581-5/1,2, находится на экспозиции музея «Народы Северо-Запада России и Прибалтики»). Исследователь сообщает, что инструмент «доставлен Михаилом Денисовым Ершовым из СПб. губ., сел. Парголово, от его матери чухонки, сделавшей собственноручно и смычок… к ней … Инструмент этот, по объяснению игрока на нем, Ершова, применяется при пении молитв (Ершов бойко разыгрывал на нем также и разные пьесы светского содержания), причем иногда играют до 4 игроков на разных кантеле одновременно».

В 1902 г по приглашению председателя Песенной комиссии РГО А.С. Танеева Н.И. Привалов представил свою коллекцию музыкальных инструментов на Первой Всероссийской кустарно-промышленной выставке. В указателе выставки названы: «Собрание жалеек, гуслей (работы кр. Морозова, Ямбургск. у., Петерб. губ., кр. Федота Артамонова, Псковск. губ. и уезда, Докатовск. вол.; кр. Кудрявцева, Новгородской губ), балалаек, литовских дудок, малороссийских сопилок, рожков, зурен, бандурок, танбурниц… и некоторых других карельских и литовских музыкальных инструментов» Н.И. Привалова.

К выставке были приурочены этнографические концерты. У мастеров музыкальных инструментов и участников этнографических концертов (с некоторыми из которых Н.И. Привалов мог познакомиться еще в 1896 г. на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде) он приобрел более десятка инструментов разных народов. У слепого кобзаря Михаила Кравченко, крестьянина м. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ., была приобретена бандура работы его земляка, Андрея Долченко (РЭМ 8762-11689). В 1907–1908 гг. Н.И. Привалов принимает участие во Всероссийской кустарной выставке – в качестве эксперта Музыкального отдела и во Второй Всероссийской кустарной выставке в 1913 г., куда приглашен в качестве почетного эксперта.

С 1905 г. Николай Иванович начинает чтение публичных лекций по истории музыки и народного творчества в Петроградской мужской гимназии, Русском географическом обществе (на Отделении этнографии), Русском археологическом обществе (на Отделении русской и славянской археологии), Обществе любителей древней письменности, Обществе ревнителей истории и др. Лекции Николай Иванович иллюстрирует игрой на музыкальных инструментах своей коллекции, а также приглашает для участия традиционных музыкантов.

С 1907 г. он сотрудничает с «Русской музыкальной газетой»; в 1908 г. входит в состав членов-учредителей Народной консерватории при Санкт-Петербургском Обществе народных университетов. С 1908 по 1919 г. Н.И. Привалов читает в Санкт-Петербургском Археологическом институте курс лекций по музыкальной этнографии на учрежденной и возглавляемой им кафедре Истории славянского песенного творчества.

В 1914 г. организует и ведет (до 1919 г.) в Петровском коммерческом училище Великорусский оркестр, а также вплоть до закрытия в 1917 г. работает главным редактором журнала «Музыка и пение».

В 1918 г. Привалов переходит на сторону советской власти. В Москве получает мандат ВСНХ с поручением заново сформировать в Петрограде Горное ведомство. Николай Иванович Привалов состоит на советской службе в МУЗО Наркомпроса в должности ученого эксперта-специалиста, но в 1919 г. как горный инженер выходит в отставку и в поисках работы покидает Петроград.

С 1 июня до конца 1919 г. Н.И. Привалов – преподаватель коммерческого училища г. Прилуки Полтавской губ., профессор, декан факультета искусств Прилукского народного университета; в 1920–1922 гг. – профессор и проректор Одесской консерватории, научный сотрудник кафедры этнографии Одесского археологического института, профессор 1-й Одесской народной консерватории ВСОРАБИС.

