Купить билет

Собиратели

Янчук Николай Андреевич

Янчук Николай Андреевич

Фотография опубликована в энциклопедическом издании «Этнаграфія Беларусі» (Мн.: БелСЭ, 1989) 

Автор: Л.А. Сластникова, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Известный российский и белорусский этнограф, фольклорист, литературовед и писатель втор. пол. XIX в., посвятивший свою жизнь изучению русской, белорусской, украинской и польской народной музыки. Был участником музыкально-этнографических экспедиций, проводившихся в Белоруссии, Литве, Украине, Рязанской губ., автор статей по народной музыкальной культуре. Н.А. Янчук (псевдонимы: Bіalorusіn, Корницкий Н.) был организатором и председателем музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания антропологии и этнографии при Московском университете, одним из основателей Народной консерватории в Москве, преподавателем в Московском (читал курс лекций по украинской и белоруской литературе) и Минском университетах. С 1897 по 1920 г. – хранитель этнографической коллекции Дашковского музея в Москве, один из основателей журнала «Этнографическое обозрение» (1889) и долгие годы, до 1916 г. являлся его редактором. Н.А. Янчук также занимался редактированием школьных сборников русских и белорусских народных песен, песен донских казаков.

Н.А. Янчук был членом многих научных обществ: Этнографического, Московского археологического, Общества истории и древностей российских, Общества любителей русской словесности и Общества драматических писателей и композиторов.

Николай Андреевич родился 17 (29) декабря 1859 г. в крестьянской семье в с. Корница Константиновского у. Седлецкой губ. (территория современной Польши), где бок о бок жили белорусы, русские, украинцы и поляки. В смешении их культур он и вырос, чем, вероятно, объясняется его сохранившийся на всю жизнь интерес к народной музыке и фольклору этих народов. Родители Янчука до 1861 г. были крепостными крестьянами, по вероисповеданию — униатами. Все члены семьи Янчуков были грамотными, знали польский и русский языки. Николай окончил сельское училище и в 1871 г. начал учебу в Бельской гимназии, где существовали казенные стипендии (в старших классах он сам уже зарабатывал репетиторством). В 1879 г. Николай вместе с семьей, в которую он был нанят в качестве домашнего учителя и которая принимала живое участие в его судьбе, переехал в Москву, был принят в 8 класс 5-й Московской гимназии и по окончании ее поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где с третьего курса стал заниматься на славяно-русском отделении. В 1885 г. Н. Янчук окончил университет и был оставлен на кафедре для подготовки к экзаменам на ученую степень магистра по русской литературе, присвоенную ему в 1888 г.

В 1890-е гг. Н.А. Янчук преподавал в гимназиях, был помощником библиотекаря в Румянцевском музее. В 1880-1890-х гг. участвовал в этнографических, антропологических и археологических экспедициях, результатом которых  стали его многочисленные статьи в научных и массовых изданиях. В 1900-х гг. он внес большой вклад в изучение и сохранение народной музыкальной и песенной культуры, был организатором и председателем музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания антропологии и этнографии, созданном в стенах Московского университета, одним из основателей Народной консерватории в Москве. Известны его работы  как музыковеда и фольклориста, причем некоторые народные песни приводятся им в нотном исполнении. Исследователи песенной культуры крестьян Украины и Белоруссии, особенно  белорусско-польского пограничья и Полесья, высоко ценят вклад Н.А. Янчука в ее сохранение и изучение. Он также писал литературоведческие статьи, в Московском университете читал курс по белорусской и украинской литературе, в 1918 г. готовил курс в Белорусском народном университете в Москве, принимал активное участие в создании Белорусского государственного университета, ездил из Москвы в Минск читать лекции. Н.А. Янчук отстаивал самостоятельность белорусской и украинской культур и народов. Свои литературные произведения он писал на русском языке и полесском диалекте. Являлся автором музыки и русского текста государственного гимна Белорусской ССР.

