Купить билет

Собиратели

Султанов Николай Владимирович

Султанов Николай Владимирович

Фотография в свободном доступе в Интернете

Автор: Шангина Изабелла Иосифовна, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук.

Султанов Николай Владимирович – коллекционер «памятников русской старины», архитектор, искусствовед, реставратор, автор многих важнейших для своего времени работ по вопросам истории искусства, археологии и архитектуры, действительный член Императорской Академии художеств, активный участник российских и европейских научных обществ. 

Н.В. Султанов – автор проектов ряда православных храмов, в том числе придворного собора Петра и Павла в Петергофе, занимался реставрацией Нижегородского Кремля, Смоленской крепости, Московского Кремля, возглавлял реставрационные работы особняков князей Юсуповых, Воронцовых-Дашковых, Черкасских, историка С.Д. Шереметева, министра внутренних дел Д.С. Сипягина и др.

Н.В. Султанов родился в 1850 г. в имении Прудки Медынского у. Калужской губ. в дворянской семье. С 1868 по 1873 г. учился в Петербурге в пятой гимназии, затем в Строительном училище. После его окончания вплоть до 1877 г. работал помощником архитектора в ряде архитектурных мастерских Петербурга. В 1880–1890-е гг. преподавал древнерусское искусство в Археологическом институте и строительное дело в Институте гражданских инженеров имп. Николая I, в 1895 г. занял должность его директора, под руководством Н.В. Султанова институт стал одним из центров проектирования в русском и византийском стилях. Принимал участие в разработке закона об охране памятников старины.

Н.В. Султанов был владельцем большого – «из многих старинных вещей» – собрания произведений русского народного искусства и «памятников русской старины» – произведений прикладного искусства Русского Средневековья, начало формирования которого было положено в 1870-е гг. Н.В. Султанов собирал его с целью изучения особенностей мастерства средневековых ремесленников и современных ему мастеров народного искусства в надежде понять «суть самобытности» русского национального стиля, расцвет которого он связывал с XVII в. Это понимание было необходимо для того, чтобы вернуть современную ему архитектуру и прикладное искусство «на стезю самобытности», т.е. создавать храмы, жилые здания, предметы светского и церковного интерьера в истинно русском стиле.

Собрание Н.В. Султанова включало в себя женские головные уборы, образцы парчовых  набивных, тканей, металлическую и деревянную утварь, пряничные доски, облачения священников, церковную утварь и многие другие предметы русского бытового уклада XVII–XIX вв. Кроме того им была собрана библиотека из шести тысяч изданий на русском и иностранных языках и пять тысяч фотографий.

После смерти Н.В. Султанова, последовавшей в 1908 г., его жена Екатерина Павловна Султанова передала вещи из его собрания в музеи Петербурга – Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей, а также в библиотеку Института гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет).

В Этнографический отдел Русского музея имп. Александра III (ЭО, ныне РЭМ) от нее поступило в 1909 и 1913 гг. 109 предметов, которые были зарегистрированы в две коллекции: кол. 1547 и . 2827. Это образцы набивных тканей, пряничные доски, донца и лопасти  прялок, прялки, замки, светцы – замечательные памятники русской культуры, которыми может гордиться музей.

Однако, к сожалению, все вещи не имеют легенд. Н.В. Султанов, как и большинство коллекционеров втор. пол. XIX в., не считал необходимым для себя вести записи о «жизни предмета» до его поступления в коллекцию: он не фиксировал место приобретения и бытования вещи, ее название и назначение, очень редко записывал время изготовления. Такой подход к оформлению памятников, включаемых в частное или музейное собрание, был типичен для втор. пол. XIX в. Большинство коллекционеров считало, что вещь интересна уже сама по себе и может много рассказать подготовленному человеку и без каких-либо дополнительных сведений. В то же время в отличие от других коллекционеров Н.В. Султанов, вероятно, интересовался  этими сведениями, так как, по словам многих, отличался «трепетным отношением к истории» и «археологической точностью стилистики».

В настоящее время легенду к вещам Н.В. Султанова, поступившим в РЭМ, сложно составить. В какой-то степени можно выяснить только источники поступления в его коллекцию памятников русской старины и народного искусства и дать относительные датировки.

Из дневников Н.В. Султанова становится ясным, что вещи его коллекции не были собраны в экспедициях, которые в тот период времени организовывали музеи и научные общества. Можно предположить, что он приобретал их на антикварном рынке, очень богатом во втор. пол. XIX в., т.е в антикварных магазинах, на крупных ежегодных ярмарках, куда скупщики приводили антикварные вещи, и на которых были специальные ряды, отведенные для продажи произведений художественных промыслов и отдельных мастеров. В дневнике от 27 августа 1895 г. он писал: «Целый день шлялся по городу и ярмарке [Нижегородской] <…> накупил много хорошего старья». Некоторые вещи XVII в. Н.В. Султанов мог купить в старинных монастырях и церквях, ризницы которых были богаты интересующими его вещами. Посетив в 1907 г. Смоленскую губ., он писал: «Какие изумительные вещи таятся в смоленских ризницах. Митры, синаксари,  палицы, оплечья, образа, Евангелия и тому подобные предметы XVI, XVII и XVIII веков, первостепенной художественной важности <…>. Весьма многие вещи являются образцами наивысшего процветания русского прикладного искусства <…>. Да всего и не перечтешь: целое море древнерусской красоты».