С мая 1922 по март 1923 г. Н.И. Привалов – инструктор художественной части Отдела народного образования г. Боровичи Новгородской губ., дирижер Боровичского великорусского оркестра. В апреле 1923 г. Н.И. Привалов возвращается в Петроград. В 1923–1925 гг. заведует Третьим государственным музыкальным техникумом, преподаёт в хоровом и оркестровом классах. Параллельно он организует и возглавляет любительские оркестры народных инструментов в рабочем клубе завода «Красный треугольник» (1924–1927), в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (1925–1926), в Доме культуры Ленинградского городского совета профессиональных союзов (1926–1927) и др. 22 октября 1927 г. Н.И. Привалов переведен на инвалидность; скончался 28 сентября 1928 г., похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Важнейшей частью наследия Н.И. Привалова являются этноинструментоведческие исследования и скомплектованная им коллекция музыкальных инструментов. Собирательская деятельность учёного была самым непосредственным образом связана с исполнительской и исследовательской, а также с решением практических задач по усовершенствованию народных музыкальных инструментов и обоснованию их введения в Великорусский оркестр. Большинство приобретенных им образцов были в рабочем состоянии и активно использовались в концертной, учебной и лекционной практике. Некоторые инструменты прошли реставрацию даже подвергались переделкам, как гусли, принадлежавшие бабушке Николая Ивановича. Одни эксперименты с музыкальными инструментами не дали желаемого результата, другие удались, получили широкое распространение в северо-западных губ. (усовершенствованные гусли конструкции Привалова и Смоленского).

Нужда и тяжелая болезнь, жалобы на которую стали встречаться в письмах Привалова уже с 1900 г., заставляли его беспокоиться о судьбе своей коллекции. Не позднее 1905 г. он подарил Музею Придворного оркестра жалейку и продал 6 музыкальных инструментов.

В 1911 г. в письме, адресованном П.Н. Шефферу, Николай Иванович предлагает более 200 музыкальных инструментов Этнографическому отделу Русского музея (далее – ЭО), характеризуя их как «единственную на свете полную коллекцию русских народных инструментов», собранную в течение 17 лет. «Я был собирателем оригиналов в живом обращении народа и историком-исследователем; я собрал и коллекции В.В. Андреева и кн. Тенишевой (инструментальную часть), но все они неполны и малы. Моя коллекция полна совершенно. Имеются все типы. Равной ей в этом отношении нет нигде в мире. Кроме того, по своей древности типы весьма замечательные. Прочие инструменты – кавказские, китайские и т.п. собирались лишь попутно и поскольку они являются предками русских <…> я решил, что лучше всего уступить это собрание какому-нибудь хранилищу, где оно было бы доступно публичному и бесплатному обозрению, – чтобы другие люди могли приходить и легко учиться тому, что доставалось нам, воссоздателям народных инструментов, с большим трудом.

В этом отношении более всего, по моему мнению, подходит музей Императора Александра III, т.к. я желаю, чтобы коллекция эта была непременно в Петербурге, который является научным центром России <…> Моя коллекция фигурировала в Имп. Рус. Археол. О-ве, в Геогр. О-ве и на многих моих публичных докладах и лекциях. Я могу ее и еще пополнять, когда она будет в Музее. Собирать новой у себя во всяком случае не стану...».

Этнографическим отделом была приобретена часть коллекции Н.И. Привалова «как ядро для сбора специальной коллекции музыкальных инструментов, бывших в употреблении у народностей, населявших Россию, коллекции, которая, оставаясь целою, нераздробляемою по отдельным народностям, в то же самое время должна в будущем пополняться новыми приобретениями».

Согласно списку музыкальных инструментов, поступивших от Н.И. Привалова, ЭО были приобретены предметы русские, белорусские, украинские, карельские, финские, литовские, латышские, эстонские, чувашские, татарские, а также еврейский, башкирский, киргизский (казахский), якутский – всего более 140 номеров. В их числе: инструменты самозвучащие (пастушеская трещотка, 3 варгана, 3 комплекта ложек); струнные (арфа, гусли звончатые – 20 экземпляров, гусли псалтыревидные – 3 экземпляра, гусли столовидные –1 экземпляр; 2 торбана, 3 бандуры, домра, бандурка, 6 балалаек, 2 однострунных смычковых инструмента, кобыз со смычком, модель гудка, колесная лира, цимбалы); духовые (9 свистковых флейт, в том числе 4 парных; открытая флейта; 7 труб; 17 рожков, в том числе один, изготовленный у Циммермана и комплект из 7 рожков, изготовленных фирмой «Александр» для тверских рожечников; 18 жалеек, в том числе 3 двойных; кроме того, квартет жалеек, изготовленный О.У. Смоленским для ансамбля жалейщиков; 2 волынки; 4 зурны терских казаков – 1 традиционная и 3 воссозданных). В начале 1912 г. Н.И. Привалов закончил работу над Каталогом этой части коллекции и передал его в Музей.

