Купить билет

Собиратели

Шабельская Наталья Леонидовна

Шабельская Наталья Леонидовна

Шабельская Наталья Леонидовна. 1857 г. РЭМ ИМ-91

Авторы: Е.Л. Мадлевская, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа (биография, коллекционирование, коллекция предметов старины, выставочная деятельность в России, библиография); К.Ю. Соловьева, заведующая фототекой РЭМ (коллекция фотографий, зарубежные выставки).

Шабельская Наталья Леонидовна (урожд. Кронеберг) – известный коллекционер двух последних десятилетий XIX в. Ее собирательская деятельность совпала с общей тенденцией роста интереса к национальной культуре в России, что привело к развитию частного коллекционирования предметов «русской старины». С начала 1880-х гг. до рубежа XIX–XX вв. Н.Л. Шабельская собрала значительную коллекцию предметов народного костюма, интерьерного текстиля и образцов, презентовавших традиционные технологии создания и декорирования изделий из ткани, дерева, металла, кости. Созданный ею частный музей русской старины был известен среди специалистов и любителей народной культуры. Предметы и фотографии из собрания Н.Л. Шабельской вошли в состав коллекций ряда музеев России и США.

Наталья Леонидовна Шабельская происходила из семьи обрусевших немецких дворян Кронебергов. Отец собирательницы, Леонид Александрович Кронеберг, родился в Москве 28 января 1815 г. Он занимался лингвистикой, хорошо знал музыку и рисовал. Мать, Авдотья Михайловна Куколевская, была дочерью крупного помещика Воронежской губ.

Наталья Кронеберг родилась в 1841 г. (?) в Таганроге. Помимо домашнего образования, Наталья получила знания в Харьковском женском институте, который окончила в 1854 г. В 17 лет она вышла замуж за крупного землевладельца Петра Николаевича Шабельского, который был участником  Крымской войны в 1854 г.; выйдя в отставку в чине капитана, стал заниматься своим поместьем Чупаховка в Харьковской губ., где до конца 1870-х гг. жила семья Шабельских, позднее переехавшая в Москву, чтобы дать образование дочерям – Ольге, Варваре и Наталье

В течение нескольких лет, с конца 1870-х по начало1880-х гг., Наталья Леонидовна потеряла старшую дочь, мать, сестру и мужа.

Основным делом ее жизни стало  собирание предметов русской старины и создание в технике старинного церковного шитья произведений, созданных на основе разнообразных исторических памятников культуры – фресок, церковных образов, изображений старинных рукописей, изразцов и т.п. В письме 30 января 1890 г. издателю и фактическому редактору крупнейшего исторического журнала «Русская старина» М.И. Семевскому она отмечала, что за 12 лет, кроме оригиналов русской старины, у нее сформировалось собрание из более чем 400 собственных вышивок. Во всех своих занятиях, направленных  на сохранение предметов культуры, старинных техник и орнаментов для потомков, ей помогали дочери Варвара и Наталья.

Кроме того, еще одной важной составляющей жизни Н.Л. Шабельской была благотворительность. Она воспитала в своей семье 6 девочек-сирот, регулярно снабжала  рукодельными работами крестьянок в некоторых деревнях Московской, Тульской, Нижегородской и Владимирской губерний, давая им возможность заработать, а также с целью  сохранения старинного русского шитья. Из-за слабого здоровья со втор. пол. 1890-х гг. Наталья Леонидовна жила преимущественно во Франции, в Ницце, изредка возвращаясь в Россию. Ее не стало 7 января 1904 года. Н.Л. Шабельская похоронена на русском кладбище Кокад на западной окраине Ниццы.

Н.Л. Шабельскую сподвигло к собирательству предметов традиционного быта посещение в начале 1880-х гг. Нижегородской ярмарки, где она была пленена красотой образцов русской вышивки. Со временем проявился ее интерес и к традиционному народному костюму.

В письме от 30 января 1890 г., адресованном М.И. Семевскому, Н. Л. Шабельская назвала еще одну важную причину, заставившую ее заняться коллекционированием, которая заключалась в скупке и перепродаже за границу превосходных образов народного искусства, а также варварском способе массового уничтожения старьевщиками посредством пережигания предметов, шитых золотом и серебром,  что приводило к бесследному исчезновению и узоров, и самих вещей. 

Н.Л. Шабельская изначально понимала, что приобретение предметов не может быть хаотичным –  должны быть определены критерии отбора. Выработать методику сбора вещей помогло изучение музейных коллекций, современная литература, уже существующие частные собрания. Собирательница дружила и сотрудничала со многими учеными. В их числе были оценившие ее собирательскую и творческую работу известнейшие деятели русской культуры второй половины XIX в.: А.П. Бахрушин, Н.П. Кондаков, И.Е. Забелин, П.И. Савваитов, Д.А. Ровинский, Д.В. Григорович, Ф.Г. Солнцев, А.И. Станкевич,  В.И. Сизов и др.