Редакторская и издательская деятельность Н.А. Янчука, заслуги в организации и редактировании журнала «Этнографическое обозрение», работы по фольклористике, музыковедению, литературоведческие и собственные литературные произведения неоднократно оказывались в поле зрения многих исследователей его творчества. Под его редакцией и при его непосредственном участии в 1905 г. вышел в свет художественно-этнографический альбом «Народы России».

Н.А. Янчук был награждён орденами Св. Станислава III степени, Св. Анны III и II степени, Св. Владимира IV степени, памятными медалями.

Колоссальную научную и общественную деятельность Н.А. Янчук совмещал с не менее серьезной и многоплановой музейной работой. Будучи хранителем Дашковского Этнографического музея (1897–1920) Н.А. Янчук занимался разбором и систематизацией его коллекций, им был составлен выдержавший многие издания «Иллюстрированный справочник этнографического музея».

На протяжении более 20 лет он пополнял фонды Дашковского музея экспонатами, приобретенными им в поездках по стране. Дашковский этнографический музей после 1917 г. был переименован сначала в Музей народоведения, а затем в Музей этнографии народов СССР. После его расформирования в 1958 г. большинство экспонатов было передано в Музей этнографии в Ленинграде (в настоящее время – Российский этнографический музей). Эти материалы дают возможность получить представление о Н.А. Янчуке как о собирателе. Несмотря на увлечение фольклором, Н.А. Янчук во время своих поездок уделял внимание и материальной культуре славянских народов и не только. Основываясь на предметах, собранных им и переданных в дар музею, можно сделать вывод, что его интересовала обработка дерева (им собраны небольшие, но разнообразные коллекции деревянной утвари русских и украинцев, изделия из бересты и прутьев, изготовленные белорусами и эстонцами), коллекции украинской керамики и глиняных свистулек, украинских и русских пасхальных писанок. В документации Дашковского этнографического музея сохранилась информация о том, что украинский глиняный светильник был приобретен во время поездки Н.А. и М.В. Янчуков в Полтавскую губ. в 1913 г. В том же году Н.А. Янчуком были переданы в дар музею большинство глиняных свистулек и веретена. Писанки передавались в музей в основном в 1893, 1897 и 1904 гг. В 1915 г. фонды Дашковского этнографического музея пополнила коллекция узорнотканых и вышитых изделий крымских татар, собранная Н.А. Янчуком и сотрудницей Дашковского музея Е.А. Юнак в 1914–1915 гг. в Крыму.

Предметы материальной культуры, переданные Н.А. Янчуком в дар Дашковскому музею, не были случайными, поскольку он как хранитель был хорошо знаком с музейными фондами и приобретал только то, чего не хватало в уже имеющихся коллекциях. В настоящее время эти экспонаты являются прекрасным дополнением к коллекциям ЭО, отражающим быт народов России кон. XIX – нач. ХХ в. 

В декабре 1921 г., возвращаясь поездом из Минска в Москву, Н.А. Янчук заразился тифом и 6 декабря 1921 г. умер. Первоначально он был похоронен на маленьком кладбище на территории Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, впоследствии его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 36. – Журналы заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III. 1905–1907 гг.
АРЭМ. Ф.1. Оп. 1. Д. 107. Л. 13. – Журналы заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III. 1916 г.
АРЭМ Ф. 5. Оп. 2. Д. 42. – Описание экспонатов, приобретенных сотрудниками Румянцевского музея Е. Юнаком и Н. Янчуком в период экспедиции в Крым. 1914–1915 гг.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 48. – Описание коллекций Этнографического отдела Румянцевского музея по народности «Айны» и библиография по айнам, составленная Н. Янчуком. 1922 г.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 81. – Статья Н. Янчука «Историко-этнологический очерк» по народности «Айны» и отзыв о работе проф. Анучина (рукопись 1911 г.). 1922 г.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 141. – Карточки коллекции № 7, приобретенной Мецким и Н.А. Янчуком в 1888 г. в Белоруссии.
ОР РГБ. Ф. 218. Карт. 373. Д. 5. – Материалы из Архива Н.А. Янчука. 1870–1918 гг. Песни свадебные и купальские.
ОР РГБ. Ф. 218. Карт. 373. Д. 11. – Материалы из архива Н.А. Янчука. 1870–1918 гг. Несколько слов о кобзарях и лирниках.
ОР РГБ. Ф. 218. Карт. 373. Д. 15. – Материалы из архива Н.А. Янчука. 1870–1918 гг. О чумачестве.

