Купить билет

Собиратели

Васильчиков Александр Алексеевич

Васильчиков Александр Алексеевич

Опубликовано в Википедии: Рисовал П.Ф. Борель. Всемирная иллюстрация. – 1881. – Т. 26. – № 651. – С. 13.

Автор: И.И. Шангина, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук

Васильчиков Александр Алексеевич – искусствовед, историк, музейный деятель, председатель Императорской Археологической комиссии (1882–1886), директор Императорского Эрмитажа (1879–1888), коллекционер. По воспоминаниям близких ему людей, «это был человек абсолютного вкуса и ума и великолепный рисовальщик».

Александр Алексеевич Васильчиков родился в 1832 г. в с. Кораллово Звенигородского у. Московской губ. в старинной дворянской семье. Его отец Алексей Васильевич Васильчиков (1772–1854) был сенатором, внуком графа генерал-лейтенанта и президента Российской Академии наук К.Г. Разумовского, а мать Александра Ивановна Васильчикова (1795–1855), будучи дочерью московского генерал-губернатора Ивана Петровича Архарова, приходилась родственницей писателю Владимиру Сологубу.

А.А. Васильчиков, завершив обучение в Первой Московской гимназии, был принят на юридический факультет Императорского Московского университета, который окончил в 1855 г. В формулярном списке о службе А.А. Васильчикова – документе, содержащем сведения о прохождении чиновниками государственной службы, говорится, что после окончания университета он состоял в ведомстве Министерства иностранных дел, занимая должность секретаря Русской миссии в Риме, с 1859 г – в Карлсруэ (Германия).

После возвращения в 1866 г. в Россию он получил придворный чин церемониймейстера, т.е. распорядителя придворных церемоний, а в 1869 г. был «назначен состоять в ведомстве Министерства Иностранных дел». В 1879 г. получил придворный чин гофмейстера двора Его Величества, в обязанности которого входило управление дворцовым хозяйством и придворным штатом, и звание статского советника. Одновременно с этим он был назначен директором Императорского Эрмитажа. Несмотря на сравнительно короткий срок пребывания в этой должности, до октября 1888 г., А.А. Васильчиков сумел много сделать для музея. Б.Б. Пиотровский отмечал в своей книге «История Эрмитажа», что А.А. Васильчикову удалось поднять искусствознание в Эрмитаже до уровня западноевропейской науки, благодаря привлечению для работы таких известных русских ученых, как египтолог В.С. Голенищев, исследователь античной культуры Г.Е. Кизерицкий, знаток византийского искусства Н.П. Кондаков, историк искусства А.И. Сомов. Он постоянно заботился о пополнении коллекций музея. В 1885 г., например, в Эрмитаж поступила коллекция А.П. Базилевского, вызвавшая восторг посетителей на Всемирной выставке 1874 г. в Париже. В одной из газет писали: «Этот потрясающий зал г-на Базилевского не может сравниться ни с чем… Какое великолепие! Резная кость, ювелирное искусство, рукописи, оружие, эмали расписные, керамика Палисси, итальянская майолика, резное дерево… словом, здесь находится всё, что производили художественные ремесла от начала Средневековья до конца XVI в.». А.А. Васильчиков ознакомился с этой коллекций в 1884 г., когда был командирован в Западную Европу «для изучения устройства заграничных музеев». В этом же году по его инициативе и при активном участии сенатора, организатора «Русского исторического общества» А.А. Половцева и художника А.М. Боголюбова коллекция в 700 экземпляров была куплена для Эрмитажа на деньги императора Александра III. В 1885 г. в Эрмитаж поступило собрание доспехов и художественного оружия XV–XVII вв. из Царскосельского арсенала, начало формирования которого было положено императором Александром I. В его составе были уникальные произведения мастеров Западной Европы, великолепная восточная коллекция и коллекция русского оружия. В бытность А.А. Васильчикова на должности директора Эрмитажа в этот музей также поступили 22 картины из Монплезира в Петергофе и несколько картин из Большого Гатчинского дворца, коллекции античных памятников А.Д. Блудова, И.И. Константинова, коллекция танагрских терракот П.А. Сабурова и др. В 1886 г. Эрмитаж пополнился произведениями западноевропейской живописи, предметами декоративно-прикладного искусства Античности из Галицинского музея, начало собранию которых было положено еще во втор. пол. XVIII в. В статье «Новые приобретения Эрмитажа и многие другие предметы» А.А. Васильчиков подробно описал коллекции, поступившие в музей в 1855–1880 гг. В журнале «Вестник изящных искусств», им была опубликована статья о произведениях Рафаэля Санцио, имеющихся в России. Кроме того, им была написана книга «Императорский Эрмитаж», рассказывающая о пополнении коллекций, их систематизации и научном описании, основная часть которой посвящена новым приобретениям музея за 25 лет – с 1855 по 1880 г.