Особое влияние на собирательскую деятельность Н.Л. Шабельской оказал В.В. Стасов,  именитый общественный деятель, историк искусств, художественный и музыкальный критик, библиограф, архивист, сотрудник Императорской Публичной библиотеки. Неизгладимое впечатление на Наталью Леонидовну произвел его труд «Русский народный орнамент. Выпуск первый. Шитье, ткани, кружева», с которым она познакомилась в 1882 г. во время  Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. Это издание не только помогло Н.Л. Шабельской разобраться в собранных ею вышивках, но и найти в нем отсылки  к важным научным публикациям, что послужило ее систематичному изучению этнографии, археологии и русского искусства, в том числе и в разных музеях (как русских, так и иностранных), а также в поездках по монастырям при исследовании церковной старины. Сама Наталья Леонидовна в 1890 г. в письме М.И. Семевскому писала: «… Конечная цель моя – все это систематизировать, и впоследствии выпустить в свет более или менее подробное издание русского народного орнамента».

Н.Л. Шабельская одна из первых стала формировать свое собрание так, чтобы типологические ряды предметов быта и одежды представляли не только разные локальные традиции, но и максимальное разнообразие их в рамках одной местности. Дочери отмечали и другие важные для коллекционирования методические задачи: «Имея постоянное сношение с крестьянками, как во время путешествий по России, так и при раздаче работ, она старалась добывать сведения по разным бытовым предметам и обрядам, кое-что записано, но больше она только собиралась записать и обработать».

Собирательница не только сама с дочерями выезжала в разные уголки России в поисках вещей, но и пользовалась услугами своих знакомых, живших в удаленных местностях, а также тех, кто отправлялся в ту или иную губернию с целью приобретения вещей для своих коллекций.

К 1890-м гг. Н.Л. Шабельскую, благодаря результатам ее работы, воплотившимся в «Музее старины», расположенном в ее собственном московском доме на углу Садовой и Бронной улиц, уже считали знатоком в музейном и научном сообществе. В перв. пол. 1890-х гг. она активно взаимодействовала со многими музеями и обществами. За деятельное сотрудничество с Императорским Российским Историческим музеем в августе 1892 г. Наталья Леонидовна стала его действительным членом. Она также была членом Московского университета по отделу этнографии, Рязанской архивной комиссии, Императорской Публичной библиотеки, Академии художеств, Академии наук, научных обществ, сотрудничала с Обществом по распространению практических знаний между образованными женщинами в Москве и другими. Известно, что к консультациям Н.Л. Шабельской прибегали художники того времени.

Часть собрания Н.Л. Шабельской, находящаяся ныне в РЭМ, насчитывает около 2800 экспонатов и включает предметы из текстиля (кол. 5500, 5501, 5574, 5580, 5603, 6683), дерева, кости, металла (кол. 5502).

Бо́льшую часть коллекции составляют предметы традиционного женского костюма. Преимущественно это рубахи, сарафаны, разные типы нагрудной одежды (душегреи, шугаи́, шубки, епанчи́), пояса центральных и северорусских губерний.

Особое место в собрании занимают головные уборы девушек и женщин в количестве 300 единиц, и лишь одна мужская шапка из бархата, украшенная золотным шитьем и меховой опушкой. Девичьи головные уборы демонстрируют различные формы и декоративные приемы отделки. Это повязки, «перевязка», венцы-«почёлки» и «голово́дец», свадебная «кору́на», надеваемая на венчание поверх девичьей повязки. Среди головных уборов замужних женщин представлены кокошники разных типов (гребенчатые, кикообразные, повойникообразные), сороки, повойники и др.

Собрание Н. Л. Шабельской содержит более 60 платков, головных ширинок, фат, канаватов, шалей. Особую ценность представляют старинные золототканые платки и покрывала; золотошвейные платки разных губерний, отличающиеся местными стилистическими особенностями в оформлении декора; кисейные, миткалевые и шелковые платки, вышитые шерстью тамбурным швом.

Коллекция изобилует разными типами украшений, входивших в состав костюмов Северной и Центральной России (около 300 предметов). Это многообразные по форме и отделке ко́сники, шейные и нагрудные украшения (около 50 предметов), накладные манжеты, а также детали головных уборов (нашивки на гребни кокошников, очелья, позатыльники). Значительная часть из 60 пар серег, около 100 пуговиц, 10 нагрудных крестов и цепей в коллекции Н.Л. Шабельской изготовлены из драгоценных металлов и камней и являются не только художественной, но и материальной ценностью.

Предметов южнорусского костюма с поясной одеждой понёвой в коллекции значительно меньше, и все же здесь представлены рязанская, калужская, тульская, тамбовская, орловская и другие традиции. Это несколько рубах, понев, передников, шушпанов, девичьих повязок и много головных уборов сорок и их деталей (кичек, позатыльней и др.). Все эти предметы отличаются высокой степенью декоративности благодаря отделке в техниках вышивки, ткачества и др.

Кроме сарафанного и поневного комплексов женской одежды, собрание содержит предметы однодворческого женского костюма с полосатой юбкой из Липецкого у. Тамбовской губ.

Таким образом, собрание Н. Л. Шабельской позволяет исследовать три основных комплекса женской одежды, бытовавших у русских: с сарафаном, понёвой и полосатой юбкой.

Небольшую группу дополнений к костюмам составляют пояса, выполненные и декорированные в разных техниках, золотошвейные туфли, лакомник, а также свадебные варежки и перчатки.

В коллекции есть около десяти предметов, связанных с темой детства: свивальники, украшенные золотным шитьем, рубашки для мальчика и девочки, сарафан, верхняя накидка, чепчики, туфли.