Что касается других сведений о вещах, то составить легенду к каждому отдельному предмету можно лишь, проведя большую источниковедческую работу.

Среди вещей, поступивших в музей из собрания Н.В. Султанова, наибольший интерес вызывают пряничные доски, донца прялок и набивные ткани.

Пряничных досок в коллекции тринадцать экземпляров (кол. 2827–45-57). Среди них десять наборных, предназначенных для оттиска сразу нескольких пряников, и три штучных. На двух штучных досках изображена рыба, предположительно стерлядь или осетр, в восьмигранной зубчатой рамке. При этом на одной рыба окружена полосками и кружочками, имитирующими воду, а на другой рядом с ней изображены кувшин, две вилки, нож и розетка. Третья штучная доска – крупная розетка из концентрических кругов с отходящими от них лучами. Наборные доски более разнообразны. Поверхность формовочной доски делилась на клейма, в каждом из которых вырезался самостоятельный узор. Это мог быть всадник на коне, конь с развивающейся гривой, рыбы, птицы, ветряная мельница, корабь, а также различные геометрические мотивы. Судя по изображениям, пряничные доски могли быть изготовлены в в том числе в крупном центре пряничного производства г. Городце Балахнинского у. Нижегородской губ. во втор. пол. XIX в. Убедительные доказательства этому приведены в статьях Г.А. Пудова и Л.А. Старкова, посвященных пряничным доскам Городца и его окрестностей. По предположению Г.А. Пудова, Н.В. Султанов мог приобрести  их в 1895 г., когда работал в Нижнем Новгороде над реставрацией Кремля. В июле-августе того года там проходила Нижегородская ярмарка, куда мастера-резчики пряничных досок свозили свой товар.

Донца прялок (кол. 2827–2-21), судя по орнаменту, были изготовлены также в Городце и окрестных ему деревнях. Эта коллекция любопытна тем, что в ее составе имеются донца сплошь покрытые геометрическим орнаментом (розетки, лучистые диски, круги, ромбы, косые линии), выполненным трехгранно-выемчатой резьбой. По мнению искусствоведа О.В. Алексеевой, такая резьба была характерна для городецких мастеров XVIII в. Кроме того, в коллекции имеется несколько донцев, инкрустированных мореным дубом, скобчатой и контурной резьбой с изобразительными мотивами: птицами, конями, каретами, архитектурными сооружениями, двуглавыми орлами и т. п. Некоторые из них имеют следы окраски. Принято считать, что городецкие мастера стали работать в такой технике с кон. XVIII в. до 1860–1870-х гг. При этом краску стали наносить на донца, вероятно, уже в конце этого периода. На четырех досках вырезаны даты: 1838, 1842, 1853, 1854 гг. 

Набивные ткани представлены в коллекции 50 образцами размером от 20×36 до 50×40 см, (кол. 1547–1–50) .Они датируются XVII – перв. пол. XVIII в. Датировки проставлены на обратной стороне ткани чернилами, предположительно, Н.В. Султановым задолго до поступления вещей в музей. Они совпадают с датировками аналогичных тканей из Государственного исторического музея и Художественно-промышленного музея Строгановского училища, опубликованных в работах Н.Н. Соболева, Л.И. Якуниной.

Набойка XVII – нач. XVIII в. по технике изготовления, красителям и орнаменту типична для набойного дела этого времени, судя по сохранившимся в музеях России образцам. Набивные ткани XVII в. выполнены на веретье – грубой льняной небеленой ткани, сотканной из нитей,  спряденных из льняных очесов, и на льняном порто – белом или серо-бежевом полотне. Узор нанесен деревянной резной доской с выпуклым рисунком синей и черной масляной краской по небеленому фону. На одном образце с цветочным орнаментом, выполненным черной краской, цветы подкрашены кисточкой коричневатой краской. Орнамент на большей части образцов растительный: крупные изгибающиеся трилистники, плоды граната, гроздья винограда, цветы ромашки и крупные цветы с лепестками, напоминающими розу, все они соединены с изгибающимися толстыми ветвями и длинными листьями. Фон  между цветами  покрыт мелкими квадратиками, расположенными на некотором расстоянии от основного узора. Несколько тканей имеют геометрический орнамент: мелкие ромбы, расставленные в шахматном порядке и вертикальные полосы – «дороги» в подражание полосатым «кызылбашским» тканям.

