Купить билет

Собиратели

Васильев Виктор Николаевич

Васильев Виктор Николаевич

Васильев Виктор Николаевич во время экспедиции в Амурскую область. 1911 г.
Фото РЭМ № 2654-49. Фрагмент.

Автор: Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук

Виктор Николаевич Васильев – выдающийся российский и советский этнограф, фольклорист, путешественник, собиратель этнографических коллекций для Санкт-Петербургских музеев – Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ) и Музея Антропологии и Этнографии Академии наук (МАЭ). С 1905 г. по 1913 г. участник многочисленных длительных экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток, организованных по заданию как названных музеев, так и Русского географического общества (РГО), в ходе которых им были приобретены уникальные коллекции по девяти народам: эвенкам, негидальцам и уильта / орокам (тунгусо-маньчжурская группа алтайской языковой семьи), якутам, долганам, тувинцам, тофаларам (тюркская лингвистическая группа), а также нивхам (палеоазиаты) и айнам.

Родился в 1877 г. в Амгинской слоб. Якутского окр. Якутской обл., сын политссыльного уроженца Петербургской губ. Николая Васильевича Васильева и местной крестьянки русско-якутского происхождения. Годы его детства совпали с пребыванием в Амге цвета политической ссылки того времени: В.Г.Короленко, Папина, М.Натансона и др., часто бывавших в их семье. Позднейшие политические ссыльные: А.Ф.Говорухин, Надеин и Филиппов были и его первыми учителями. Учился в Амгуньской церковно-приходской и Якутской миссионерской школе, затем в Якутской духовной семинарии.

В 1900 г. В.Н. Васильев выехал из Сибири сначала в Москву, а затем в Петербург с целью поступления в университет, для своего содержания ему пришлось работать по вольному найму в Петербургской контрольной палате. В 1903 г. он был арестован по политическому делу и содержался в Доме предварительного заключения, а также в Петропавловской крепости (до прекращения дела в конце 1904 г.). По выходе из тюрьмы ему удалось устроиться в снаряженную в 1905 г. АН и РГО Хатангскую экспедицию, в составе которой В.Н. Васильев выехал в Якутскую обл. Он обследовал озера Ессей и Яконда, бассейн р. Хатанга, собрал этнографические материалы по ессейским якутам, долганам и тунгусам. Эта поездка явилась переломным моментом в жизни исследователя, с которой началась работа в области этнографии. В дальнейшем эта работа обусловила поступление вольнослушателем в Петербургский университет, а позже – студентом в Практическую восточную академию, окончить которые вследствие частых и длительных новых экспедиций, к сожалению, не удалось.

В 1906 г. по распоряжению МАЭ РАН он отправился в Туруханский край, и затем по р. Вилюй поехал в Якутскую обл. Во время этой поездки им был собран богатый этнографический материал по тунгусам и якутам. Далее В.Н. Васильев был направлен на Камчатку.

После чего был принят штатным сотрудником в МАЭ, где занимался регистрацией собранных коллекций и обработкой материалов. В 1908 г. Васильев был командирован МАЭ в Нижнеудинский у. Иркутской губ. к тофаларам (прежнее название – карагасы) и тувинцам (сойотам) Урянхайского края. Коллекция по тувинцам небольшая, преимущественно по материальной культуре, вошла в фонды МАЭ. В МАЭ хранится более 2 тыс. экспонатов по якутам, долганам, эвенкам, чукчам, тофаларам и тувинцам-тоджинцам, собранных В.Н. Васильевым. Коллекция по тофаларам была выкуплена Николаем II для ЭО РМ (ныне - РЭМ). Это единственная систематизированная коллекция по тофаларам. Вещи уникальные, т.к. приобретены в местах труднодоступного проживания этого народа. В состав коллекции по тофаларам входят предметы, характеризующие горно-таежное оленеводство (седла, переметные сумы, ремни, упряжь), предметы охоты (натруска, ружья, монок и пр.), берестяная, деревянная и камусная утварь, предметы табакокурения, одежда (интересны верхние шубы), предметы культа, в том числе по шаманизму (уникальными являются ритуальная одежда, бубен). Вещевую коллекцию дополняет фотоколлекция № 2562, в которой зафиксированы типажи, жилище (берестяные чумы), виды стойбищ, одежда, утварь, шаманизм (в том числе фото шаманки в ритуальной одежде).

За эти годы им были написаны «Угасшая русская культура на дальнем севере», «Экономическое значение Камчатки» и «Шаманский костюм и бубен у якутов», а также записи якутских олонхо и литературные обработки фольклорных произведений. Кроме того, Васильев одним из первых описал мэнерик и эмиряченье — специфические психические расстройства, характерные для сибирских народов. Им было опубликовано более 15 статей. Работа Васильева получила высокую оценку современников и более поздних исследователей. Запись якутского олонхо «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», выполненная в 1906 г., в 1920 г. удостоилась похвал создателя якутской письменности С.А. Новгородова, назвавшего её «достойной удивления в отношении верности якутскому синтаксису и превосходящей все другие образцы народной литературы якутов». Младший современник и коллега Васильева, этнограф и фольклорист Г.В. Ксенофонтов называл собранные им материалы по долганам и туруханским якутам «единственно надежным и ценным источником».