В 1913 г. 45 (47?) инструментов, из числа тех, от которых отказался Русский музей, были проданы в музей Придворного оркестра. Имеются свидетельства того, что после этого у Н.И. Привалова оставалась часть коллекции, но данные об ее составе и судьбе скудны.

Часть коллекции Н.И. Привалова, приобретенная Русским музеем, хранилась согласно договору с продавцом, вместе с коллекциями музыкальных инструментов других собирателей, но отдельно от политематических этнографических собраний (хотя некоторые из них также включали музыкальные инструменты). По ряду причин коллекция не была своевременно зарегистрирована.

Музей Придворного оркестра после 1917 г. претерпел ряд реорганизаций, сопровождавшихся сменами названий и адресов, и в 1932 г. был присоединен к Государственному Эрмитажу, в качестве сектора музыкальной культуры и техники (в настоящее время «Музей музыки в Шереметевском дворце», филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства). Согласно распоряжению Наркомпроса, сектору музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа в 1933–1934 г. были переданы 70 инструментов из коллекции Привалова (51 целый экспонат, 60 ед. хр., и 10 вставных пищиков от жалеек, оставшихся в ЭО), а также каталог коллекции. Передачи музыкальных инструментов из Государственного музея этнографии продолжались вплоть до 1990 г., когда были переданы гусли, принадлежавшие бабушке Привалова (СПбГМТМИ ГИК 17312).

34 инструмента, из числа остававшихся в ЭО, были зарегистрированы в двух коллекциях, поступивших в I отдел – «Русские» (коллекция 5520) и в VII отдел – «Ленинградская область и Карелия» (коллекция 5581). Регистраторами коллекций было допущено немало ошибок, касающихся этнической и географической атрибуции, определения источников поступления и имен прежних владельцев инструментов.

Уникальное собрание Николая Ивановича было разрознено, рассредоточено и депаспортизировано; многие предметы считались утраченными. Последние 20 лет сотрудниками Российского этнографического музея (РЭМ) и Музея музыки ведется работа по научной атрибуции памятников коллекции, результаты которой представлены в виде статей.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 72 – Журнал заседаний Совета этнографического отдела Русского музея императора Александра III: № 293 от 8 окт. 1911 г; № 294 от 18 окт. 1911 г.; № 296 от 25 нояб. 1911 г.; № 297 от 25 нояб. 1911 г. АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 79. Л. 13 – Журнал заседаний Совета этнографического отдела Русского музея императора Александра III № № 301 от 16 февр. 1912 г.
АРЭМ.Ф. 1. Оп. 2. Д. 490. 13 л. – Переписка с Приваловым Николаем Ивановичем о покупке коллекции народных музыкальных инструментов с сохранением имени собирателя. Опись инструментов. 8 окт. 1908 – 22 сентября 1933 г.
РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Ед. хр. 661 – Письма Привалова Николая Ивановича к Андрееву Василию Васильевичу. Б.д. – 15 л.
РО РНБ. Ф. 615. – Архив Привалова Николая Ивановича.
РО РНБ. Ф. 816. Д. 1745. – Архив Финдейзена Николая Фёдоровича. – Привалов Николай Иванович, композитор, музыкальный деятель. Письма (21) и открытка Николаю Фёдоровичу Финдейзену (1907–1909 гг.).