Собрание содержит редкую разновидность экспонатов – элементы отделки разных предметов одежды и головных уборов: ленты и тесьма (44 шт.), позументы (86 шт.), металлическое кружево и прошвы (около 100 шт.), относящихся к XVII – перв. пол. XIX в.

Текстильная часть коллекции включает 35 предметов домашней утвари: набойные занавески и скатерть, свадебные простыни и подзоры к ним (более 20 шт.), полотенца (5 шт.). Большую ценность представляют 5 больших старинных столешников XVII–XVIII вв., украшенных вышивкой белыми нитями по белому холщовому фону.

Около 600 предметов коллекции – декорированные фрагменты полотенец и простыней, являющие собой превосходные образцы коклюшечного кружева и вышивки в разных техниках и презентующие местные традиции 23 губерний Европейской части России.

Текстильную тему  в собрании также отражают 90 предметов ткачества, выполненных в различных техниках, из разных губерний. Значимыми являются экспонаты выполненные в технике золотного шитья и сажения по бели (около 50 предметов, включающих детали головных уборов, наголовники к детским крестильным пеленкам и др.).

Меньшую часть коллекции Н.Л. Шабельской составляют богато декорированные вещи из жестких материалов – дерева, металла, кости. Собирательницу в них привлекали и способы отделки (техники), и орнаментальные мотивы, соотносящиеся с изображениями на текстиле, прежде всего образов птиц (сирина, двуглавого орла), львов, дерева, винограда и других, восходящих к «старине» – древнерусской культуре.

Около 80 предметов из дерева презентуют орудия ткачества (прялки, веретена, вальки и рубеля, набилки) и набойки (набоечные доски), утварь для хранения и подачи пищи, хранения ценностей. При изготовлении и декорировании таких  вещей применялись техники токарной обработки, росписи, резьбы. Особое место среди  экспонатов занимают 25 пряничных досок, выполненных в технике контррельефной резьбы,  свойственной старинным орнаментальным  приемам, использовавшимся в декоре предметов, изготовленных из разных материалов.

Жемчужиной собрания Н.Л. Шабельской можно считать коллекцию из 20 предметов холмогорской резной кости. Это туалет с зеркалом, ларцы и шкатулки разных форм, а также скульптурные группы («Преображение», «Воскресение Христа», «Жертвоприношение Авраама», сцены из жизни лопарей).

Деревянные ларцы и несколько предметов из металла (чернильницы, панагия) иллюстрируют разные техники металлообработки: просечную, литье, тиснение, резьбу, ковку.

Коллекция Н.Л. Шабельской является ценнейшим источником для исследования предметов русской культуры (традиционного костюма, утвари, орудий труда), множества старинных технологий изготовления и декорирования изделий из текстиля и  твердых материалов.

Коллекцию отличает высокая степень репрезентативности разных локальных традиций в одежде русских (комплекс с понёвой, сарафаном, полосатой юбкой). Бо́льшая часть экспонатов представляет собой уникальные предметы как по использованию дорогих материалов (тканей, жемчуга, перламутра, золотной нити), так и по сложности технологии и высочайшему уровню изготовления, а также по исторической и художественной ценности. Значение собрания Н. Л. Шабельской для русской культуры и науки невозможно переоценить: некоторые редкие предметы народного быта сейчас известны только благодаря ему.

Помимо предметов русской культуры, Н.Л. Шабельская приобретала вещи народов Поволжья и Крыма. Эта часть коллекции насчитывает около 500 экспонатов. Это в основном детали костюма, украшения, образцы вышивки (кол. 5539 – татары; 5582 – мордва; 5605 – чуваши; 5606 – марийцы; кол. 6248 и 6692 – крымские татары).

Фотографические коллекции Н.Л. Шабельской, большая часть которых хранится в РЭМ, являются уникальным свидетельством редкого дара их созидателя. В 1890-е гг. впервые в истории русской светописи и коллекционирования Наталья Леонидовна со свойственной ей интуицией вдумчивого собирателя и исследователя  открыла новые возможности фотографии как способа репрезентации событий и костюма.

В 1890 г. Н.Л. Шабельская приняла новаторское для своего времени решение запечатлеть свою коллекцию в зале Исторического музея во время работы VIII Археологического съезда в Москве. На снимках из наиболее ранней фотографической коллекции представлены тематические стенды («Русские кружева», «Русская вышивка», «Русские набивные ткани», «Русские головные уборы») и фрагменты экспозиции, демонстрировавшие собранные ею предметы (тканые и вышитые иконы и их фрагменты, ларцы из резной кости и дерева, золотное шитье и др.). Автор фотографий – известный московский придворный фотографом Р.Ю. Тиле, сотрудничавший с ней и создателями выставки. В начале 1890-х гг. по заказу Натальи Леонидовны началась кропотливая работа по фотофиксации традиционного костюма различных губерний Российской империи, в которой активное участие принимали ее «богато одаренные относительно искусства» дочери – Варвара Петровна (в замужестве княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна (они же, скорее всего, и руководили съёмкой). Возможно, тогда же было принято решение о съёмке костюмов не на манекенах, а на моделях, в качестве которых выступили вышивальщицы мастерской и обе дочери Н.Л. Шабельской.

Судя по дошедшим до нас фотографиям, с самого начала было принято решение об их раскрашивании с целью максимальной передачи не только особенностей костюма в целом, но и его оригинальной цветовой гаммы. Часть сохранившихся в музейных собраниях раскрашенных снимков подписана от руки одинаковым почерком: «В. Шабельская» или «Шабельская». Вероятнее всего, подписанные фотографии  раскрашивались самой Варварой Петровной Шабельской.