Основные публикации

  1. Янчук Н.А. Малорусская свадьба в Корницком приходе Константиновского уезда Седлецкой губернии // Изв. ИОЛЕАЭ. – 1886. – Т. XCVIII. – Вып. 1.. – Кн. VII.. – С. 64–178.
  2. ЯнчукН.А. Заметка о старых рукописных песенниках, добытых в Волынской губернии // Киевская старина. – 1888., – С. 1–20.
  3. Янчук Н.А. По Минской губернии // Изв. ИОЛЕАЭ. – 1889. – Т. LXI. – Кн. IX. – Вып. 1. – 1889. – С. 57–112.
  4. Янчук Н.А. К вопросу об антропологическом типе литовцев // Изв. ИОЛЕАЭ. – 1890. – Т. XLVIII. – Вып. VI. – С. 201–211.
  5. Янчук Н.А. Пасхальные яйца // ЭО. – 1898. – № 1. – С. 205–206.
  6. Янчук Н.А. Народы России: краткие объяснительные очерки к художественно-этнографическому альбому, изданному под редакцией Н.А. Янчука, хранителя Дашковского этнографического музея в Москве. – М.: Издание И.Кнебель, 1905. – 97 с.
  7. Янчук Н.А. Князь Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки // Изв. ИОЛЕАЭ. – 1906. – Т. CXIII. Т. XV. Т. 1. – С. 409–427.
  8. Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов в народном творчестве // Изв. Отд. Русского языка и словесности ИАН. 1907. – Т. XII. – Кн. 1. – С. 126–143.
  9. Янчук Н.А. сост. Иллюстрированный путеводитель по Этнографическому музею. I Отделение иностранной этнографии. II Дашковский этнографический музей. / Императорский Московский и Румянцевский музей. – М., 1913. – 124 с.
  10. Польские ученые музыканты и этнографы. Оскар Кольберг // Этнографическое обозрение. – № 2. – С. 124 –134.
  11. Вступительная записка об изучении народной песни и музыки и о деятельности Московской музыкально-этнографической комиссии // Тр. музыкально-этнографической комиссии. Т. 1. – С. 110.
  12. К антропологии малорус-подлесян // Сборник в честь 70-летия Д.Н. Анучина. М., 1913. С. 471482.

Библиография

  1. Шаров Н. В. Николай Андреевич Янчук. 1859 –1921 // Тр. Белорусского гос. ун-та. – 1922. – № 2–3. – С. 276–291.
  2. Янчук Н.А. Музыкальная энциклопедия. Т. 6 / Под ред. Ю.В. Келдыша. – М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973– С. 628629.
  3. Свиридова И.К. Николай Андреевич Янчук (биографический очерк) // Музыкальная фольклористика. – М.: Советский композитор, 1986. – Вып. 3. – С. 289–296.
  4. Петровская Г.А. Не погасла звезда: Жизненный и творческий путь Н.А. Янчука. – Мн.: Наука и техника, 1987. – 79 с.
  5. Янчук Мікалай // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1989. – С. 554. 
  6. Białokozowicz B. Mikołaj Janczuk, 1859–1 Podlaskie skrzyżowania tradycji słowiańskich. – Olsztyn: Wyższa Szkoła Pedagogiczna, 1996. – 250 s.
  7. Турьинская Х.М. Н.А. Янчук: У истоков «Этнографического обозрения» // Этнографическое обозрение. – 2009. – № 4. – С. 102–109.