С 1910 г. Васильев работал в ЭО РМ научным сотрудником отдела Сибири. Особенно плодотворной оказалась его почти 8-месячная экспедиция 1910 г. на Амур и Сахалин к нивхам и тунгусо-маньчжруским народам, в ходе которой ему удалось собрать многочисленные этнографические коллекции по традиционной культуре уильта-ороков (около 700 предметов), нивхов (более 2 тыс.), негидальцев (88). Результатом проделанной работы стали уникальные памятники культуры, характеризующие хозяйственную деятельность, утварь, одежду, предметы культа указанных народов. Особо следует подчеркнуть сборы по орокам и нивхам. Это были очень полные систематические коллекции, раскрывающие все особенности культуры этих народов.

Васильев побывал у трех групп нивхов Амурского лимана, о-ва Сахалина и Охотского побережья, откуда он привез 20 коллекций. В их составе предметы охоты, рыболовства и морского промысла. Имеются орудия труда: по охоте – ружья, с сошками, лук со стрелами, колчан для стрел, копья, самострелы, капканы; по рыболовству – сети, предметы плетения сетей, берестяные поплавки, разнообразные крюки на рыбу; по морскому промыслу – гарпуны на нерпу, дубинки для добивания нерпы. Анализ привезенных предметов охоты свидетельствует, что нивхи охотились на оленя, медведя, волка, лисицу, соболя, белку, птиц, в том числе чаек. В рыболовстве и морском промысле преобладала добыча лосося, кеты, палтуса, наваги, камбалы, белуги, бычка, калуги, сигов, нерпы. Среди средств передвижения в коллекции Васильева имеется лодка и нарта трехкопыльная с бараном. Значителен объем утвари, одежды и предметов культа. Утварь представлена разнообразной деревянной долбленой посудой (блюда плоские и глубокие с орнаментированными ручками для рыбы и мяса, чашки для еды), берестяными тарелками для еды, берестяными коробками для хранения сыпучих предметов, ягод и разной мелочи, ступкой для толчения юколы и орехов, ведром из луба для воды, цилиндрическими берестяными сосудами для ложек, ящичками для разной мелочи и для посуды, орнаментированными ложками и корытцами. Одежда нивхов из коллекции Васильева отличается большим разнообразием. Как правило, это повседневная или праздничная мужская, женская, детская, зимняя и летняя одежда. Выделяются мужские шубы из собачьего меха, женская одежда из нерпичьего меха и ткани, охотничья куртка и юбка из нерпичьего меха, халаты левополые из ткани, наголенники, штаны, головные уборы из меха, пояса с принадлежностями и обувь. К предметам шитья относится большое количество берестяных образцов орнаментов. Имеются предметы табакокурения, включающие трубки, трутницы из осетровой кожи, костяные, берестяные табакерки, кисеты из рыбьей кожи. Наибольший интерес представляют предметов культа, в том числе всевозможные идолы, изображающие духов природы (вселенной, дома и пр.), шаманские духи-помощники, лечебные и промысловые духи, а также предметы медвежьего праздника и утварь, связанная с праздником вскрытия рек.

Среди негидальских предметов представлена разнообразная одежда, утварь, амулеты, изображения духов болезней. Особо ценным является уникальный свадебно-погребальный халат, сшитый из ровдуги лося с вышивкой шелковыми нитками и белым оленьим волосом (РЭМ 2566-26).

Уильтинские (орокские) коллекции включают практически все элементы материальной культуры – хозяйства, одежды, утвари, предметов культа. Особо важную роль среди них играют предметы по медвежьему празднику, прекрасно дополняя аналогичную коллекцию по нивхам. В их числе утварь, используемая на медвежьем празднике, уникальный комплект амулетов с идолами и медвежьими костями, которые погребались на помосте или дереве в лесу в специальном сакральном месте.

В 1912–13 гг. состоялась поездка Виктора Николаевича по заданию ЭО к айнам, проживавшим на о-вах Сахалин и Хоккайдо, где им были собраны всеобъемлющие по тематике коллекции, включающие предметы хозяйственной деятельности, предметы быта, средства передвижения, многочисленная и разнообразная одежда и уникальные предметы культа. Всего насчитывается 18 коллекций, около 2,5 тыс. вещей, являющихся базовым собранием по айнам в РЭМ. Помощником в этой масштабной экспедиции был его товарищ и фотограф Д.Д. Гимер. Сделанные им 4 коллекции фотографий (РЭМ фотокол. - 2584 (35 №), 2611 (76 №), 2625 (20 №), 2626 (8№) прекрасно дополняют вещевую коллекцию.