Публикации

  1. Привалов Н.И. Ударные музыкальны инструменты русского народа (накры, бубны, барабаны, ложки, тарелки, трензель, варган, колокола) // Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний. – СПб., 1903. – Октябрь-ноябрь. – С. 24–38.
  2. Привалов Н.И. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент: историко-этнографическое исследование // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1904. – T. 5. – Вып. 2. – С. 61–94.
  3. Привалов Н.И. Танбуровидные музыкальные инструменты русского народа: очерк их происхождения, появления на Руси и существования (домра, балалайка, лютня, кобза, бандурка, бандура, тюрбан, мандолина, гитара). Историческое исследование // Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний. 1905, апрель. С. 1–16; июнь. С. 17–32; 1906, февраль, – С. 33–63.
  4. Привалов Н.И. Лира (лiра, рыле, реле) – русский народный музыкальный инструмент // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. 1907. – Т. 7. – Вып. 2. – С. 23–46.
  5. Привалов Н.И. Псковский гусляр Федот Артамонов // Русская музыкальная газета. – 1907. – № 43. – Стлб. 964–967.
  6. Привалов Н. И. Музыкальные духовые инструменты русского народа в связи с соответствующими инструментами других стран: историко-этнографическое исследование. Ч. 1: Трубы и рога // Записки ОРиСА ИРАО. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1907. – Т. 7. – Вып. 2. – С. 101–203.
  7. Привалов Н.И. Звончатые гусли на Руси // Музыка и пение. – Литературно-музыкальный журнал для пения одноголосного и хорового, фортепиано и других инструментов. 1908. – № 7. – С. 4–5; № 8. – С. 1–2; № 10. – С. 2–4.
  8. Привалов Н.И. Музыкальные духовые инструменты русского народа, в связи с соответствующими инструментами других стран: историко-этнографическое исследование. Ч. 2: Свистящие инструменты: очерк истории флейт, в связи с свистящими музыкальными орудиями на Руси // Записки ОРиСА ИРАО. – СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1909. – Т. 8. – Вып. 2. – С. 135–281.
  9. Прывалаў, Н. Народныя музычныя інструменты Беларусі // Зап. аддзелу гум. навук АН БССР. Кн. 4. Працы катэдры этнографіі. – Мінск: Друк. Інбелкульта, 1928. – Т. 1. – Сш. 1. – С. 1–39.

      
Библиография

  1. Акулович В.И. Н.И. Привалов и его любительский оркестр народных инструментов // Совершенствование самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе: Сб. научных трудов. – Л., 1987. – С. 143–154.
  2. Приедите И. Общественно-культурные организации латышей-латгальцев в Петербурге // Этнография Петербурга–Ленинграда. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 26–29.
  3. Акулович В.И. Н.И. Привалов – исследователь русских народных музыкальных инструментов // Труды ЛГИК. –Л., 1988. – Т. 121: Творческое наследие В.В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. – С. 85–99.
  4. Гаджиева А.А., Кошелев В.В. По следам коллекции Н.И. Привалова (опыт реконструкции уникального собрания) // Из истории коллекционирования музыкальных инструментов (к 150-летию со дня рождения барона К.К Штакельберга): Сб. ст. и реф. Междунар. инструментовед. конф. (Санкт-Петербург, 13–15 июня 1998 г.) / Ред.-сост. В. Кошелев. – СПб., 1998. – С. 25–29.
  5. Акулович В.И. Н.И. Привалов. Страницы биографии // Андреевские вечера / Ред.-сост. Ю.Г. Ястребов. – СПб., 2001. – С. 11–14.
  6. Гаджиева А.А., Кошелев В.В. По следам коллекции Н.И. Привалова (опыт реконструкции уникального собрания). Очерк 2 // Музыка Кунсткамеры: Мат-лы Первой инструментовед. науч.-практ. конф. / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Санкт-Петерб. гос. музей театр. и муз. иск-ва / Ред.-сост. В. Кошелев. – СПб., 2002. – С. 115–118.
  7. Акулович В.И., Брунцев В.А., Писняк Г.Н. Николай Иванович Привалов – ученый-этнограф, лектор, просветитель и музыкант // Н.И. Привалов. Музыкально-этнографические исследования: избранные труды 1903–1915 гг. / Ред.-сост. В.А. Брунцев. – СПб.: Союз художников, 2015. – С. 5–28.
  8. Брунцев В.А., Кошелев В.В. Разлученные голоса уникального оркестра... (по следам собрания музыкальных инструментов Н.И. Привалова) // Н. Привалов. Музыкально-этнографические исследования. – СПб., 2017. – Ч. 2. – С. 66–81.
  9. Николай Иванович Привалов – подвижник народной музыки / Авт. проекта В.А. Брунцев, В.И. Акулович, ред.-сост. В.А. Брунцев. – СПб.: Союз художников, 2017. – 360 с.
  10. Гаджиева А.А. Коллекция музыкальных инструментов Н.И. Привалова: проблемы атрибуции // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – Мiнск, 2019. – Вып. 34. – С. 8–18

   

Коллекции

Коллекция Н.И. Привалова была приобретена ЭО в 1911 г. (покупка), регистрировалась по частям в разные годы разными сотрудниками.

