Купить билет

Собиратели

Пульнер Исай (Иегошуа) Менделевич

Пульнер Исай (Иегошуа) Менделевич

Пульнер Исай Менделевич. 1926–1929 гг.
РЭМ ИМ 9-105

Автор: Т.Г. Емельяненко, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук

Пульнер Исай (Иегошуа) Менделевич – этнограф, известный специалист по культуре еврейского населения СССР, библиограф, организатор и участник многочисленных этнографических экспедиций в Грузию, Белоруссию, Украину, в Еврейскую автономную область 1920-1930-х гг. по изучению истории и повседневной культуры евреев, а также первых значительных выставок, посвященных евреям; руководитель Еврейского сектора Государственного музея этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей, РЭМ) и собиратель его коллекций; автор более 10 публикаций по библиографии евреев и музееведению.

Родился 18 августа 1900 г. в ст-це Сновской (позднее г. Щорс) Черниговской губ. в семье бухгалтера Менделя Лейбовича Пульнера и его жены Песи Юделевны. В 1919 г. окончил Гомельскую еврейскую мужскую гимназию д-ра А.Е. Ратнера. Сначала работал делопроизводителем справочно-информационного отдела при Гомельском губисполкоме, а с 1920 по 1923 г. – начальником канцелярии Сожского санитарного района Днепропетровского областного управления водного транспорта в г. Гомеле.

В 1923 г. Пульнер приезжает в Петроград и поступает в Институт еврейской истории и литературы. Но через год, продолжая учиться в этом институте (до 1925 г.), поступает на этнографическое отделение географического факультета Ленинградского государственного университета, который окончил в 1929 г., получив специальность «этнограф-кавказовед».

За время учебы он приобрел богатый опыт полевой работы. Первая его экспедиция, организованная Институтом еврейской истории и литературы, состоялась в 1924 г. в г. Гомель и проходила под руководством ведущих этнографов Л.Я. Штернберга и В.Г. Богораз-Тана. В 1926 г. Пульнер во время полевой практики почти два месяца провел в Кутаиси, где собирал сведения о грузинских евреях. В 1927 г. изучал быт евреев Могилевского р-на Белоруссии. В 1928 и 1929 гг. возвращается в Грузию, причем в 1929 г. он был командирован туда музеем Еврейского историко-этнографического общества, с которым активно сотрудничал и которое обратилось к нему уже как к специалисту по этнографии грузинских евреев. Экспедиции в Грузию стали первым опытом целенаправленного этнографического изучения этой этнической группы. Пульнер собрал обширный полевой материал, содержавший реальные факты и сведения, полученные от информантов, а также непосредственные наблюдения этнографа, дававший достаточно объективное представление о повседневной культуре и социально-экономическом положении грузинских евреев во второй половине 1920-х гг.

После окончания университета Пульнер продолжал активную экспедиционную деятельность. В 1930 г. он в качестве начальника еврейско-белорусской этнографической экспедиции, организованной Государственным центральным музеем народоведения (Москва), отправляется в Белоруссию, в города Дубровно, Ляды, Любавичи. В 1931 г. по заданию Академии наук направляется для сбора материалов по этнографии евреев в другие белорусские города – Пропойск и Завережье.

В эти годы Пульнер впервые приступил к выставочной работе. В 1930 г. под его руководством были созданы разделы, посвященные иудаизму, в Антирелигиозном музее (ныне – Музей истории религии, Санкт-Петербург) и на Антирелигиозной выставке, организованной АН СССР.

В 1931 г. Пульнер поступил на работу в Государственную публичную библиотеку, где вскоре возглавил Еврейское отделение. Здесь он трудился до сентября 1937 г., добавив к своему уже немалому опыту этнографической работы глубокое и всестороннее знание литературных источников. Он целенаправленно занимался изучением еврейской свадебной обрядности, по которой в дальнейшем собирался защищать кандидатскую диссертацию. Учитывая результаты научно-исследовательской деятельности Пульнера и наличие у него значительного количества опубликованных работ, в ноябре 1935 г. руководство библиотеки возбудило перед Высшей атестационной комиссией Наркомпроса РСФСР ходатайство о присвоении ему ученой степени без защиты диссертации. Однако этот вопрос подвергся рассмотрению комиссией только в декабре 1937 г. В это время Пульнер уже перешел на работу в Государственный музей этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей, РЭМ), и документы, подтверждающие ходатайство библиотеки, не были представлены. К этому вопросу вернулись в 1939 г. по инициативе музея и при поддержке Института этнографии АН СССР и его директора, академика В.В. Струве, но дело не было доведено до конца. Остались неопубликованными и материалы по еврейской свадьбе, собранные Пульнером, и сама диссертация, которые, наряду с его материалами студенческих лет по грузинским евреям (полевые дневники и пр.), хранятся в архиве РЭМ.