По совету археолога и историка, директора Исторического музея И.Е. Забелина, с которым Наталью Леонидовну связывали долгие годы сотрудничества и дружбы, все костюмы из ее коллекции, представленные на моделях, предполагалось при последующей подготовке к изданию сопроводить выкройками. В одном из своих писем И.Е. Забелину в 1895 г. коллекционер сообщала, что «снято по сей день 175 фотографий одежды». Неизвестно, имелась в виду съемка костюмов только на моделях или еще и отдельных предметов: с 1895 по 1904 г. информация о коллекции Шабельской упоминалась в различных изданиях и каталогах, но без иллюстраций.

Впервые несколько фотографий были опубликованы в 1908 г. в очерке русского историка и археолога Е.К. Редина, посвященном письмам знаменитого историка искусств В.В. Стасова к Н.Л. Шабельской, с которым коллекционер дружила долгие годы. В 1912 г. вышла книга нглийского журналиста и художественного критика Чарльза Холма о крестьянском искусстве России (Peasant art in Russia. Edited by Charles Holme), в которой при содействии сестер Шабельских было опубликовано 48 портретов (4 из них – раскрашенные) и фотографии предметов из собрания Н.Л. Шабельской.

В Российском этнографическом музее хранится 118 оригинальных фотографий из «Собрания Русской Старины Н.Л. Шабельской». Две фотоколлекции (всего 35 отпечатков) были подарены в 1906 г. Варварой Петровной Сидамон-Эристовой и Натальей Петровной Шабельской Этнографическому отделу Русского музея (ныне РЭМ) в Санкт-Петербурге. Они представляют собой две уникальных альбома в виде папок с обложками из старинных тканей (полупарчи, шелка), украшенные золотной нитью, с вложенными в них фотографиями, представляющие собой альбуминовые отпечатки на картонном паспарту из «Собрания Русской Старины Н.Л. Шабельской». Один из альбомов посвящен экспозиции I зала на выставке VIII Археологического съезда в 1890 г. (16 листов), второй – типам русских костюмов (всего 19 портретов, 9 из которых раскрашены акварелью). История еще одной коллекции – более сложная: она поступила в музей незарегистрированной в 1948 г. из Музея народоведения СССР (фотографии были вложены в конверт, подписанный Шабельской). Вероятнее всего, портреты моделей (83 снимка) были подарены в 1910-е гг. лично этнографу Н.А. Янчуку, который являлся хранителем Дашковского этнографического музея (известно, что Шабельские были знакомы с ним ещё со времен выставки 1890 г.). В 1948 г. сотрудники Государственного музея этнографии впервые зарегистрировали эту коллекцию. Фотографии из собрания Н.Л. Шабельской и её дочерей рассредоточены по разным музейным коллекциям России и за рубежом, и каждая из них имеет свою историю, несмотря на дублирование части сюжетов.

Благодаря активной гражданской позиции Н.Л. Шабельской ее собрание имеет богатое выставочное прошлое.

Впервые значительная часть коллекции была представлена в 1890 г. в Императорском Российском Историческом музее (ныне Государственный Исторический музей) на выставке, приуроченной к VIII Всероссийскому археологическому съезду в Москве, который проводился с 8 по 24 января. В одиннадцати залах музея были представлены разнообразные коллекции более чем 90 участников – государственных и частных музеев, монастырей, церковных приходов, научных обществ, частных лиц. Первый зал, открывающий столь грандиозную выставку, был предоставлен для демонстрации этнографического собрания Н.Л. Шабельской. 

Согласно списку в каталоге выставки значилось 676 экспонатов. Благодаря снимкам, сделанным в 1890 г. фотографом Р.Ю. Тиле, можно представить себе масштаб экспозиции первого зала Исторического музея с предметами из «Собрания Русской Старины». В несколько рядов до потолка были представлены детали народного костюма, предметы интерьерной утвари и образцы их декора. Целый раздел составляли более 100 старинных русских женских и девичьих головных уборов. Значительное внимание было уделено предметам храмового убранства, священнического облачения, атрибутам церковных служб, а также скульптурным композициям, литым формам емкостей из резной кости и дерева с декором,  связанным с христианской тематикой.

Кроме «оригиналов русской старины», Н.Л. Шабельская представила на выставке часть собственных вышивок, «исполненных старинным церковным швом»,  которые были посвящены теме древней истории России и сделаны на основе изображений старинных церковных образов, фресок, рукописей, изразцов, портретов. Следует отметить, что собирательница не смешивала народные предметы с рукоделием своим и своих дочерей, о чем писала М.И. Семевскому: «Небольшую часть этих работ я имела удовольствие Вам показать на Археологической выставке, где они были выставлены в отдельной комнате специально для осмотра их Его Имп. Высочеством В.К. Сергеем Александровичем и его супругой Великой Княжною Елизаветой Федоровной…».