Русские, чуваши (на момент регистрации все предметы определены как русские)

№ 5520. – Гусли псалтыревидные (доставлены А.В. Ротштейном) и звончатые (доставлены С.Н. Кожевниковым), 3 балалайки: Вятской губ. (доставлена с Бондюжского завода «Тихие горы» А.Д. Богомоловым в 1906 г.), Казанской губ. (работы Павла Егорова Волкова, приобретена Н.И. Приваловым на Всероссийской кустарной выставке в 1902 г.), из Санкт-Петербурга (приобретена Н.И. Приваловым на Всероссийской кустарной выставке в 1902 г.). Включала 5 предметов, сохранилось 4; Вятская губ. (5520-1; 3), Казанская губ., Козьмодемьянский у., Акрамовская вол., д. Синьял-Орин (5520-5); Тверская губ. Корчевской у., окрестности г. Корчева (5520-2ab); Санкт-Петербург (5520-4). Приобретены Н.И. Приваловым в 1902–1906 гг. Поступление в ЭО в 1911 г., зарегистрирована в 1933 г. Русские (5520-1–4), чуваши (5520-5).

Народы Северо-Запада России: русские, ижора/водь (?), карелы, финны ингерманландские, эстонцы; белорусы / литвины (на момент регистрации – «Ленинградская область и Карелия»)

№ 5581. – Музыкальные инструменты: струнные – цитровидные щипковые: каннели (1–3), кантеле (4), гусли (6–8), цитровидный смычковый (5/1,2); духовые: флейты (21; 29), жалейки (15–20, 22–24, 27/1), волынка дудель-зак (9, 27/2), трубы (10, 11), рожки (12–14; 25/1,2; 28); идиофон – трещотка (26). Включала 29 номеров, сохранилось 24; кроме того, 2 предмета, утративших маркировку, были исключены и зарегистрированы в состав сборной коллекции 6795; Санкт-Петербургская губ. (1–3; 5; 6; 8; 10; 14–20; 22; 23; 24–28; 29), г. Санкт-Петербург (21; 25/1,2), Олонецкая губ. (4; 11; 13), Новгородская губ. (7), Тверская губ. (12), Эстляндская губ. (9; 27/2). Поступление в РЭМ в 1911 г., зарегистрирована в 1933 г. Русские (10; 12 (при регистрации был определен как карельский); 15–18; 20; 22–24 (при регистрации был определен как карельский); 25/1,2; 26; 27/1; 29), обрусевшие ижоры (обрусевшие)? водь? (6; 8; 14; 19; 28, на момент регистрации определены как русские), эстонцы (1–3; 9; 27/2 (при регистрации был определен как русский); 7?), карелы (4; 11, 13), финны ингерманландские (5/1,2 при регистрации был определен как русский), белорусы / литвины (21 при регистрации был определен как эстонский). Приобретены Н.И. Приваловым в 1902–1906 гг. Поступление в ЭО в 1911 г. (покупка). Коллекция сформирована по территориальному принципу и зарегистрирована в 1933 г.

Евреи

№ 11797. – Струнный музыкальный инструмент цимбалы с палочкой. Включает 1 номер / 2 предмета. Виленская губ. на границе с Гродненской. Поступление в ЭО в 1911 г., регистрация 1998 г.

Казахи

№ 5935/ 1,2. – Струнный музыкальный инструмент кобыз, со смычком. Включает 1 номер / 2 предмета. Тургайская обл., Тургайский у. Сбор 1909 г., поступление в ЭО в 1911 г., регистрация 1941 г.) (регистратор не указал принадлежность памятника коллекции Привалова).

На основании научной атрибуции были выявлены 13 предметов, вошедшие в состав сборных коллекций 6759, 6766, 6795, 6944, 6957, 8762, зарегистрированных в 1954–1956 гг.

