Купить билет

Собиратели

Жамцарано Цыбен Жамцаранович

Жамцарано Цыбен Жамцаранович

Ок. 1916 г. Фотография в свободном доступе в Интернете (источник: Архив БНЦ СО РАН)

Автор: М.В. Федорова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока

Жамцарано Цыбен Жамцаранович (бур. Цыбен Жамцараногой) – бурятский ученый, монголовед, общественный и политический деятель, член Русского географического общества (1907), доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР.

Заслуженную известность Ц.Ж. Жамцарано получил как ученый-филолог и фольклорист, всю свою жизнь посвятивший сбору и исследованию устного народного творчества и этнографии монголоязычных народов Восточной Сибири и Центральной Азии. На его счету множество опубликованных работ, его рукописи, содержащие ценнейший материал по фольклору и лингвистике, а также богатейшие коллекции по этнографии бурят и монголов хранятся в крупнейших архивах и музеях страны. В 1905 г. Цыбен Жамцарано за работы по этнографии бурят был награжден серебряной медалью по отделению Императорского русского географического общества (ИРГО).

Цыбен Жамцаранович Жамцарано родился 13 (25) апреля 1881 г. в урочище Судунтуй Читинского у. Агинской Степной думы. Его отец Гендунов Жамцаран из Шараитского рода хоринских бурят был зайсаном (старостой) Хойто-Агинского родового управления. Начальное образование Цыбен Жамцарано получил в Агинской приходской школе, а затем в Читинском городском училище. В то время в бурятском обществе осознавалась необходимость подготовки образованных бурят, для этого наиболее одаренных детей посылали на учебу заграницу и в столицу Российской империи. Юный Цыбен Жамцарано с детства выделялся своими способностями и жаждой знаний, поэтому Агинская Степная дума отправила его на учебу в Санкт-Петербург в частную гимназию П.А. Бадмаева – крещеного бурята, знаменитого врача тибетской медицины, пользовавшегося огромным влиянием при императорском дворе. Однако в 1897 г. вместе с другими бурятскими учениками-буддистами, отказавшимися принимать православие, Цыбен Жамцарано был отчислен из гимназии. С 1898 по 1900 г. он обучался в Иркутской учительской семинарии, где был зачислен на единственную стипендию для бурят-буддистов. Здесь, в Иркутске, Жамцарано предпринимает первые попытки сбора бурятского фольклорного материала, совершая поездки к алларским и кудинским бурятам. После окончания семинарии и получения преподавательских прав Ц.Ж. Жамцарано в течение последующих двух лет (1901–1902) работал народным учителем в Агинском приходском училище.

В 1902 г. Агинская Степная дума направила Цыбена Жамцарано на учебу в Санкт-Петербургский университет для совершенствования научных знаний. Он был зачислен вольнослушателем на юридический факультет, а через год по его просьбе – на физико-математический факультет по естественному разряду, так как в те годы на этом отделении преподавались такие интересующие его предметы, как этнография, археология, антропология. В 1907 г. также по просьбе Цыбена Жамцарановича, желающего продолжить свое образование, он был зачислен вольнослушателем на факультет восточных языков. Таким образом, с 1902 по 1907 г. Ц.Ж. Жамцарано одновременно занимался на трех факультетах – юридическом, физико-математическом и восточных языков, и, хотя университет он не закончил  по состоянию здоровья, тем не менее получил глубокие и разнообразные знания по изучаемым предметам.

За годы жизни в Санкт-Петербурге и учебы в университете Ц.Ж. Жамцарано встретил высококлассных наставников из среды востоковедов в лице таких ученых, как В.В. Радлов, С.Ф. Ольденбург, Д.А. Клеменц, А.Д. Руднев, В Л. Котвич, В.В. Бартольд, Л.Я. Штернберг, Б.Я. Владимирцов и др. С А.Д. Рудневым он занимался сравнительным изучением наречий монгольских племен; у академика В.В. Радлова слушал спецкурс об Орхонских надписях, а у В.Л. Котвича – лекции по истории Монголии. Петербургские ученые привлекали молодого талантливого студента к научной работе. В свою очередь Цыбен Жамцаранович помогал коллегам, делясь своими знаниями и собранными материалами. В 1902–1908 гг. и 1911 г. Жамцарано преподавал монгольский язык в Практической Восточной академии, а в 1907–1909 гг. – на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета.