Значительный рост коллекций и разнообразие поступавших экспонатов поставили перед А.А. Васильчиковым задачу пересмотра штатов и структуры Эрмитажа, что и было сделано в 1885 г. В музее появились отделения: классической археологии; Средних веков и эпохи Возрождения; живописи, гравюр, рисунков; нумизматики; Русское отделение.

В 1882 г. А.А. Васильчиков получил назначение на должность председателя Императорской Археологической комиссии с оставлением его в должности директора Эрмитажа. Археологическая комиссия была организована в 1859 г. как государственное учреждение, призванное руководить археологическими изысканиями, а также получившее права на выдачу ученым «открытого листа» – разрешения на раскопки, а также охрану и реставрацию памятников культуры. А.А. Васильчиков, будучи искусствоведом и историком, не имел опыта археологической работы, однако он активно включился в работу Археологической комиссии, которой предоставили помещения на третьем этаже Нового Эрмитажа, и музей установил с ней более тесное взаимодействие. Археологи сдавали полученный во время раскопок материал в соответствующие отделения Эрмитажа. Отделение классической археологии, сотрудники которого изучали памятники письменного периода истории Древнего Рима и Древней Греции, охватывая греко-римский мир от Испании до Индии и от Северной Африки до Скифии и Сарматии, было создано специально для хранения памятников, полученных во время проводимых археологических раскопок, или ранее найденных, которые хранились в музеях Академии наук. А.А. Васильчиков считал, что сотрудники Эрмитажа должны принимать активное участие в деятельности Археологической комиссии, с его слов «неустанно пополняющей коллекции» музея.

Александр Алексеевич прилагал немало усилий для сохранения Археологической комиссии, несмотря на то что в 1870–1880-х гг. её постоянно пытались лишить части полномочий. В 1877 г. А.Б. Лобановым-Ростовским Министерству народного просвещения был представлен «Проект правил о сохранении исторических памятников», в котором предлагалось передать полномочия по охране памятников Санкт-Петербургскому университету, Русскому археологическому обществу и Санкт-Петербургскому обществу архитекторов. В 1884 г. появился проект А.С. Уварова, которой передавал право контроля над раскопками и охраной памятников древности Историческому музею в Москве. Все эти предложения вызвали резкие возражения со стороны А.А. Васильчикова, которые он обосновал в своем обращении в Государственный совет, отметив, что ни один музей в мире не имеет столь широких полномочий, так как они «далеко выходят за рамки основного предназначения музеев». В 1886 г. Государственный совет отклонил проект А.С. Уварова, постановив, что указанный выше контроль – это задача «специального учрежденного для сей цели правительственного установления, а именно Археологической комиссии, которой предоставлены определенные в сем отношении права».