В составе айнских коллекций по основным занятиям содержатся предметы охоты, рыболовства и морского промысла, земледелия, представленные луками, колчанами двух типов деревянными и берестяными, стрелами с костями, деревянными и железными наконечниками разной формы, копьями, ножами, самострелами; по охоте: остроги, гарпуны, в том числе острога со соскакивающим наконечником, сети и их принадлежности, переметы; по рыболовству и морскому промыслу; по земледелию: палки копалки, грабли, мотыги, серпы, сеялки. Разнообразна утварь: плетеные сумочки из травы, деревянные долбленые чаши, тарелки, блюда, чашки, многие из которых орнаментированы, ложки, корытца, столики, ковши, ступы с пестами, посуда для хранения жира из кишек нерпы. Интересны предметы табакокурения: табакерки в виде деревянных ящичков с трубкой из дерева и кости, курительные трубки, кисеты. Предметы жилища представлены макетом наземного дома, циновками, крюками, подставками под голову для сна, щетками и метлами. Интересны предметы ткачества в виде ткацкого станка индонезийского типа, катушки для нитей. К средствам передвижения относятся лыжи-голицы, камусные лыжи, ступательные лыжи. Важной частью собрания Васильева по айнам являются различные типы одежды, представленные повседневными и обрядовыми мужскими и женскими, детскими костюмами. Среди них выделяются мужские распашные шубы из медвежьего и собачьего меха, отрезные по талии с двумя клиньями сзади, женская распашная одежда из рыбьей кожи аналогичного покроя, разнообразные распашные туникообразные халаты из луба и крапивы, украшенные криволинейным орнаментом, одежда из ткани с аппликативным узором. Особо следует отметить обрядовую погребальную и праздничную одежду с белым аппликативным узором по всей поверхности. В составе одежды – безрукавки, головные уборы круглые с отворотами и без, монгольского покроя и в виде шлема, женские налобные повязки и кокошники из ткани и бересты, нарукавники, боа, наплечные перелины, рукавицы, пояса, мужские и женские передники из ткани, вышитые цветными нитками, мужские юбки из шкуры нерпы и рыбьей кожи, наголенники из собачьего меха, ткани и сплетенные из соломы, мужские штаны, обувь поршневидного покроя из шкуры и кожи нерпы, рыбьей кожи, меха оленя, сандалии плетеные из травы, сшитые тапочки типа макасин из рыбьей кожи, меха оленя, деревянные сабо. Весьма примечательными были айнские нагрудные украшения в виде бус с крупными бусинами, либо металлической круглой бляхой посредине, в виде нагрудного украшения с гардой или ажурной бляхой на шнурке, либо редкое ажурное луновидное медное украшение на шнурке. Нагрудные украшения имели магическое значение и служили оберегом от злых духов, болезней, неприятностей. Кроме того, были привезены серьги ушные в виде кольца с шариком и медный браслет. В составе предметов культа много редких и уникальных предметов, например, предметы медвежьего праздника в виде медвежьей клетки, пояса с мешочками, сплетенного из соломы для медведя, медвежьих наушников, головные уборы старцев, произносящих молитву оправления медведя к божеству гор, особых предметов культа, укладываемых на голову убитого медведя. Особую категорию предметов культа из коллекций Васильева составляли ритуальные заструженные палочки инау, посвященные богам и предкам, а также ритуальные лопаточки икуниси/икупасю для молитвенных возлияний богам, используемые на медвежьем празднике, обрядовых практик культа воды, предметы шаманизма. Наиболее редкими предметами культа являются шаманские атрибуты – головные уборы шаманов в виде пучков перевитых стружек, символизирующих змей, бубны с колотушками, лечебными головными уборами и нагрудными амулетами, части инау, используемых шаманами во время камлания у огня. Вещевой фонд коллекций Васильева по айнам дополнятся 4 уникальными фотоколлекциями по Хоккайдо – 43 №, по Сахалину – 96 №, характеризующими типы айнов, мужчин и женщин, айнов в национальной одежде, селения, типы жилищ и построек, инау домашние, лечебные, от эпидемий, изображение шамана и др.