В музей Пульнер был приглашен на должность руководителя Еврейского сектора при отделе этнографии Белоруссии. Сектор был создан еще в середине 1920-х гг., однако до прихода Пульнера это была формальная структура, не обеспеченная специалистами и работой. Главным проектом Пульнера на новом поприще стало создание полномасштабной выставки «Евреи в царской России и в СССР». Для этого Пульнер неустанно собирал материалы – экспонаты, фотографии, документы, проводя значительную часть времени в командировках и экспедициях.

Первая экспедиция состоялась в Биробиджан, поскольку в ходе работы над проектом возник целый ряд трудностей, связанных с почти полным отсутствием информации о Еврейской автономной области (ЕАО). Было принято решение направить туда экспедицию, чтобы на месте собрать необходимые для выставки материалы. Этот план поддержало Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), и в середине апреля 1937 г. в Биробиджан выехала первая партия участников экспедиции, в которую входил и Пульнер (всего в разные сроки туда должны были отправиться восемь человек). В это время в ЕАО была напряженная обстановка – проходили аресты руководителей местных партийных и исполнительных органов, и участники экспедиции остались без необходимой поддержки. Вся их работа свелась к поверхностному обследованию двух колхозов и нескольких промышленных предприятий в Биробиджане, знакомству со статистическими материалами, полученными в госучреждениях, записям интервью с переселенцами-пионерами ЕАО, фотосьемке, составлению коллекции минералов и растений края. Они не привезли ни одного этнографического предмета, объясняя это тем, что «за короткий срок, истекший с начала переселения евреев в Область не создано ничего характерного и отличительного от предметов, бытующих у евреев Украины и Белоруссии (мест выхода переселенцев)» (АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 598. Л. 81–82).

Почти два года продолжалась работа по подготовке выставки. За это время Пульнер совершил несколько командировок на Украину (1938, 1939), в Грузию, Азербайджан (1938), во время которых налаживал научные контакты, собирал информацию по традиционной культуре и современной жизни евреев, приобретал экспонаты для будущей выставки. Пульнер переписывался с еврейскими музеями, театрами и общественными организациями по всей стране, договариваясь об обмене дублетными фотографическими и вещевыми материалами, а также оказывая посильную методическую помощь. Он активно сотрудничал с Музеем истории еврейской культуры в Одессе, с Еврейским кабинетом Академии наук Украинской ССР и Государственным еврейским детским театром в Киеве, Историко-этнографическим музеем евреев Грузии в Тбилиси, Туземно-еврейским музеем в Самарканде. Корреспондентами Пульнера были как простые люди, так и видные деятели, художники, композиторы, писатели. Среди еврейских коллекций, поступивших в эти годы в музей, имеются коллекции, собранные как непосредственно Пульнером, так и приобретенные благодаря его содействию в профильных музеях и организациях, у частных лиц и коллекционеров.

Большую помощь и поддержку музею в создании новой выставки оказывало Ленинградское отделение Общества землеустройства еврейских трудящихся (ЛенОЗЕТ), так как одной из основных задач экспозиции была популяризация идеи переселения в Еврейскую автономную область. После ликвидации ОЗЕТа летом 1938 г. Пульнер получил разрешение забрать в музей часть принадлежавших ему фотоматериалов – несколько тысяч фотографий и негативов по теме «Еврейская колонизация: Крым, Украина, Белоруссия, ЕАО (1920–1930-е гг.)», а также рисунки и скульптуры американских художников, переданные ими в дар музею Биробиджана. К сожалению, большая часть этих материалов погибла во время блокады Ленинграда.

10 марта 1939 г. выставка «Евреи в Царской России и в СССР» была открыта. Еврейский сектор во главе с Пульнером не остановился на достигнутом результате и продолжил работы по комплектованию фондов еврейскими вещами. Пульнер хотел превратить музей в методический центр, который бы помогал создавать в республиках СССР музеи и выставки, посвященные евреям. Им была намечена широкая программа по изучению всех локальных еврейских групп страны. В марте 1940 г. он исследовал еврейские общины Киева, Одессы, Бердичева и Бершади. В конце июня 1941 г. сотрудники сектора планировали выехать в западные области Украины, однако этому помешала начавшаяся война.