№ 6759-914 и 13294-1. – «Свирели» – парная флейта. Доставлена рабочим Иваном Михайловым, по прозвищу Козел, из Смоленской губ., Юхновского у., Воскресенской вол., д. Ивашутино. Изготовлены в Смоленской губ. Смоленского у., близ имения кн. М.К. Тенишевой Талашкино / Санкт-Петербург. Приобретены Н.И.Приваловым в 1896 (1897?) г. на Путиловском заводе. Кон. XIX в. Русские

№ 6766-143. – Струнный музыкальный инструмент бандура. «Доставил интеллигентный любитель-бандурист Александр Петрович Гемба, ученик Ивана Кучеренко (Харьковской губ.)». Волынская губ., Староконстантиновский у., Чернемовецкая вол., с. Костюржинец. Послед. треть XIX в. Приобретен Н.И. Приваловым в 1906 г. Украинцы

№ 6766-133. – Струнный музыкальный инструмент бандура. «Доставил интеллигентный любитель-бандурист Александр Петрович Гемба, ученик Ивана Кучеренко (Харьковской губ.)». Волынская губ., Староконстантиновский у., Чернемовецкая вол., с. Костюржинец . Нач. XX в. Украинцы

№ 6795-1. – Струнный музыкальный инструмент кункле, «Игрок и доставивший инструмент крестьянин Павел Квядарус». «Павел Квядарус на своих гуслях с девятью расходящимися струнами играл иногда, бряцая по ним, причем <...> короткие струны были обращены к игроку; иногда же он поворачивал гусли обратно, то есть длинными струнами к себе и играл, перебирая струны пальцами обеих рук». Ковенская губ., Поневежский у. / Санкт-Петербург. Кон. XIX в. Приобретен Н.И. Приваловым в 1900 г. Литовцы

№ 6795-2. Гусли (кокле) – струнный музыкальный инструмент. Инструмент принадлежал Петру Д. Лурану. Витебская губ., Люцинский у., Нирзенская вол. / Санкт-Петербург. Сер. XIX в. Латыши.

№ 6795-3. – Гусли – струнный музыкальный инструмент. «Игрок и доставивший инструмент – крестьянин Никандр Константинов Елагин». Витебская губ., Люцинский у., Михайловская вол., д. Пудиново. Кон. XIX в. Русские? Белорусы?

№ 6795-4. – Струнный музыкальный инструмент каннель. Доставлен Рудольфом Рунингом. Изготовлен в Санкт-Петербурге музыкантом-любителем. Санкт-Петербург. Кон. XIX в. Эстонцы

№ 6795-5. – Струнный музыкальный инструмент каннель (вид цитры). «Доставлена и изготовлена игроком на ней кр. Рудольфом Рунингом, игравшим совместно с кр. Августом Касвандом. Прием игры, смешанный с помощью плектора» Лифляндская губ., Юрьевский у. / Санкт-Петербург. Кон. XIX в. Эстонцы

№ 6944-2. – Струнный музыкальный инструмент гусли. «Игрок, изготовивший и доставивший ин-т кр-н Федот Артамонов … Артамонов составил хор гусляров из 4-5 человек на инструментах 3 регистров (играют за Нарвской заставой в СПб)». Псковская губ., Порховский у., Докатовская вол., д. Климово / Санкт-Петербург. Кон. XIX в. Русские

№ 6957-28. – Духовой музыкальный инструмент рог. Доставлен В.Г. Дружининым. Вологодская губ. Посл. треть XIX в.  Русские

№ 6957-30. – Музыкальный инструмент «свирель», часть парной флейты. Доставлена рабочим Иваном Михайловым из Смоленской губ., Юхновского у., Воскресенской вол. д. Ивашутино / Санкт-Петербург. Кон. XIX в. Русские.

№ 8762-11689. – Струнный музыкальный инструмент бандура. Приобретена Н.И. Приваловым в Санкт-Петербурге у слепца Михаила Степановича Кравченко, участвовавшего в этнографических концертах, на Всероссийской кустарной выставке 1902 г. Изготовлена Андреем Долченко. Полтавская губ., Миргородский у., с. Сорочинцы. Кон. XIX в. Украинцы

№ 8762-11689. – Струнный музыкальный инструмент торбан. Приобретен Н.И. Приваловым у Г.Ф. Самойлова до 1906 г. Санкт-Петербург. Сер. XIX в. Русские

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
07 марта с 10.00 до 17.00, касса до 16.00;
8 марта, 01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.