В.Н. Васильев принимал участие в Первой мировой войне 1914 г. Он был откомандировался на фронт с одним из сибирских врачебно-перевязочных отрядов Союза городов, работал на передовых позициях в Галиции – на Карпатах и в районах Львова, Миколаева, Сколе, Стрыя, Волочиска и др. С 1916 г. и до конца войны В.Н. Васильев состоял в Инженерно-строительной дружине Земгара в турецкой Армении, в районах Карса, Эрзерума, Эрзинджалана и Трапезунда, где его и застала февральская революция 1917 г. В дальнейшем по окончании войны В.Н. Васильев едет в Сибирь в Иркутск, Омск. С 1918 по 1923 г. В.Н. Васильев занимал ряд административно-хозяйственных должностей: Уполномоченного Центрального Комитета по делам о военнопленных, делопроизводителя учрежденного при Колчаке Комитета Северноморского пути. Далее В.Н. Васильев состоял Управделами Правления Объединенных металлургических заводов Ангарского р-на (в Братском остроге на р. Ангаре), Управделами Сибирского Сельхозинститута, делопроизводителя Сибирского Курортного управления и затем Омского Транспортного Потребительского общества. С 1923 по 1926  г. Васильев работает в Западно-Сибирском краевом музее Омска в качестве заведующего этнографическим отделом и зам. директора, где ведет большую работу по пополнению коллекций и. читает лекции по этнографии в краеведческом кружке Музея. В 1926 г. Васильев получил предложение Якутской Комиссии Академии наук принять участие в Якутской экспедиции и он возвращается в Ленинград. Здесь выяснилось, что дневники и материалы всех совершенных ранее экспедиций погибли. В связи с чем организуется новая длительная экспедиция для этнографического изучения тунгусов Алдано-Майского р-на Якутской республики и Аяно-Охотского побережья Дальне-Восточного Края, в которой В.Н. Васильев принимает участие в течение более 2-х лет.

С осени 1928 г. В.Н. Васильев работал сверхштатным сотрудником в Сибирском отделе МАЭ, замещая последние несколько месяцев до своей смерти (1930 г.) заведующего отделом при официальном заведующем им Э.К. Пекарским.

В.Н. Васильев умер 12 ноября 1931 г. в Ленинграде на 54-м году жизни.

Этнографические сборы В.Н.Васильева, заслуживающие самой высокой оценки, создали ему имя выдающегося ученого и собирателя. Великолепные многочисленные вещевые коллекции по нивхам, орокам, негидальцам и айнам составляют основной фонд коллекций по этим народам в РЭМ. В числе этих коллекций отмечается много типовых и уникальных экспонатов: различные типы свадебных костюмов негидальцев и уильта, охотничьей одежды из нерпичьей шкуры нивхов и уильта, нагрудников с многочисленными бронзовыми бляшками нивхов, нарядными головными уборами уильта и нивхов  и другие. Особое внимание заслуживают коллекции по айнам Сахалина и Хоккайдо, с обилием предметов по культу, представляющих различные способы коммуникации с богами. Вещевые коллекции дополняются фотоматериалами по тем же народам. В целом собрание коллекций В.Н. Васильева по дальневосточным народам представляет собой добротный историко-этнографический источник по нивхам, айнам, уильта и негидальцам.

               

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 56. 72 л. – Переписка с сотрудником музея В.Н.Васильевым о собирании этнографического материала в Приморском крае 15 марта 1910 – 19 марта 1911 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 57. 230 л. – Переписка с В.Н.Васильевым о собирании этнографического материала среди айнов о.Сахалина и Японии, опись собирательских материалов 26 марта 1910 – 22 января 1916 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 58. 163 л. – Описи этнографических материалов гиляков, ороков и орочон, собранные В.Н.Васильевым апрель-май 1911 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 59. 62 л. – Отчет В.Н.Васильева о поездке к айнам о. Иезо и Сахалина (рукопись) 1912. Опубликован в годовом отчете РМ за 1912 г. СПб, 1914).
АРЭМ. Ф. 1. Оп 2. Д. 60. 25 л. – Отчет В.Н.Васильева о поездке в Японию для сбора этнографических материалов (без начала). 9 мая 1913 г.

  

Публикации

  1. Васильев В.Н. Краткий отчет инородцев Севера Туруханского края: (описание болезней: эмирячение и «мэнэрик» среди якутских женщин) // Ежедневник Русского Антропологического общества. – Т. 2, 1905–1907. – С. 57–87.
  2. Васильев В.Н. Изображения долгано-якутских духов как атрибуты шаманства // Живая старина. – Т. XVIII. – Вып. 2–3, отд. 1–2. – СПб., 1909, – С. 269–288, 6 илл.
  3. Васильев В.Н. Образцы тунгусской народной литературы. Отд оттиск, без тит. Листа. –СПб: Тип В.Ф. Киршбауля, 1909. – С. 19–40.
  4. Васильев В.Н. Краткий очерк быта карагасов // ЭО. – Кн. LXXXIV-LXXXV, 1910, – № 1–2. М. – С. 46–76.
  5. Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов. // Сб. МАЭ. – Вып. VIII, – СПб., 1910. – 47 с.
  6. Пекарский Э.К., Васильев В.Н. Плащ и бубен якутского шамана // Материалы по этнографии России. – Т. 1, –СПб., 1910. – С. 93–116.
  7. Васильев В.Н. Отчет В.Н.Васильева по командировке к гилякам и орокам // Отчет ЭО РМ за 1911 г. – СПб., 1912. – С. 35–54.
  8. Васильев В.Н. Краткий отчет о поездке к айнам островов Иезо и Сахалина // Отчет ЭО РМ за 1912. – СПб., 1914. – С. 41–62.
  9. Васильев В.Н. Предварительный отчет о работах среди Алдано-Майских и Аяно-Охотских тунгусов в 1926-1928 гг. // Известия АН СССР. – Л., 1930, – 85 с.
  10. На Камчатке. Сборник статей и очерков / Ред. В.Н. Васильев. – Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1936, – 215 с.