Пульнер не подлежал воинскому призыву, продолжая трудиться в музее вместе с другими сотрудниками, оставшимися в блокадном Ленинграде. Из своей квартиры на ул. Жуковского он перебрался жить в музей, где и умер 12 января 1942 г. После войны Еврейский сектор в музее перестал существовать. Но сохранились экспонаты и фотографии, собранные Пульнером, и обширный личный архив, включающий многочисленные полевые материалы экспедиций по изучению еврейских общин, переписка, планы выставок, административные отчеты, проекты и рукописи научных статей (почти 2,5 тыс. л.), которые дают представление о развитии иудаики в 1930-х гг. не только в музее, но и в стране. Этнографические сведения о грузинских евреях и евреях-ашкеназах, собранные Пульнером, представляют большую научную ценность, так как он являлся одним из немногих ученых, кто занимался этнографией евреев в раннее советское время и до того, когда все исследования по иудаике в СССР были закрыты. За время работы в музее Пульнером было сформировано более 10 коллекций, насчитывающих около 150 предметов и свыше 400 фотоотпечатков и негативов (стеклянных пластин). Кроме того, в 1930 г. им было передано в собрание Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН более 100 фотоотпечатков и негативов, сделанных во время экспедиции в Белоруссию (МАЭ И 1318, Гродненская обл.; МАЭ И 1820, Витебская обл.).

Место захоронения Исая Менделевича Пульнера неизвестно, как и тысяч ленинградцев, погибших в блокадном городе.

Архивные материалы

АРНБ. Ф. 10/1 – Приказы и распоряжения, 1931–38. Материалы на сотрудников Б-ки для присвоения ученого звания (с "Л" до "Я"), 1935.
АРЭМ. Ф.2. Оп. 1. Д. 376. – Отчет об экспедиции научных сотрудников музея под руководством Б.М. Пульнера по этнографии белорусских евреев в июле-августе 1931г.
АРЭМ. Ф 9. Оп. 1. Д. 1–25. – Архив И.М. Пульнера. Полевые материалы И.М. Пульнера.
АРЭМ. Ф 9. Оп. 2. Д. 1–35. – Архив И.М. Пульнера. Научные труды И.М. Пульнера и рабочие материалы к ним.
АРЭМ. Ф 9. Оп. 3. Д. 1–7. – Архив И.М. Пульнера. Материалы по работе Еврейской секции Государственного музея этнографии народов СССР.
СПФ АРАН. Ф. 155. Оп. 2. Д. 559. – Комитет учета научных работников и изучения научных сил СССР (КУИНС). Документы научных работников. 1916–1934. Пульнер И.М.
ЦГА СПб.  Ф. Р-7240.  Оп. 9.  Д. 976. – Личные дела студентов Ленинградского Государственного университета. 1925–1929. Пульнер Исай Менделевич.

  

Публикации

  1. Пульнер И.М. Из жизни города Гомеля – этнографо-экономическое исследование // Еврейское местечко в революции / Под ред. В.Г. Богораз-Тана. – Л., М.: ГИЗ, 1925. – С. 157–196.
  2. Пульнер И.М. Обряди и повiр″я, спелучена з загiтною, передiлею й нарожденцев у евреев // Етнографiчний Вiсник АН УССР. – Киев, 1929. – Кн. 8. – С. 100–110.
  3. Пульнер И.М. Вопросы организации еврейских этнографических музеев и еврейских отделов при общих этнографических музеях // Советская этнография. – 1931. – № 3–4. – С. 156–163.
  4. Пульнер И.М. Грузинские евреи в русско-еврейской периодической печати // Информационный бюллетень Еврейской группы Отдела национальностей Гос. Публичной б-ки им. Салтыкова-Щедрина. – 1935. – № 3–4. – С. 34–87.
  5. Добрин Я.Б., Пульнер И.М. Материалы для библиографии Средней Азии // Советская этнография. – 1935. – № 6. – С. 145–165.
  6. Пульнер И.М., Спектор О. Литература о евреях на русском языке // Информационный бюллетень Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. – Л., 1935. – № 3–4. – С. 17–34. 
  7. Пульнер И.М. Материалы для библиографии Кавказа (I. Дореволюционная литература. II. Пореволюционная литература // Советская этнография. – 1936. – № 4-5. – С. 230–270.
  8. Пульнер И.М. Итоги и задачи изучения кавказских (грузинских и горских) евреев // Советская этнография. – 1936. – № 4–5. – С. 105–121.
  9. Пульнер И.М. Горские евреи в русско-еврейской периодической печати // Сборник библиографических материалов Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. – Л., 1937. – С. 81–141.
  10. Пульнер И.М. Грузинские евреи в русско-еврейской периодической печати: Указатель литературы // Сборник библиографических материалов Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. – Л., 1937. – № 3–4. – С. 34–87.
  11. Евреи в царской России и в СССР: Краткий путеводитель по выставке / Гос. музей этнографии. – Л., 1939. – 48 с.

