Собиратели

Васильев Борис Александрович.
Фотография в свободном доступе в интернете.
Автор: Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук
Васильев Борис Александрович – известный советский литературовед, религиозный деятель, член общины и священник Катакомбной церкви, а также этнограф-сибиревед, антрополог, один из наиболее глубоких знатоков медвежьего праздника, собравший значительные коллекции по народам Амура, Приморья и Сахалина для Румянцевского музея (коллекции этнографического отдела Румянцевского музея позднее легли в основу открытого в 1924 г. Центрального музея народоведения в Москве).
Родился в Москве 17 февраля 1899 г. в семье врача. Учился в частной гимназии Адольфа на Арбате. В 1919 г. поступил в Московский университет на биологическое отделение физико-математического факультета. Б.А. Васильев был учеником Б.А. Куфтина и являлся представителем культурно-исторической школы в этнографии.
С 1925 г. работал в Москве в Этнографическом отделе Румянцевского музея под руководством профессора Б.А. Куфтина в должности старшего помощника хранителя Сибирского отдела. В том же году участвовал в Восточно-Финской экспедиции. В 1927–1928 гг.во время работы в Тунгусской экспедиции посетил нанайцев Амура, нивхов Амура и Сахалина, орочей и удэгейцев Приморского края и ороков (уильта) Сахалина, собрал 836 предметов. Б.А. Васильев был единственным приглашённым к участию в ритуалах медвежьего праздника у орочей.
Борис Александрович собрал для Музея народоведения ценную коллекцию по этнографии орочей: 207 предметов, относящихся к охоте, рыболовству, жилищу, одежде, средствам передвижения, утвари, верованиям (в том числе медвежьему празднику) и шаманству. Этнографию нанайцев отражают 158 предметов. Они связаны с охотой, рыболовством, собирательством, табакокурением, воспитанием детей, шаманством; есть инструменты для обработки рыбьей кожи, выделки шкур; утварь, одежда, предметы культа, идолы. 138 вещей иллюстрируют быт, основные и подсобные занятия ороков: одежда, украшения, игрушки, утварь, предметы охоты и рыболовства, оленеводства, обработки дерева, части интерьера жилища ( покрышки на чум, спальные принадлежности), лечебные и промысловые амулеты и идолы, предметы медвежьего праздника. Нивхам принадлежат 285 предметов коллекции, относящихся к рыболовству и морскому промыслу, охоте, обработке дерева, жилищу, воспитанию детей, погребальному обряду, шаманскому и медвежьему культу, а также утварь, одежда, предметы шитья, украшение, образцы вышивок и орнаментов. По удэгейцам было собрано48 номеров коллекции, куда вошли предметы рыболовства, обработки кожи, утварь, одежда, украшение, шитье, игрушки, вещи, связанные с воспитанием детей, переносным жилищем и шаманизмом.
Этнографические коллекции Музея народоведения в 1948 г. вместе с архивом были переданы в ряд музеев Ленинграда: Музей истории религии, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) РАН и Государственный музей этнографии (ныне Российский этнографический музей, РЭМ). Вещевые коллекции Б.А. Васильева в РЭМ составляют 836 номеров около 1000 предметов; фотоколлекция содержит 52 фотоотпечатка и 52 негатива по орочам, а в архиве содержатся тексты, посвящённые разным разделам материальной (охота, одежда, жилище) и духовной культуры (медвежий праздник, шаманство, календарный обряд унди) орочей. Эти коллекции Васильева представляют собой один из важнейших источников сведений о региональной этнографии пяти народов Дальнего Востока.
Б.А. Васильев был многогранной личностью. Наряду с научными штудиями он занимался духовными поисками. Еще в университетские годы Васильев вступил в общину Катакомбной церкви, возглавляемой о. Алексием и о. Сергием Мечевыми, прихожанином маросейской церкви Св. Николая; пел на клиросе. В 1929 г. вместе с другими членами общины Васильев был арестован и выслан в г. Шенкурск Архангельской обл. В 1938 г. он был рукоположен в священный сан, но жизненные обстоятельства не позволили открыто продолжать пастырское служение. В начале Великой отечественной войны был выслан в Кировскую обл. и в дальнейшем работал преподавателем в педагогических институтах гг. Калинин и Рязань, преподавал историю Древнего мира. С 1946 г. Борис Александрович Васильев возглавлял в Москве домашний религиозно-философский кружок и религиозную школу для детей. Одним из его учеников был Александр Мень. В эти годы Б.А. Васильев работал в Музее антропологии МГУ.