           

Библиография

  1. Петров А.А. Неизвестные страницы ученых-тунгусоведов: (Васильев В.Н., Левин В.И.) // Юбилейные герценовские чтения. – Якутск, 1998. – С. 13–14.
  2. Марголина Н.Б. Роль В.Н.Васильева в комплектовании коллекций по культуре нивхов, ороков и негидальцев // Музей. Традиции. Этничность: ХХ–ХХ1 вв. (Материалы конференции). – СПб.;Кишинев, 2000. – С. 93–96.
  3. Решетников А.Н. Каталог тунгусских коллекций В.Н.Васильева. – Вып. 1. – Якутск: Сахполитграфиздат, 2005. – 112 с.
  4. Российский этнографический музей. Каталог айнских коллекций. – Токио, 2007. – 408 с.
  5. Ефремов Н.Н. 125 лет со дня рождения В.Н. Васильева, этнографа, фольклориста // Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) (10 ноября 2002). Архивировано 13 октября 2007 года.
  6. Ефремов А.Н. Научное наследие В.Н. Васильева – этнографа и фольклориста// Казанская наука. – Казань, 2012.  – № 10. – С. 39–45. 
  7. Островский А.Б., Сем Т.Ю. Коды коммуникации с богами. Мифология и ритуальная пластика айнов. – СПб.: Нестор-История, 2019. – 160 с.

 

Коллекции

Айны

№ 2806. – Одежда, украшения. Включает 132 предмета. О-в Сахалин. Сбор 1912 г. Поступление 1914 г.

№ 2807. – Украшения, одежда. Включала 77 предмета, сохранилось 65 предмета. Япония, о-в Иезо (Хоккайдо). Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2808. – Табакокурение. Включала 31 предмет, сохранилось 30 предмет. О-в Сахалин. Сбор 1912 г. Поступление 1914 г.

№ 2809. – Табакокурение. Включала 16 предметов, сохранилось 14 предметов, О-в Сахалин. Сбор 1912 г. Поступление 1914 г.

№ 2810. –Ткачество, кузнечество, ножи в ножнах. Включала 93 предметов, сохранилось 89 предмета. Япония, о-в Сахалин. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2811. – Ткачество, обработка дерева, земледелие, ножы и ножны, циновки. Включала 58 предметов, сохранилось 56 предметов. Япония, о-в Иезо, с. Пиратори. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2812. – Циновки, музыкальный инструмент, деревянная и берестяная утварь, посуда, набор молитвенных палочек. Включала 206 предметов, сохранилось 196 предмета. Япония, о-в Сахалин. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2813. – Предметы детского воспитания (колыбель), циновка, утварь, набор молитвенных палочек. Включала 111 предмета, сохранилось 104 предмета. Япония, о-в Иезо, с. Пиратори. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2814. – Охота, рыболовство, средства передвижения (лыжи). Включала 65 предметов, сохранилось 60 предметов. Япония, о-в Иезо, с. Пиратори. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2815. – Средства передвижения (лыжи, собачья упряжь), охота, рыболовство, морской зверобойный промысел. Включала 74 предмета, сохранилось 63 предмета. Япония, о-в Сахалин, сс. Ай, Рёри, Маука, Одасан, Очобоки, Тарантомари. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2816. – Намогильные памятники, ритуальные заструженные палочки инау, предметы культа, шаманизм, предметы медвежьего праздника, утварь ритуальная, сабли, ножны, перевязи для медвежьего праздника, лечебные амулеты. Включала 117 предметов, сохранилось 107 предмета. Япония, о-в Сахалин, сс. Тарантомари, Одасан, Мауки, Рёри, Тоннайса. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 2817. – Намогильные памятники, погребальная одежда, инау, колчаны церемониальные, молитвенные палочки, сабля, ножны, модели сабель, модели колчанов, ритуальная утварь. Включала 135 предметов, сохранилось 126 предмета. Япония, о-в Иезо. сс. Пиратори, Нибутани. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 3006. – Ножи в ножнах, молитвенные палочки, ткацкийе станки для поясов, ткачество, утварь, предметы детского воспитания, одежда, табакокурение, охота, инау, средства передвижения лыжи ступательные. Включала 68 предметов, сохранилось 66 предметов. Япония, о-в Иезо, с. Пиратори, о-в Сахалин, с. Такой. Сбор 1912 г., поступление 1914 г.