Выставка 1890 г. для собрания Н.Л. Шабельской была первой из четырех, состоявшихся в Историческом музее. Следующей «в 1891 г., состоялась выставка старинных вышивок и современных работ мастерской Н.Л. Шабельской, которая была устроена Обществом по распространению практических знаний между образованными женщинами в Москве». Среди фототипий Р.Ю. Тиле в альбоме «Выставка старинного и нового шитья и женских рукоделий» представлены изображения ковра на стену и столешника. Ковер декорирован рыбьей чешуей, столешник из холста – шелковыми нитями; оба вышиты по старинным образцам с изображениями птиц разных типов (гербовых, мифических, стилизованных). Как отмечает Т.Т. Иванова, «самая большая по объему самостоятельная выставка была открыта в 1896 г., последняя же состоялась в 1910 г.».

Среди наиболее масштабных проектов – экспонирование коллекции Н.Л. Шабельской в Петербурге в Николаевском дворце на выставке Красного Креста в пользу пострадавших от неурожая (1892). Здесь собирательница представила почти всю свою коллекцию – около 4000 предметов. Газета «Нива» в двух своих номерах осветила это событие.

Экспозиция занимала большой зал и две боковые площадки большой лестницы дворца, где была представлена не только русская старина, но и предметы культуры низовых и луговых чувашей и черемисов (марийцев), а также современные работы семьи Шабельских. В газете  подробно описывался  состав экспозиции, техника и образная система декорирования текстильных предметов, ларцов и сундучков из разных материалов. О произведениях современного рукоделия сообщалось: «Вся ниша залы установлена сверху донизу рядом картин, по которым можно наглядно познакомиться с историей русской одежды с Х века до времен Петра I. Все эти работы исполнены по лучшим источникам, прекрасны по технике, выдаются художественным исполнением, подбором красок и вкусом».

Именно на этой выставке Н.Л. Шабельская познакомилась со В.В. Стасовым, которого всю жизнь считала своим учителем в изучении русской культуры. Сам же Стасов после осмотра выставки написал воодушевленный и коплиментарный отзыв об экспозиции и ее создательнице: «Всё меня в этой выставке восхищает: и собрание превосходных работ, выполненных древней русской женщиной, и необычайное знание со стороны русской современной женщины, и необычайная энергия собирательницы… Наталья Леонидовна Шабельская принадлежит к тому поколению женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, но ещё вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её».

В 1896 г. собирательница приняла участие в грандиозном проекте – XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. В центральном здании выставки, где располагался художественно-промышленный отдел, в группе «Женские художественные изделия» Н.Л. Шабельская представила «декоративные шитые панно, наддверные украшения, шитье всякого рода и различного стиля, кружева, инкрустацию по дереву из камней». Н.Л. Шабельская за свою коллекцию была удостоена награды выше золотой медали – диплома 1 разряда.

Весной 1901 г. Н.Л. Шабельская в одном ряду с членами императорской семьи, знатными людьми и известными коллекционерами приняла участие в выставке художественных произведений старины в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище, устроенной в пользу строящегося детского приюта Елизаветинского благотворительного общества. Выставка работала три недели, со 2 по 25 апреля. Помимо основной, благотворительной цели выставка ставила перед собой и нравственно-воспитательную задачу – предоставить учащимся художественных учебных заведений Москвы возможность  познакомиться с произведениями искусств. Н.Л. Шабельская выставила для осмотра мебель, фарфор, бронзу. Д. Никифоров отметил, что «все это художественно просто и может быть рекомендовано как образцы для подражания нашим мастерам».

Выставочная деятельность Н.Л. Шабельской в России имела несколько целей: просвещение в области народной культуры, ее популяризация, а также благотворительность. За инициативностью собирательницы скрывалась  ее любовь к родной стране и ее культуре, активная гражданская позиция. Те же качества подвигли Н.Л. Шабельскую на участие в ряде зарубежных выставок.

Уникальные коллекции Н.Л. Шабельской, отличавшиеся широтой и разнообразием как тематическим, так и географическим, стали известны не только коллекционерам и искусствоведам, но и более широкому кругу любителей народной старины далеко за пределами Российской империи благодаря международным выставкам, проходившим в 1893 г. в Чикаго, в 1894 в Антверпене, в 1900 в Париже. Первые две выставки были органичным продолжением женских народных выставок, экспонировавшихся в России.

На Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, посвященной 400-летию открытия Америки, впервые в истории женского движения, объединившего представительниц Старого и Нового Света, был построен огромный Женский павильон, где было показано все, что связано с женским трудом. В 1892 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна получила от американского Дамского комитета приглашение России принять участие в этом разделе выставки. Согласие было получено, и соответственно был учрежден Дамский комитет, который дал объявление во всех газетах, обращаясь к женщинам всех сословий и со «всех концов империи» внести свою лепту в реализацию этой идеи. На призыв откликнулись как «в раззолоченных гостиных, в женских монастырях и училищах, так и в скромных хатах и простых хижинах по всем губерниям России».

Перед отправкой все присланные предметы были выставлены в бывшем доме Гинцбурга на Конногвардейском бульваре в Санкт-Петербурге. Временную экспозицию, которую представляли члены Дамского комитета и экспоненты выставки, посетило много высочайших особ, отметивших высокое качество и своеобразие собранных предметов. Количество экспонатов оказалось довольно представительным: все они с трудом поместились на площадке, отведенной для Русского отдела в Женском павильоне открывшейся в Чикаго выставки.