В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую проблеме медвежьего праздника у орочей, позже в журнале «Советская этнография» опубликовал очень ценную работу на ту же тему, расширив объект исследования до народов Амура. В это время Васильев работал в Москве в Институте этнографии АН СССР и одновременно сотрудничал с издательством «Советская энциклопедия», готовил к печати сибирский том издания «Народы мира».
Окончательно Васильев вернулся в Москву, когда был реабилитирован после смерти Сталина в 1953 г. С этого времени он заведовал Антропологическим музеем МГУ.
Протоирей о. Александр Мень вспоминал о нем: «Он был человеком не только глубокой веры, но и подлинным ученым, все интересующие его проблемы он исследовал обстоятельно, неторопливо, придерживаясь строго выверенных методов и фактов… Он считал, что религия и наука взаимодополняют друг друга».
В конце жизни Васильев увлекся литературным творчеством А.С.Пушкина и написал книгу «Духовный путь Пушкина», высоко оцененную пушкинистами и неоднократно переиздававшуюся.
Борис Александрович Васильев умер 17 ноября 1976 г. в Москве, где и похоронен на немецком кладбище «Введенские горы».
Архивные материалы
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 63. 30 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Одежда орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. 23 л .– Описание Б.А.Васильева по теме «Рыболовство и средства передвижения орочей». 1927.
АРЭМ. Ф 5. Оп. 1.Д. 65. 7 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Жилище орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 66. 3 л.– Описание Б.А.Васильева по теме «Воспитание детей у орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 67. 14 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Охота у орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 68. 21 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Обрядовые праздники орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 69. 33 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Шаманство орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 293, 296–299. – Список коллекций Б.А. Васильева по гольдам (293 номера, р. Амур, 1927 г., 11 карточек, 11 л.); гилякам (296 номеров, о. Сахалин, 1928 г., 34 карточек, 34 л; 297 номеров, р. Амур, 115 карточек, 351 л.); орочам (298 номеров, г. Советская Гавань, 1927 г. 221 карточка, 24 л,), орокам (299 номеров, 1928 г. о. Сахалин, 87 карточек, 13 л).
Публикации
Научные издания
- Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков: Предварительный очерк по материалам экспедиции 1928 г. // Этнография. – 1929. – № 1. – С. 3–22.
- Васильев Б.А. Старинные способы охоты у приморских орочей // СЭ. – 1940.– № 3. – С. 161–171.
- Васильев Б.А. Медвежий праздник // СЭ. – 1948.– № 4. – С. 78–104.
- Левин М.Г., Васильев Б.А. Эвены // Народы Сибири / Под ред. М.Г.Левина, Л.П.Потапова. М.;Л.: АН СССР, 1956. – С. 772–775.
Литературные произведения
Васильев Б.А. Духовный путь А.С.Пушкина. – М.: Sam and Sam:1995. – 360 с.
Библиография
- Бычков С., Семенникова М. Мечевская община // Московский комсомолец. 1991. – 27 нояб.
- Бычков С.С. Российская церковная интеллигенция: противостояние тоталитаризму // Русское подвижничество. – М.: Наука, 1996. – С. 297–300.
- Сирина А.А., Давыдов В.Н. Этнограф Борис Александрович Васильев и его очерк «Пять дней среди орочей»: стратегии письма в советской этнографии // ЭО. – 2020.– № 5. – 5–22.
Коллекции
Нанайцы (гольды)
8761-9121-9136, 9140-9236, 9243-9244, 9248-9256, 9260-9359, 11266, 11285-11286, 11294, 11296. – Предметы и орудия охоты, рыболовства, собирательства, обработки кожи; предметы детского воспитания, музыкальный инструмент; предметы культа (идолы), шаманизма, медвежьего праздника; утварь и орнамент. Включает 127 предметов. Приморский край, р. Амур. Сбор 1927 г.