№ 4926. –Утварь. Включала 128 предметов, сохранилось 124 предмета. Япония, о-ва Иезо, с. Пиратори, о-в Сахалин, сс. Маукс, Б. Такой, Сирарока, Ай, Таннайча, Охакатан, Тарантомари. Сбор 1912 г., поступление 1929 г.

№ 5102. – Колчаны церемониальные, колчаны охотничьи, предметы охоты, воспитание детей, палицы, циновки, пища, утварь, ткачество, переноска грузов, одежда, модели колчанов, сабель, лекарства, молитвенные палочки, погребальные предметы, инау. Включала 318 предметов, сохранилось 269 предметов. Япония, о-ва Иезо, (Хоккайдо), сс. Пиратори, Нибутани. Сбор 1913 г., время поступления неизвестно.

№ 5110. – Колчаны церемониальные, воспитание детей, охота, морской промысел, рыболовство, утварь, табакокурение, кузнечество, обработка дерева, ножны, утварь, циновки, ткачество, одежда, инау, лечебные повязки, лекарства, молитвенные палочки, охота, колчаны церемониальные. Включала 311 предметов, сохранилось 288 предмета. Япония, о-в Сахалин, сс. Найбучи, Тоннай, Тарантомари, Ай, Отосан, Сирарока, Охакотан, Маука, Рёре, Б. Такой, Очоно, Мануэ, Оккай, Никольское. Сбор 1913 г., время поступления неизвестно.

№ 6756. – Земледелие, табакокурение, пища, утварь, предметы с могилы, ритуальная утварь, ткачество, одежда, сабли, инау, лечебная повязка, предметы морского промысла, рыболовство. Включает 92 предмета. Япония, о-в Сахалин. Сбор 1912 г., время поступления неизвестно.

Негидальцы

№ 2566. – Одежда, погребальный костюм, утварь, предметы табакокурения, образцы вышивки, изображения духов, амулеты лечебные. Включала 81 предмет, сохранилось 78 предметов. Дальневосточный округ, Удской округ, устье р. Амгуни. Сбор 1911 г., поступление 1913 г.

Нивхи

№ 2913. – Одежда, украшения, вышивки, берестяные трафареты орнаментов. Включала 164 предмета, сохранилось 158 предмета. О-в Сахалин, сс. Чайво, Бискво, Кякрво. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 2914. – Одежда, украшения, вышивки, узоры. Включала 173 предметов, сохранилось 171 предмета. Приморская область, Удской у., р. Амур, сс. Вайде, Пронче, Кальма, Пад, Хылка, Чильма, Тебах, Тальники, Мочала; Амурский лиман сс. Чомы, Варки, Лянгер, Хузи и Охотское побережье, с. Коль. Сбор 1910 г., поступление 1914 г.

№ 2915. – Предметы табакокурения. Включала 33 предмета, сохранилось 29 предмета. Русский Сахалин (Север), сс. Ныйво, Милкво, Тымь, Такрво, Кякрво, Чайво, Аркво. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 2916. – Предметы табакокурения. Включала 12 предметов,сохранилось 8 предметов. Приморская обл, Амурский лиман, сс. Чомы, Лянгр; р. Амур, сс. Дюльма, Чильма, Пад, Акша, Гок. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 2917. – Предметы охоты, рыболовства и морского промысла. Включала 52 предмета, сохранилось 43 предмета. О-в Русский Сахалин, р. Тымь, сс. Такрво, Кякрво, Ныйво, Лярво, Вискво. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 2918. – Предметы передвижения, охоты, рыболовства и морского промысла. Включала 11 предметов, сохранилось 9 предметов. Приморск. обл, Удской у. Амурский лиман, сс. Лянгер, с. Коль, Прогне, Хузи; р. Амур, сс. Акша, Кальга, Пачи. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 1919. – Музыкальные инструменты. Включает 2 предмета. Русский Сахалин, сс. Аркво, Ныйво. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 2920. – Предметы  охоты. Включает 2 предмета. Русский Сахалин, с. Такрво. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 2921. – Домашняя утварь. Включала 116 предметов, сохранилось 111 предметов. О-в Сахалин, с. Вискво, р. Тымь, сс. Тыгмычь, Ваурку, Ныйво, Такрво, Чайво, лагуна Набиль, сс. Помир, Хетво. Сбор 1911 г., поступление 1911 г.

№ 2922. – Домашняя утварь. Включала 34 предмета, сохранилось 31 предмет. Приморская область, Удской у. Амурский лиман, сс. Лянгер, Чомы, Ми, Чильба, Хузи, Охотское побережье, сс. Коль, Кольма, устье Амгуни, р.Амур. сс. Чильма, Акша. Сбор 1911 г., поступление 1911 г.