Наряду со служебными обязанностями А.А. Васильчиков занимался изучением русского искусства. В годы работы в Италии и Германии он посетил картинные галереи и исторические музеи практически всех городов Западной Европы, занимался коллекционированием гравюр и особенно гравированных портретов, что нашло отражение в двух томах книги «Алфавитный указатель русских портретов», изданной на французском языке, в которую вошло описание 688 портретов Петра Первого, 60 – имп. Анны Иоановны, 279 –  имп. Екатерины II, имп. Екатерины – 108 – имп. Екатерины I, а также большое количество портретов выдающихся русских исторических личностей. Будучи директором Эрмитажа, Александр Алексеевич приобрел для Русского отделения музея портреты Д.Г. Левицкого и И.П. Аргунова.

А.А. Васильчиков, как и многие его современники, увлекался коллекционированием. Его интересы в этом плане были разнообразными. А.А. Бобринский, товарищ Васильчикова, в шутливом стихотворении отмечал, что в собрании его друга есть всё: «мрамор Пароса, майолика Урбино, китайца странный вкус и бронза Сансовино, лионская парта и наш родной кумач». Он собирал произведения русской и европейской живописи и графики, но все же отдавал предпочтение прикладному искусству. Все его коллекции хранились в имении Кораллово Звенигородского у. Московской губ., куда он приезжал с семьей на лето, а после отставки с должности директора Эрмитажа и председателя Архивной комиссии жил постоянно. Историк и писатель, оставивший прекрасные воспоминания о своем времени, владелец Фонтанного дома в Петербурге С.Д. Шереметьев (1844–1890), часто бывавший в усадьбе А.А. Васильчикова, описывал ее так: «Коралловский дом интересен. Все в нем устроено хозяином оригинально и со вкусом. Рабочий кабинет уютен и прост. На лестницах и в гостиных много портретов масляной краской и миниатюр, тут же находятся различные коллекции. Особенно хороша домовая церковь с прекрасными иконами и иконостасом кипарисового дерева». Похожее описание находим и у советского искусствоведа А.Н. Греча в книге «Венок усадьбам»: «…дом был наполнен исключительной и своеобразной обстановкой, очень редкой в русских усадьба <…>. Это была мебель Средневековья и северного Возрождения, не составлявшая здесь коллекции, а нашедшая применение в быту. Резная кровать под балдахином, резные шкафы и поставцы, кресла и стулья – все это уживалось вперемежку с вещами типично усадебными, с фамильными портретами, среди которых были работы В.Л. Боровиковского, картинами, гравюрами, книгами».

Наряду с этим в огромном и разнообразном собрании А.А. Васильчикова были и предметы русского прикладного искусства XVII–XVIII вв. В 40–80 гг. XIX в., отмеченные подъемом русского национального самосознания, среди коллекционеров наблюдалось повальное увлечение памятниками русской старины – так называли предметы бытового уклада и декоративного искусства Средневековой Руси. В Петербурге русскую старину коллекционировали вел. кн. Николай Михайлович, Н.П. Лихачев, С.П. Виноградов, А.Н. Бенуа, Ю.И. Озаровский и др. Однако большинство коллекций находилось в Москве и в ее пригородных усадьбах. В журнале «Московитянин» за 1849 г. это обстоятельство объясняли тем, что «Москва искони есть хранилище русской святыни и драгоценных памятников прошлого. Здесь не из подражания основались многие хранилища старины, но из внутренней потребности души». А.А. Васильчикова также не миновала эта учесть. Если говорить о его собрании, то оно на самом деле было результатом «потребностей души». С.Д. Шереметьев отмечал: «С какой ревностью охранял он неприкосновенность наших древних памятников, как усердно, иногда запальчиво, ратовал он за их сохранение<….>. При всей своей светскости, и, несмотря на среду придворную, в нем не угасала до конца искра сочувствия и привязанности к русской старине. Он был из числа не слишком многочисленного кружка светских людей, понимающих недостаточность господствующей подражательности всему чужому. Он не мог осознавать, что общество, отрекшееся от коренных своих начал, подлежит неизбежному своему провалу».