8762-17907–17909, 17946–17947, 17950–17951, 17953–17956, 17971, 17983, 18110, 18112, 18114, 18119–18120, 18138, 18171–18172, 18176, 18183–18192. – Одежда, вышивка, атрибуты табакокурения; утварь; предметы детского воспитания; культа, шаманизма. Включает 31 предмет. Приморский край, р. Амур. Сбор 1927 г.
Нивхи (гиляки)
8761-10501–10681, 10683, 10694, 10780. – Предметы и орудия рыболовства, морского промысла, охоты, обработки дерева; утварь, шитье; табакокурение, одежда, предметы детского воспитания, шаманского и медвежьего культа. Включает 183 предмета. О-в Сахалин и Амурский лиман. Сбор 1928 г.
8762-16544, 16547–16627, 16637, 16638, 16640, 16643–16661, 17235. – Одежда, украшение, предметы детского воспитания, вышивки, образцы орнамента; части жилище, утварь, предметы рыболовства; предметы и атрибуты шаманизма, медвежьего праздника, погребального культа. Включает 102 предмета. О-в Сахалин и Амурский лиман. Сбор 1928 г.
Орочи
8761-9753, 9755–9803, 9833, 9842. – Предметы детского воспитания, атрибуты культа, шаманизма, медвежьего праздника; идолы. Приморский край, г. Советская Гавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.
8761-15833–15835, 15871–15875. – Части жилища, предметы культа. Включает 59 предметов. Приморский край, г. Советская Гавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.
8762-1862–18318, 18321, 18448–18468, 18478–18491. – Предметы и атрибуты шаманизма, предметы погребального обряда. Включает 23 предмета. Приморский край, г. Советская Гавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.
8762-18287, 18290–18292,18294, 18298–18299, 18301, 18304, 18307–18310, 18312–18315, 18319–18322, 18325–18326, 18330, 18332, 18334–18340, 18342–18343, 18345/1-2, 18347/1,2- 18348/1,2, 18350 /1,2, 18354 /1-2,18356 /1,2–18360 /1,2, 18368 /1,2 –18369/1,2, 18373 /1-2, 18375/1-2 – 18376 /1-2, 18378 /1-2, 18384 /1-2–18386, 18389, 18393–18402, 18404–18405, 18407–18412, 18417, 18420 а,б, 18424, 18426, 18428–18432, 18435–18438, 18440–18441, 18443, 18446–18454, 18456–18460, 18462–18464, 18467, 18472–18482, 18486–18489, 18493–18495. – Одежда, куклы, атрибуты погребального обряда. Включает 143 предмета. Приморский край, г. СоветскаяГавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.
Уильта (ороки)
8761-7991–8050. – Предметы рыболовства, морского промысла, оленеводства, обработки кожи, дерева; предметы культа; утварь. Включает 59 предметов. О-в Сахалин. Сбор 1928 г.
8762-18194–18223, 18254–18285,18617–18619. – Одежда, украшение, игрушки, утварь, предметы оленеводства, охоты, лечебные и промысловые амулеты, атрибуты медвежьего праздника; части жилища. Включает 73 предмета. О-в Сахалин. Сбор 1928 г.
8761-11430,11431, 11443, 11451,11452, 11461.– Предметы охоты, рыболовства, оленеводства, утварь. Включает 6 предметов. О-в Сахалин. Сбор 1928 г.
Удэгейцы
8761–9851, 9854-9866, 11440, 11464, 15831, 15862. – Предметы рыболовства, обработки кожи, утварь, предметы детского воспитания; предметы и атрибуты культа, шаманизма, части жилища.
8762-18564, 18566, 18568, 18570, 18573-18600.– Одежда, орнамент, украшение, шитье, предметы культа, игрушки, утварь, жилище, шаманство. Включает 48 предметов. Приморский край. Сбор 1927 г.
Фотоколлекция
8764-18542–18627. – Типажи, одежда, жилище, кузнечество, свадебный обряд, средства передвижения, рыболовство, охота, шаманство, медвежий праздник, погребальный обряд. Включает 52 фотоотпечатка, 52негатива. Фотосъемка 1927–1928 гг. Приморский край, г. Советская Гавань, с. Хуту Дата. Орочи.