Набивные ткани перв. пол. XVIII в. из коллекции Н.В. Султанова представляют собой льняное полотно или хлопчатобумажную ткань белого, красного или коричневатого цвета. При этом они имеют или белый фон, а узор цветной, или, наоборот, цветной фон и белый узор. Орнамент на большинстве тканей в основном геометрический: мелкие белые кружочки, ромбики, цветочки, расставленные в шахматном порядке или включенные в вертикальные узкие полосы белого или коричневого/красного цвета. Ткани с крупным растительным узором (розы, гвоздики, цветы и плоды граната и т.п.), типичные для набивных тканей перв. пол. XVIII в., представлены в коллекции Н.В. Султанова меньшим количеством экземпляров. Что касается изобразительных мотивов, также характерных для того периода, то в коллекции представлены только две набойки – одна с изображением сирина, другая с изображением всадников с копьями.

Вещи, ныне находящиеся в собрании РЭМ, использовались Н.В. Султановым при разработке им своих дизайнерских проектов. Орнаменты набивных тканей, узоры печатных пряников можно было увидеть в росписи стен и потолков особняков московской и петербургской знати, на тканях, украшавших их гостиные, столовые и кабинеты, напоминавшие хоромы XVII в.

Умер Н.В. Султанов в 1908 г. в Висбадене (Германия). Его могила находится на Русском православном кладбище, она внесена в «Перечень находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение».

Архивные материалы

АГЭ. Ф. 1. Оп. 9. Д. 33. Л. 133. – Поступления в музей за 1911–1914 годы. Счет музею барона Штиглица.
АГЭ. Ф. 1. Оп. 9 Д. 63. Л. 1–7. – Опись старинных вещей, переданных музею Штиглица из коллекции Н.В.Султанова. 1913 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 618. – Заявление Е. Султановой о передаче в дар коллекции набоек Н.В. Султанова от 27.09. 1909 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 89. – Журнал заседаний совета Этнографического музея. № 318– 346 .1913 г.
РНБ. О.Р. Ф. 757. Д. 1–6. – Дневники Н.В.Султанова за 1889–1895 годы.


Публикации

  1. Султанов Н.В. История архитектуры: Курс лекций с атласами чертежей. В 2-х т., – СПб., 1879.
  2. Султанов Н.В. Русские деревянные порезки // Зодчий. – 1879. – № 11. – С. 125–126.
  3. Султанов Н.В. Русские деревянные порезки // Там же. – 1904. – № 11. – С. 306.
  4. Султанов Н.В Архитектура как искусство и как наука, её разделение» // Архитектура. Строительство. Экология. –  СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2006. – С. 271–639.


Библиография

  1. Зодчие Москвы периода эклектики, модерна и неоклассицизма (1830–1917 годы ): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательскиий музей архитектуры им. А.В.Щусева. ─ М.: КРАБик, 1998. – С. 232–233.
  2. Савельев Ю.Р. Н.В. Султанов – архитектор З.Н. и Ф.Ф. Юсуповых // Русская усадьба. – 2003. – № 9 (25). – С. 334–380.
  3. Савельев Ю.Р. Проекты Н.В.Султанова для С.С.Сипягина в столице и усадьбе // Русская усадьба. 2004. – № 10 (26). – С. 500–511.
  4. Савельев  Ю.Р. Настоящий русский дом //Архитектура и строительство Москвы. – 2007. – № 2. – С. 10–18.
  5. Савельев Ю.Р. Николай Владимирович Султанов: портрет архитектора эпохи историзма. – СПб.: Фонд «Спас»:Лики России, .2009. – 352 с.
  6. Выдающиеся собиратели народного искусства. Из серии «Не корысти ради». Коллекции и коллекционеры Русского музея. – Вып. 3. Альманах – Вып.312.─ СПб., 2011. – С. 36–55, 133–134.
  7. Пудов Г.А. О некоторых металлических предметах из коллекции Н.В. Султанова // Вопросы музеологии. – 2015. ─ № 2(12) – С. 78–83.
  8. Пудов Г.А. О пряничных досках из коллекции Н.В. Султанова // Музей – памятник– наследие. – 2017. – № 1. – С.103–112.
  9.  Алексеева О.В. Городецкая резьба и роспись по дереву // Народное искусство Нижегородского края // Альманах. – Вып. 514. – СПб.: Palace Editions, 2017. – С. 69–88.
  10. Старкова Л.А. Резьба по дереву // Там же. – С. 44–46.
  11. Пудов Г.А. Городецкие пряничные доски в собрании отдела народного искусства Государственного Русского музея // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. – 2018. – № 1. – С. 32–40.
  12. Лебедев С.В. Распространение изделий народных художественных промыслов// Мир.науки, культуры, образования. – 2019. – №1(74). – С. 295–296.

Коллекции

№ 1547. – Образцы набивных тканей. Включает 52 предметов. Без указания места бытования. Передана в музей в 1909 г. Е.П. Султановой. Сбор посл. трети XIX в.

№ 2827. – Донца и лопасти прялок, прялка, пряничные доски, ковш, швейка. Включает 57 предметов. Без указания места бытования. Передана в музей в 1913 г. Е.В. Султановой .Сбор посл. трети XIX в.

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.