Коллекции


Белорусы

№ 8761-4600. – Лукошко из луба. Поступление 1904 г.

Крымские татары

№ 8762-24008, 24019, 24074, 24076-24078, 24081, 24083, 24088, 24090, 24092, 24097, 24098, 24111, 24156, 24192, 24195, 24198, 24202, 24209, 24227, 24235, 24238-24247, 24249-24258, 24260-24323, 24329-24331, 24333, 24351-24354, 24366, 24367, 24370, 24373, 24375, 24383-24387, 24389, 24391, 24394, 24453, 24454, 24467, 24474, 24480, 24506, 24520. – Коллекция вышитых и узорнотканых изделий включает головные покрывала, различного назначения полотенца, занавесы. Всего 144 предмета. Поступление 1915 г.

Латыши

8761-15388. – Кисть малярная из конского волоса. Без года поступления

Литовцы

№ 8762-34226. – Обувь женская 1 пара. Поступление 1905 г.

Русские

№ 8761-686, 711, 712, 839-850, 853, 895-897, 1258, 1260, 1263-1265, 1401, 1402, 2181, 2206, 2209, 2210, 2212, 2224, 2226, 2232-2234, 2274, 2962, 2963, 2965, 3002. – Утварь домашняя деревянная: пряничная доска, лопатки, ложки, кувшинчики, солонки. Поступления 1901–1906, 1916 гг.; рожок из коровьего рога для кормления детей. Поступление 1903 г.; игрушки деревянные: лодка, два столика, погремушки, куклы, коляска, трамвай, варганчик, конь. Поступления 1904, 1907, 1910, 1914, 1916 гг.; три писанки. Без года поступления; икона. Поступление 1914 г. Всего 41 предмет.

№ 8762-1686, 1715, 2603, 7872. – Предметы мужской одежды: головные уборы «скуфейки», пояс. Поступления 1903, 1915 гг.; напольный коврик. Без года поступления. Всего 4 предмета.

Украинцы

№ 8761-3708, 3709, 3718-3722, 3728, 3729, 3746, 3763, 3764, 3769, 3810, 3816, 3847-3849, 3851-3853, 3872, 3878, 3905, 3932, 3936, 3939-3944, 3947, 3957, 3959, 3962, 3963, 3972, 3973, 3978,3955, 3987, 3991, 4036-4045, 4079-4081, 4091, 4093-4111, 4113-4115, 4146-4148, 4151, 4164, 4235, 4240, 4243, 4253-4259, 4261, 4162, 4266, 4268, 4276, 4283-4285, 4296, 4318, 4329, 4340, 4347, 4348, 4351, 4353, 4361, 4367, 4395, 4397, 4403, 4404, 4409, 4413, 4414, 4417, 4423, 4442, 4467, 4477, 4957, 4961, 4968, 4985. – Утварь различного назначения: ремни для цепа, точильный брусок, волосяное сито, ножи. Поступления 1900, 1913, 1915 гг.; инструменты ткачества: веретена, бердо, челнок. Поступления 1900, 1913, 1916 гг.; утварь домашняя деревянная: лопата, точилка, колотушка. Поступления 1908, 1910, 1916 гг.; утварь домашняя керамическая: миски, горшочек, кружка, тарелочки, бутылка, кувшины, вазы, бочонки, подсвечник, копилка, куманец, светильник, бюст М.И. Глинки, курительная трубка, свистульки. Поступления 1902, 1903,1907, 1910, 1912, 1913, 1917 гг.; изделия из бересты: табакерки. Поступления 1903, 1904 гг.; пасхальные писанки. Включает 46 предметов. Поступления 1893, 1897, 1904, 1905, 1906, 1908, 1910, 1914 гг. Всего 128 предметов

Эстонцы

№ 8761-15309. – Корзинка из прутьев. Без года поступления

№ 8762-31118, 311130. – Обувь женская 1 пара. Поступление 1901 г.; мешочек ручной. Без года поступления

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.