   

Библиография

  1. Урицкая Л.Б. Коллекции по культуре евреев–ашкеназов // Российский этнографический музей. 1902–2002. – СПб.: Славия, 2001. – С. 94–103.
  2. Урицкая Л. Б., Якерсон С. М. Еврейские сокровища Петербурга. Ашкеназские коллекции Российского этнографического музея. СПб.::Арка, 2009. – С. 332–338.
  3. Урицкая Л.Б. О выставке И. М. Пульнера «Евреи в царской России и в СССР» // Материалы по этнографии. Т. III: Народы Белоруссии, Украины, Молдавии / Отв. ред. Н.М. Калашникова. – СПб.: Навигатор, 2010. – С. 331–339.
  4. Хаздан Е. Еврейская свадьба в диссертации И.М. Пульнера // Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Отв. ред. О.В. – М.:  2000, 2014. – Вып. 49. – С. 207–222.
  5. Ялен Д. Этнограф И.М. Пульнер и его научное наследие: путешествие по страницам «Советиш Геймланд» // Judaic-Slavic Journal. – 2019. - № 1 (2). – С. 119–147.
  6. Емельяненко Т.Г. Материалы И.М. Пульнера по этнографии грузинских евреев в архиве Российского этнографического музея. 1926–1929 гг. // Вестник архивиста. – 2021. – № 2. – С. 603–614.

   

Коллекции

№ 6133. – Подсвечники. Включает 2 предмета. Приобретена в комиссионном магазине в 1939 г. Евреи

№ 6223. – Деревянная резная скульптура. Включает 5 предметов. УССР, г. Одесса. Приобретена у одесского резчика в 1939 г. Евреи.

№ 6224. – Письменные принадлежности, резные барельефы. Включает 14 предметов. УССР, г. Одесса. Приобретена в 1939 г. Евреи

№ 6397. – Мужская и женская одежда, домашняя утварь, предметы религиозного культа кон. XIX – нач. ХХ в. Включает 32 предмета. Получена из Историко-этнографического музея евреев Грузии (Тбилиси) в 1938 г. Грузинские евреи

№ 6398. – Брачные договоры «кетуба». Втор. пол. XIX в. Включает 6 предметов. Получена от И.С. Кая в 1940 г. Крымчаки

№ 6402. – Шахматные фигуры, самострел, трещотка, доски пряничные, блюдо пасхальное. Кон. XIX – нач. ХХ в. Включает 47 предметов. Поступила из Музея истории еврейской культуры в Одессе в 1938 г. Евреи

№ 6411. – Пригласительные и свадебные карточки. 1900–1910-е гг. Включает 20 предметов. Белоруссия. Сбор 1931 г. Передана в дар музею в 1938 г. Евреи

№ 6413. – Литографические рисунки с надгробных плит, мизрах, настенные расписные коврики. Включает 17 предметов. Поступила из Государственного музея Украины (Киев) в 1938 г.

Фотоколлекции

№ 6113. – Фотографии жертв петлюровских и махновских погромов, братских захоронений 1918–1921 гг.; дома и портреты евреев разных местечек на территории Украины и Белоруссии; снимки еврейского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (Москва, 1923 г.) и материалов деятельности ОРТ (Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев России); портреты горских евреев; виды природы и населенных пунктов ЕАО, групповые и одиночные портреты переселенцев, их занятия; фотографии домов и портреты корейцев и русских крестьян на Дальнем Востоке, тунгусов, литературы и периодических изданий о Биробиджане. Включает 155 фотоотпечатов. Привезены И.М. Пульнером из командировок в УССР и ЕАО в 1938 г. Евреи, горские евреи, корейцы, русские, тунгусы

№ 6114. – Виды Биробиджана и его окрестностей; групповые и одиночные портреты рабочих разных специальностей, колхозников, студентов, школьников, представителей городской администрации; фотографии жилых зданий, детских и учебных заведений, промышленных предприятий, производственных процессов (добыча известняка, изготовление мебели и др.), бытовых сцен. Биробиджан, 1937 г. Включает 129 фотоотпечатов. Привезена И.М. Пульнером из ЕАО в 1938 г. Евреи

№ 13166. Оригинальные негативы, сделанные во время Биробиджанской геологической экспедиции им. ЛенОЗЕТа в 1930-е гг. Включает 143 негатива. ЕАО. Сбор 1938–1939 гг. Евреи

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
07 марта с 10.00 до 17.00, касса до 16.00;
8 марта, 01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.