Русская экспозиция имела ошеломительный успех, вызвав всеобщее восхищение и одобрение. Среди экспонировавшихся предметов неизменное внимание посетителей привлекал стенной ковер, выполненный «крючком и иглою под непосредственным наблюдением Н.Л. Шабельской и её дочерей», по рисунку, заимствованному из Титулярника Царя Алексея Михайловича 1672 года. Ковер был только одним из экспонатов, выставленных собирательницей.  Кроме него, посетители могли увидеть старинные русские вышивки, кружева, одеяния, головные уборы, различную домашнюю утварь и украшения. Генеральный комиссар Русского отдела выставки Н.И. Глуховский отмечал, что коллекция Шабельской, собиравшаяся  на протяжении многих лет и «стоившая немало труда и денег», вызвала большой интерес в среде специалистов по этнографии и знатоков искусства как по своему содержанию, так и по уровню художественного ее исполнения.

На последовавшей в 1894 г. Всемирной выставке в Антверпене в российском разделе «Женские работы» коллекция Шабельской также была представлена образцами вышивок, кружев, тканей, ковров и шитых изображений древнерусских костюмов X–XVIII вв. В официальных каталогах обеих выставок, 1893 и 1894 гг., Наталья Леонидовна обозначена в качестве экспонента, являвшегося действительным членом Исторического музея.

На знаменитой Всемирной выставке 1900 г. в Париже Российская империя представляла свои достижения уже в специально построенном для этого павильоне, известном под названием «Русский терем». В нем  демонстрировались различная деревянная резная мебель и вся домашняя обстановка «богатого люда старой Москвы», а одна из двух восковых женских фигур, одетых в костюмы древних боярынь, была изображена сидящей за работой над вышивкой. Здесь же впервые француженкам была предоставлена возможность любоваться коллекцией «драгоценных кокошников, доставленных Госпожой Шабельскою». Коллекция Натальи Леонидовны имела триумфальный успех: за участие в выставке ее наградили золотой медалью. Это была последняя международная выставка, в которой принимала участие Н.Л. Шабельская. Спустя десять лет после её смерти, в 1914 г., часть коллекции экспонировалась в Лондоне, а затем в Ницце.

После смерти Н. Л. Шабельской (1904, Ницца) ее дочери, вернувшись в Россию, первым делом собирались заняться коллекцией: составить каталог, доработать альбомы с фотографиями и акварелями, к годовщине смерти матери устроить в Петербурге благотворительную выставку  в ее память, а затем предложить правительству приобрести коллекцию, с тем чтобы устроить зал имени собирательницы. Все дубликаты экспонатов дочери хотели пожертвовать в те музеи, членом которых была Н.Л. Шабельская. 

События начавшейся в январе 1905 г. революции изменили планы и ускорили расставание с собранием русской старины. Близ особняка Шабельских шли перестрелки. Дочери Н.Л. Шабельской были напуганы происходившими событиями, очень переживали за судьбу коллекции и торопились переправить ее в Санкт-Петербург, в Этнографический отдел, чтобы одну ее часть передать ему в дар, а другую – продать из-за стесненных материальных обстоятельств.

Наталья и Варвара Шабельские, озабоченные судьбой коллекции, хотели, чтобы продаваемая часть была приобретена для ЭО, и коллекция сохранила целостность, о чем писали В.В. Стасову: «Конечно, разделить нашу коллекцию было бы нам слишком больно, как с научной точки зрения, так и в смысле полноты собрания. Вы более знакомы с нашей коллекцией и хорошо поймете, насколько важна ее неделимость».

В 1906 г. сундуки с экспонатами  привезли в ЭО: 1078 предметов поступили в качестве дара, а 2596 – были закуплены императором за 40 тыс. рублей золотом. Со временем, уже в советский период, часть вещей была закреплена за Русским музеем, а часть передана в Государственный Эрмитаж. Однако бо́льшая часть собрания (около 2800 предметов) в настоящее время хранится в Российском этнографическом музее.

Еще при жизни Н.Л. Шабельская дарила предметы из своей коллекции Рязанской ученой архивной комиссии для Рязанского исторического музея (теперь они находятся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике и Областном художественном музее им. И.П. Пожалостина) и Государственному Историческому музею. В последний были также более поздние поступления из ее собрания. Значительное число экспонатов (около 300) находится сейчас во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Эти предметы еще при жизни собирательницы были вывезены за границу и после ее кончины долгое время находились в Ницце. После смерти Н.П. Шабельской и В.П. Сидамон-Эристовой в феврале 1943 г. их долго еще хранил Л.А. Пяновский, художник, гравер, скульптор и давний друг семьи Шабельских. Именно некоторые из них впоследствии были приобретены русским эмигрантом П.М. Толстым-Милославским и в октябре 1991 г. переданы им в дар во Всероссийский музей декоративного искусства.

Часть вещей из собрания русской старины находится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) РАН и в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Предметы из собрания Н.Л. Шабельской сейчас хранятся также в Музее художественного текстиля и костюма Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина. Вещи из собрания Н.Л. Шабельской входят в состав коллекций зарубежных учреждений: Музея изобразительных искусств в Бостоне, Кливлендского художественного музея, Бруклинского музея, Института костюма Анны Винтур при Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

В 2022–2023 гг. коллекция экспонировалась на выставке «Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской» в РЭМ.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. № 707. – Переписка о передаче музею этнографической коллекции Н.П. Шабельской. Янв. 1906 г. – янв. 1913 г.
ОР ИРЛИ РАН. Ф. 294. Оп.1. № 178. – Фонд Стасовых. В. и Н. Шабельские. Письма Стасову В.В. 7 янв. 1904 г. – 18 янв. 1906 г.
ОР ИРЛИ РАН. Ф. 265. Оп. 2. Д. № 4858. – Архив журнала «Русская старина»: Шабельская Н.Л. Письмо к Семевскому М.И. 30 янв.1890 г.