№ 3013. – Орудия рыболовства, предметы охоты, шитье, утварь, детское воспитание, искусство, народная медицина, предметы культа. Включала 82 предмета, сохранилось 73 предмета. О-в Сахалин, Охотское побережье, Амурский лиман, р. Амур. (сс. Выйво, Коль, Милкво, Вмскво, Кальга, Пэтво, Ляргво, Тымь, Чомы, Пильво, Кякрво, Пачи, Такрво, Набиль, Тыгмыч, Чильба, Аргво, Варки, Акша, Мочала, Маги, Чайво, Хузи, Петровская коса. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 3501. – Детские игрушки. Включала 40 предметов, сохранилось 35 предметов. Русский Сахалин, сс. Тымь, Пыйво, Чайво, Кякрво, Вискво, Лярво. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 3502. – Детские игрушки. Включала 25 предметов, сохранилось 23 предмета. Амурский лиман, сс. Чомы, Варки, Маги. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

№ 3586. – Вышивка  и трафареты орнаментов, орнаментированные платья для кукол. Включает 82 предмета, сохранилось 82 предмета. Амурский лиман, сс. Лянгер, Вайдо, Пукр, Варки, Чайво, Акрво; р. Амур, с. Вайде, о-в Сахалин, сс. Лярво, Вискво. Сбор 1910 г., поступление 1929 г.

№ 4798. – Одежда и украшения, образцы орнамента из рыбьей кожи, утварь, детские колыбели и их принадлежности, детские игрушки, предметы шитья, средства передвижения. Пищевые продукты, предметы охоты, рыболовства и морского промысла. Включает 259 предметов, сохранилось 259 предмета. Р. Амур, сс. Тахта, Маги; Амурский лиман, о-в Лянгр, сс. Варки, Хусс. Чайво, Кякрво, Хетво, Такрво, Ваурку, Пильво; залив Набиль, сс. Вискво, Лярво, Петво,Туми, Милкво. Сбор 1910 г., поступление 1928 г.

№ 4804. – Предметы верований и культа. Предметы медвежьего праздника, Утварь для праздника вскрытия рек, лечебные амулеты, шаманизм, предметы с могилы. Включала 51 предмет, сохранилось 48 предмет. Р. Амур, сс. Тахта, Пачи, Мочала; Амурский лиман, с. Пронге, о-в Лянгр, о-в Сахалин, р.Тымь, сс. Токрво, Пильво, Ваурку, Чайво, Ныйво, Милкво, Хетво, Аркво; Набильский залив, сс. Пильво, Хотво; Охотское побережье, Петровская коса у залива Счастья. Сбор – 1910 г.,  поступление 1929 г.

№ 4916. – Одежда из рыбьей кожи, охота, игра, средства передвижения (лыжная палка). Включала 37 предметов, сохранилось 35 предметов. Р. Амур, сс. Кальга, Маги; Амурский лиман, о-в Лянгр, сс. Варки, Хузи, Пронге; Охотское побережье, залив Счастья, с. Коль; о-в Сахалин сс. Ныйво, Чайво, Ваурку, Вискво, Такрво; р. Тымь, с. Лярво. Сбор 1910 г., поступление 1929 г.

№ 5169. – Предметы верований и культа. Идолы, изображения духов природы, лечебные, шаманские, промысловые идолы. Включала 178 предметов, сохранилось 139 предмета. Дальневосточный край, сс. Лярво, Тыгмыч, Такр-во, Чайво, Пячи, Милк-во, Кальма, Дыльма, Тебах, Хузи, Акша, Мыхель, Пад, Начиво, Тегирво, Арпво, Нытво, Коль, Чомы, Хылка, Рауря, Аншос, Чомы; р. Тымь, сс. Вайде, Маги, Мокрая, Найво, Сайво, Чильба, Кякрво, Кыйво; о-в Уд, сс. Пэтво, Пронга; залив Набиль, сс. Чайво, Мыхель. Сбор 1913 г., поступление 1913 г.

Тофалары

№ 2486. – Оленеводство, охота, одежда, утварь, предметы культа, шаманизм. Включала 350 предметов, сохранилось 307 предмета. Иркутской губ., Нижнеудинский у. Сбор 1908 г., поступление 1911 г.

Уильта (Ороки)

№ 2011. – Одежда, спальные принадлежности, утварь, предметы жилища (покрышки на чум, столик), пищевые продукты, принадлежности табакокурения, детские игрушки, очки снеговые. Включала 279 предмета, сохранилось 259 предмета. О-в Сахалин, Набильский залив, Александровск, оз. Науту, Пильтунский залив. Сбор 1910 г., поступление 1912 г.

№ 2076. – Кузнечество, обработка дерева, инструменты для выделки кож, берестяные трафареты орнамента, образцы орнамента. Включала 60 предметов, сохранилось 56 предметов.. Русский Сахалин, Восточное побережье, Дагинский залив, ст. Даги, Набильский залив, Чайвинский залив. Сбор 1910 г., поступление 1912 г.