Нравящиеся ему предметы А.А. Васильчиков, вероятно, приобретал, как и большинство коллекционеров, в антикварных магазинах, которых было много в Петербурге и Москве, а также на крупных ежегодных ярмарках, куда скупщики со всей России привозили их на продажу. Много старинных вещей хранилось в ризницах монастырей и церквей, где их можно было купить. Некоторые предметы старого быта могли достаться Васильчикову от предков, так как род князей Васильчиковых вел свое происхождение с кон. XIII в., и от предков его жены, в девичестве Олсуфьевой, первое упоминание о предках которой относится к XVI в.

Численность предметов русской старины, собранных А.А. Васильчиковым, осталась неизвестной, но, скорее всего, она было довольно большой. После смерти А.А. Васильчикова в 1890 г. (похоронен в Донском монастыре в церкви во имя Пресвятой Богородицы) его вдова Ольга Васильевна Васильчикова в 1903 г. передала в дар Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III (ныне Российский этнографический музей) 585 предметов. Они были зарегистрированы в 12 коллекций, одна из которых включала в себя памятники культуры мордвы. Однако, по некоторым косвенным сведениям, часть вещей из собрания коллекционера могла быть передана наследниками в Звенигородский музей-заповедник и в Государственный исторический музей.

Собрание памятников русской старины А.А. Васильчикова, поступившее в музеи Петербурга, представляется типичным для втор. пол. XIX в. В настоящее время фонды Российского этнографического музея включают в себя такие предметы русского бытового уклада, как сундуки и ларцы, металлическую (братины, ендовы, чарки, чаши, стаканы) и деревянную (скобкари, ковши, ковшички, тарелки) утварь, а также изразцы, пряничные доски, прялки, швейки, вальки, рубеля, украшенные резьбой и росписью, сбрую для верховых лошадей, девичьи и женские головные уборы, отдельные предметы женской и мужской одежды, серьги, образцы тканей. Однако, к сожалению, все вещи этого богатого и интересного собрания не имеют никаких аннотаций. А.В. Васильчиков, как и большинство коллекционеров втор. пол. XIX в., не считал необходимым вести записи о месте приобретения предметов, их местном названии и назначении, времени изготовления. Такой подход к оформлению памятников, включаемых в частное или музейное собрание, был типичен для того времени. Большинство коллекционеров считало, что вещь интересна уже сама по себе и может много рассказать подготовленному человеку и без каких-либо дополнительных сведений. А.А. Васильчиков также считал эту информацию ненужной еще и потому, что, по воспоминаниям современников, многие из этих вещей использовались его семьей в домашнем обиходе. Отсутствие легенды к экспонатам его собрания препятствует полноценному использованию его в этнографических и искусствоведческих исследованиях. Оно требует большой источниковедческой работы, включающей в себя, прежде всего, датировку каждого памятника, определение места его изготовления и бытования. Предварительная работа в этом направлении уже была предпринята: проведена первоначальная датировка некоторых памятников и частично определено место бытования отдельных предметов.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. Л. 17об., 100, 105. – Журнал заседаний Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 61. Л.1–3. – Опись предметов домашнего обихода и одежды из коллекции Васильчикова, переданной музею.
АГЭ. Ф. 1. Оп. 12. Д. 14. Л. 5–10. – Формулярный список о службе Директора Императорского Эрмитажа Его Императорского величества, Действительного Статского советника Александра Алексеевича Васильчикова АГЭ.

Публикации

  1. Васильчиков А.А. О портретах Петра Великого. – М.: Тип. В. Готье,1872. – 126 с.
  2. Liste alphabétique de portraits russes / Par Wassiltschikoff. – St. Pétersbourg: Commossionnaires de l' Academie Imperial des Sciences, 1875. – 540 с.
  3. Васильчиков А.А. Императорский Эрмитаж 1855–1880. – СПб., 1880. – 117 с.
  4. Васильчиков А.А. Новые приобретения Императорского Эрмитажа // Вестник изящных искусств, издаваемый Академией художеств – 1883. – Т. 1. Вып.1 – С. 1–37.
  5. Васильчиков А.А. Произведения Рафаэля Санцио в России // Там же. Вып. 3 – С. 384–409.
  6. Васильчиков А.А. Семейство Разумовских: В 5 т. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1889–1894.