Публикации
Н.Л. Шабельской, В.П. Сидамон-Эристовой, Н.П. Шабельской

  1. Шабельская Н. Л. Собрание предметов русской старины Натальи Леонидовны Шабельской. – М., 1891. – 97 с.
  2. Сидамон-Эристова В. П. Собрание русской старины кн. В. П. Сидамон-Эристовой и Н. П. Шабельской. Вышивки и кружева. – М., 1910. – Вып. 1. – 34 с.
  3. Шабельская Н. П. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации: Сборник Центр. гос. реставрационных мастерских / Под ред. Игоря Грабаря. – М., 1926. – Вып. 1. – С. 113–124.

Библиография

  1. Археологический съезд (8; 1890; Москва). Выставка. [Каталог Выставки 8-го Археологического съезда]. [1]. Зала 1-ая: Собрание Натальи Леонидовны Шабельской. Старинные русские женские головные уборы [и др.] – М., [1890]. – 25 с.
  2. Каталог археологического съезда в Москве. – М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1890. – 35 с.
  3. Выставка старинного и нового шитья и женских рукоделий: Альбом. – М., 1891. – 13 л.
  4. Стасов В. В. Женская русская народная выставка // Новости и биржевая газета. – 1892. – 7 февраля. – № 38.
  5. Всемирная Колумбова выставка. Русский отдел (1893; Чикаго). Указатель Русского отдела. – СПб.: Комис. по участию России во всемирной выст. 1893 года в Чикаго, 1893. – XII. – 578 с.
  6. Exposition Universelle d’Anvers 1894: Catalogue Officielle Generale. – BRUXELLES: Typographie et Lithographie Adolphe MERTENS, 1894. – P. 756.
  7. Всемирная выставка. Русский отдел (1893; Чикаго). Отчет генерального комиссара Русского отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго камергера выс. двора П.И. Глуховского г. министру финансов С.Ю. Витте. – СПб., 1895. – 210 с.
  8. Всероссийская промышленная и художественная выставка (1896; Нижний Новгород). Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Н. Новгороде в 1896 г. – СПб., [1896]. – 468 с.
  9. Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях: Иллюстрированное приложение к «Вестнику иностранной литературы» / Сост. М.А. Орлов. – СПб., 1900. – 221 с.
  10. Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г. – СПб., 1900. – 485 с.
  11. Никифоров Д. Сокровища в Москве: Выставка художественных произведений старины в Строгановском училище. – М., 1901. – 50 с.
  12. Редин Е. К. Письма В. В. Стасова к Н. Л. Шабельской. – Харьков, 1908. – 16 с.
  13. Сизов В. Памяти Н.Л. Шабельской:// Русские ведомости – 1904. – 12 янв. – № 12.
  14. Peasant art in Russia. Edited by Charles Holme // MCM XII. 1912. – Ил. 1, 22, 39, 44.
  15. Бахрушин А.П. Из записной книжки А.П. Бахрушина. Кто что собирает. – М., 1916. – С. 30–32.
  16. Стасов В. В. Наталья Леонидовна Шабельская: Биографический очерк //. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. – М., 1952. – Т. 1. – С. 194–198, 399.
  17. Грабарь И. Э. Письма 1891-1917 гг. – М., 1974. – 495 с. (письмо Н.П. Шабельской И.Э. Грабарю от 3 мая 1929 г. – с. 368).
  18. Молотова Л. Н. Н. Л. Шабельская и её коллекции в Государственном музее этнографии народов СССР // Сообщения ГРМ. – Л., 1976. – Выпуск X – С. 168–173.
  19. Kelly, Магу В. Goddess Embroideries of Eastern Europe. – Winona, MN, USA: StudioBooks, 1989. – P. 165.
  20. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь / Пред. акад. С. О. Шмидта. – М.: Независимая газета, 1997.
  21. Исраелова С. Чудный русский «теремок». История коллекции Натальи Шабельской // Родина. – 1998. – № 7. – С. 53–57.
  22. Забелин И.Е. Дневники. Записные книжки. – М., 2001. – С. 141.
  23. Кызласова И. Л. Из истории русской эмиграции 1920–1930-х годов: сестры Шабельские. По материалам архива Института H.П. Кондакова в Праге // Искусство христианского мира: Сборник статей. – М., 2001. – Вып. 5. – С. 319–329.
  24. Grousman V., Solovieva K., Madlevskaia E. Collection Shabelskaya. Une Russie fin de siccle: portraits de femmes en costume traditionnel. – Paris, 2010. – 138 с.
  25. Дульнева А. С. Коллекция традиционного костюма из собрания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль» // Народный костюм и тряпичная кукла Московской губернии и соседних земель. Путешествие в Рязань: Сборник научных статей. – Балашиха, 2012. – С. 6.
  26. Игнатьева Т.И. Из истории ситцепечатания в России // Коллекция книг Галины Дайн. Игрушка в культуре России. – Хотьково, 2012. – Кн. 4. – С. 226.
  27. Мадлевскаja Е. Л., Соловјева К. Ју. Ванвременска лепота: Музеj старина Наталиjе Шабељске. – Београд: Етнографски музеј у Београду, 2016. – 60 с.
  28. Иванова Т.Т. Наталья Леонидовна Шабельская и ее коллекция в Историческом музее // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков: материалы IV научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г.: посвящается памяти Серафимы Кузьминичны Жегаловой / Труды Государственного Исторического музея. – М., 2017. – Вып. 208. – С. 274–288.
  29. Мадлевская Е.Л. Выставка «Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской» // Живая старина. – (118) 2023. – № 2. – С. 44–48.
  30. Нагорских Т. Собрание русской старины // Русский мир. ru. №6 (июнь 2023). – С. 48–57.