№ 2077. – Предметы охоты, рыболовства и морского промысла. Включала 65 предметов, сохранилось 60 предметов. Русский Сахалин. Восточное побережье, Пильтунский, Набильский, Дагинский заливы. Сбор 1910 г., поступление 1912 г.

№ 2078. – Предметы оленеводства, предметы верхового и нартенного передвиждения, предметы пешего передвижения (лыжи, заплечная доска). Включала 92 предмета, сохранилось 91 предмет. Русский Сахалин, Восточное побережье Набильский, Чайвинский, Пильтунский заливы, оз. Науту. Сбор 1910 г., поступление 1912 г.

№ 2079. – Атрибуты шамана, изображения духов, изображение умерших, амулеты, предметы медвежьего праздника, утварь, промысловые предметы, предметы христианства, погребальный культ. Включала 87 предмета, сохранилось  82 предмета. Русский Сахалин, Восточный берег, Чайвинский, Пильтунский, Дашгинский заливы, оз. Ханкес. Сбор 1910 г., поступление 1912 г.

№ 3002. – Утварь. Включала 7 предметов, сохранилось 2 предмета. Русский Сахалин Сбор 1914 г.

Фотоколлекции

Айны

№ 2584. – Типажи мужчин и женщин, виды поселений, погребальный культ. Включала 35 фотоотпечатков, негативов 33 №, сохранились 33 фотоотпечатка, 31 негатив. Фотосьемка 1913 г. Япония, о-в Хоккайдо, с. Пиратори.

№ 2611. – Типажи, вешала рыболовные, одежда, жилище, шаман, инау, медвежья клетка. Включает 76 фотоотпечатков, негативов 61 №. 15 негативов погибли при бомбардировке 5.12.1941 г. Фотосьемка 1913 г. Япония, о-в Сахалин, сс. Найбичи, Сирарока, Очобоко, Одасан, Тарантомари, Ай, Б. Такой.

№ 2625. – Бытовые сценки, типажи, рыболовство, ткачество, собаководство, медвежий праздник. Включает 20 фотоотпечатков, было 20 негативов, негативы не сохранились, погибли при бомбардировке 5.12.1941 г.. Фотосьемка 1913 г. Япония, о-в Сахалин, сс. Маука, Тойланча, Тарантомари, ст. Манди, с. Сирарока.

№ 2626. – Типажи, виды улиц и селения Пиратори, питье вина. Включает 8 фотоотпечатков,  было 8 негативов, негативы не сохранились, погибли при бомбандировке 5.12.1941 г. Фотосьемка 1912 г. Япония, о-в Хоккайдо, с. Пиратори.

Негидальцы

№ 2622. – Типажи, типы жилища, вид селения, мужчина в погребальном халате. Включает 12 фотоотпечатков, 7 негативов (негативы № 1-5 погибли при бомбардировке 5.12.1941 г.). Фотосьемка 1911 г. Приморская обл., устье р. Амура.

Нивхи

№ 2624. – Вид стойбища, типажи. (3 №). Включает 3 фотоотпечатка, 3 негатива. Фотосьемка 1910 г. О-в Сахалин, Русская часть.

№ 2653. – Типажи, жилище, пейзажи, культ (погребальный, предметы медвежьего праздника). Включает 47 фотоотпечатков, было 47 негатива, все негативы погибли при бомбардировке 5.12.1941 г. Фотосьемка 1910 г. Приморская область. Амурский лиман, Охотское побережье.

№ 2654. – Типажи и одежда, предметы медвежьего праздника, шесты от шаманского камлания, погребальный культ, вешала, нарты. Включает 108 фотоотпечатков, было 106 негативов, все негативы погибли при бомбардировке 5.12.1941 г. Фотосьемка 1910 г. Сахалинская обл., Александровский и Тымский округ.

№ 2655. – Типажи и одежда, лабаз и вешала, типы жилища, амбар для медведя. Включает 86 фотоотпечатков, 74 негатива,  было 86 негативов, (12 негативов погибло при бомбардировке 5.12.1941 г.). Фотосьемка 1911 г. Приморская обл., Удский у., р. Амур.

Уильта (ороки)

№ 2620.– Типажи и одежда, лодка, верховое оленеводство, шаманские деревья, погребальный культ. Включает 69 фотоотпечатков, 4 негатива. было 69 негатива, сохранилось 4 негатива, 65 негативы погибли при бомбардировке 5.12.1941 г. Фотосьемка 1910 г. О-в Сахалин, Восточное побережье.

Тофалары

№ 2562. – Типажи, жилище, одежда, шаманизм. Включает 161 фотоотпечаток, 9 негативов,  было 161 негативов, 152 негатива погибли при бомбардировке 5.12.1941 г. Передана в дар ЭО Императором Николаем II. Фотосъемка 1911 г. Иркутской губ., Нижнеудинский у.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.