Библиография

  1. А.А. Васильчиков, директор музея Императорского Эрмитажа: Некролог // Всемирная иллюстрация. – 1881. – Т. 26. № 1. – С.10.
  2. Борель П.Ф. А.А. Васильчиков // Там же. Всемирная иллюстрация. – 1881. – Т. 26. – № 651. – С. 13.
  3. Некролог // Исторический вестник. – 1890. – Т. 41 № 7 (июль). – С. 237–238.
  4. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. – СПб., 1889–1904. – Т. 4. – С. 173–176.
  5. Яковлев В.А. Васильчиков Александр Алексеевич // Записки ООИДр. 1893. – Т. 16, отд 3 (некрологи). – С. 1.
  6. Шереметьев С.Д. Проселки // Путевые заметки. –1897. – Вып. 1. – С. 74–76.
  7. [Саитов В.И.]. Московский некрополь. – СПб., 1907. – Т. 1. – С.186.
  8. Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа. – М.: Искусство, 2000. – 575 с.
  9. Сотрудники Императорского Эрмитажа. 1852–1917: Биобиблиографический справочник / Авт-сост. Г.И. Качалина, В.Ф. Маришкина, Е.М. Яковлев. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2004. – С. 34–35.
  10. Греч А.Н. Венок усадьбам – М.: Аст-Пресс, 2010. – 366 с.
  11. Императорская археологическая комиссия. 1859–1917: В 2 т. / Науч. ред.-сост. А.Е. Мусин, М.В. Медведева. – СПб.: Изд-во ИИМК РАН. – Т. 1.– 885 с.
  12. История Кораллово и его обитателей. Краеведческие исследования одной усадьбы. 


Коллекции 

Русские

№ 165. – Сундуки, ларцы, погребец. Включает 65 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 166. – Серьги и привески к серьгам: металлические, филигранные, эмалированные и украшенные жемчугом, камнями и бисером. Включает 55 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 167. – Пуговицы металлические с кораллом, жемчугом, эмалью, филигранные; запонки, ожерелье. Включает 177 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 168. – Металлическая утварь: чашки, братины, сулеи, чарочки, чаши, ендовы, вазочки, кубки, ковшики, кофейники, умывальники, подносы, перечницы, чайники. Включает 75 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 169. – Замки, ножи, вилки, ножницы, щипцы для свечей и орехов, ключи замочные, безмены, пеналы с чернильницами, магниты. Включает 68 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 171. – Седла, верховая сбруя на лошадь, охотничьи принадлежности, бурдюк, фарфоровая чашка в кожаном футляре, охотничьи пояса со всеми принадлежностями, сальницы для пакли, пороховницы, пульницы. Включает 11 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 172. – Утварь деревянная: скобкари, ковши, тарелки, коробочка, баклажки; прялка, швейка, вальки, каталка. Включает 31 предмет. Место бытования неизвестно. Сбор 1903 г.

№ 287. – Кожаная сумочка. Включает 1 предмет. Место бытования неизвестно. Сбор 1904 г.

№ 381. – Кокошники, повойники, сороки, девичьи венцы и повязки, шугаи, душегрейки, слуцкий пояс, рукавички, кошельки для денег, образцы тканей парчовых, шелковых, в том числе обрезки ткани с платья имп. Елизаветы Петровны. Место бытования неизвестно. Включает 70 предметов. Сбор 1903 г.

№ 3650. – Зеркала и резные доски. Включает 8 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1916 г.

№ 3654. – Доска резная. Включает 1 предмет. Место бытования неизвестно. Сбор 1916 г.

Мордва 

№ 173. – Украшения женские: ожерелья, подвески к серьгам, нагрудное украшение: кисть из бисера, мелких раковин и пуговиц. Включает 10 предметов. Место бытования неизвестно. Сбор 1916 г.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.