Коллекции

Русские

№ 5500. – Девичьи и женские головные уборы. Включает 197 предметов. Губернии Европейской части России. Поступление 1906 г. Русские

№ 5501. – Столешники, простыня, полотенца, ширинки, вышивки. Включает 262 предмета. Архангельская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Орловская, Рязанская, Санкт-Петербургская, Рязанская, Тамбовская, Тверская и неизвестные губ. Поступление 1906 г. Русские

№ 5502. – Пряничные доски, набойные доски, донца, прялки, веретена, набилки (часть ткацкого стана), вальки, рубеля, ковши для наливания пива, бурак, точеная чашка, короба, футляр для зеркала, ящички, ларцы, шкатулки, солонка, костяной туалет, секретер деревянный с костью, костяные скульптурные группы, чернильницы. Включает 115 предметов. Поступление 1906 г. Русские

№ 5574. – Кружево, прошвы, концы к полотенцам, позументы, ленты, тесьмы, подзоры к простыням и др. Губернии Европейской части России. Включает 414 предметов. Поступление 1906 г. Русские

№ 5580. – Одежда, головные уборы, украшения, пуговицы, цяты, запонки, пряжки, цепи, кресты, панагия. Включает 310 предметов. Поступление 1906 г. Русские

№ 5603. – Золотошвейные и золототканые косынки, платки, фаты; платки кисейные, шелковые, ситценабивные. Включает 67 предметов. Поступление 1906 г. Русские

№ 6683. – Одежда (рукава, рубахи, сарафаны, юбки, передники, душегреи, шугаи, шубки, епанчи, шушпаны, поневы), пояса, головные уборы и их части, туфли, варежки и перчатки, украшения, лестовка, образцы (вышивка, ткачество, золотное шитье), занавески, скатерть, скульптурная группа. Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Орловская, Санкт-Петербургская, Псковская, 1117 предметов. Поступление 1906 г. Русские

Крымские татары

№ 6248. – Полотенца, головные покрывала, тканые пояса, кисеты. Включает 138 предметов. Поступление 1906 г. Крымские татары.

№ 6692. – Ювелирные изделия, украшения. Включает 17 предметов. Поступление 1906 г. Крымские татары

Марийцы

№ 5606. – Женские рубахи, кафтан, образцы вышивки. Включает 52 предмета. Поступление 1906 г. Марийцы

Мордва

№ 5582. – Предметы женской одежды (рубахи, кафтаны), головные уборы, украшения (шейно-нагрудные, наспинные, наушные, косники, набедренные), концы полотенец (поясных подвесок). Включает 77 предметов. Поступление 1906 г. Мордва

Татары

№ 5539. – Разнообразные украшения (нагрудные, накосные, перевязи, ювелирные бляшки, браслеты, серьги, пряжки, пуговицы; предметы женского костюма (безрукавные камзолы, головные уборы); каймы простыней и концы полотенец. Включает 89 предметов. Поступление 1906 г. Татары

Чуваши

№ 5605. – Образцы вышивки, предметы свадебного комплекса (платки, покрывала невесты, кафтан свахи), детали женского костюмного комплекса, украшения. Включает 105 предметов. Поступление 1906 г. Чуваши

Фотоколлекции

Русские

№ 13231. – Портреты девушек и женщин в традиционных русских костюмах и головных уборах разных губерний и мордовском костюме из Казанской губернии Российской империи. Включает 20 ед. хр. – альбом (переплетная крышка), 19 фотоотпечатков на паспарту (9 – монохромных, 10 – раскрашенных акварелью). Нижегородская, Вологодская, Тульская, Новгородская, Костромская, Орловская, Псковская, Владимирская, Тамбовская губернии, Казанская губ. Фотосъёмка 1890-х гг. Поступление 1906 г. Русские, мордва

№ 13232. – Экспозиция и стенды I зала Исторического музея выставки VIII Археологического съезда с предметами из коллекции Н.Л. Шабельской. Включает 16 ед. хр. – альбом (переплетная крышка) и 15 монохромных фотоотпечатков на паспарту. г. Москва. 1890 год. Фотограф Р.Ю. Тиле. Поступление 1906 г. Русские 

№ 8764-761-843. – Портреты девушек и женщин в традиционных русских костюмах и головных уборах разных губерний Российской империи. Включает 83 монохромных фотоотпечатка. Архангельская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Московская, Смоленская, Нижегородская, Тверская, Тульская, Ярославская, Олонецкая, Казанская, Рязанская, Пензенская, Курская, Костромская, Владимирская, Воронежская, Калужская губ. Фотосъемка 1890-х гг. Поступление 1948 г. Русские


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.