В период с 1903 по 1911 г. Ц.Ж. Жамцарано ежегодно совершал поездки к иркутским и забайкальским бурятам и в Халха-Монголию для сбора фольклора и этнографических коллекций, работая по заданию Императорской академии наук, Русского географического общества и Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии.

В эти же годы началось сотрудничество Ц.Ж. Жамцарано с Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (ЭО). В 1902 г. его пригласил для регистрации экспонатов заведующий ЭО (1902–1909), выдающийся этнограф, археолог и востоковед Дмитрий Александрович Клеменц, оказавший в дальнейшем значительное влияние на формирование этнографических интересов молодого ученого. С ноября 1903 по май 1908 г. Цыбеном Жамцарановичем проводилась научная регистрация привезенных из Тувы коллекций Ф.Я. Кона, а также бурятских коллекций М.Н. Хангалова, Д.П. Першина, С.А. Пирожкова, Б.В. Вампилова.

В 1905, 1906 и 1907 гг. по поручению ЭО Ц.Ж. Жамцарано совершил ряд поездок в Забайкальскую обл. и Иркутскую губ. для сбора этнографического материала по традиционной культуре бурят. В общей сложности им было собрано для музея 5 тематических коллекций (более 200 этнографических предметов), снабженных ценной научной информацией.

Первая и наиболее крупная коллекция шаманских атрибутов (впоследствии зарегистрированная под № 783), была собрана Ц.Ж. Жамцарано по заданию ЭО в августе-сентябре 1905 г. среди бодонгутских бурят Агинского ведомства Читинского у. Забайкальской обл. Сбор материала по шаманизму в Забайкальской обл. имел свою специфику. Население здесь было практически полностью ламаизировано. Агинское ведомство являлось к тому времени одним из основных центров распространения буддизма в Бурятии. На его территории имелось множество дацанов, школ по буддийской философии, тибетской медицине, сотни лам. Однако несмотря на достаточно прочное утверждение буддизма, шаманские представления, обычаи и традиции в тех или иных формах продолжали сохраняться. Буряты бодонгутского рода – выходцы из долин р. Хилок – лучше других групп агинских бурят сохранили древний шаманизм. В год экспедиции Ц.Ж. Жамцарано буряты бодонгутского рода предприняли попытку возрождения «старой веры».  В связи с ужасной засухой и неурожаем были  возрождены кровавые шаманские жертвоприношения, усилен исчезающий культ онгонов, несколько человек были посвящены в шаманы. Коллекция включает более 100 предметов шаманского культа, в том числе спасенный собирателем от сожжения ламским духовенством комплекс атрибутов великого шамана-заарина Хонжон-Дагбо из района Нарин-Хундуй. Это шаманские бубны, бичи ташуур, ритуальные головные уборы, конные трости, медные зеркала толи, подвески и амулеты. В коллекции содержатся также найденные на месте жертвоприношения в числе брошенных шаманских вещей шкурки колонка и белки, рисованные изображения солнца и луны, берестяные свертки, подвески-ленточки. Большую ценность представляют собранные Ц.Ж. Жамцарано 30 онгонов (изображений и вместилищ духов и божеств) – лечебных, семейных, женских, охраняющих домашний очаг и детей, скотоводческих и др. Практически все они уникальны и не имеют аналогов в бурятском собрании Российского этнографического музея (РЭМ). Только несколько подобных экземпляров можно встретить в коллекции Б.В. Вампилова (кол. 1275), собранной двумя годами позже, но и они принадлежат аларским бурятам, имеют свою специфику и значительные отличия в понимании их происхождения и назначения. Собранная в Агинском ведомстве коллекция онгонов была описана Ц.Ж. Жамцарано и положена в основу его статьи «Онгоны агинских бурят», опубликованной в 1909 г. в сборнике ИРГО в честь семидесятилетия Григория Николаевича Потанина.

В коллекции содержатся также онгоны и шаманские атрибуты: четки, бич, кинжал пурбу, медная жертвенная чашечка, амулеты, появившиеся под влиянием буддизма, которые являются ценным источником для изучения религиозного сенкритизма у агинских бурят. В последующие годы активная ламаизация забайкальского населения и практически полное искоренение древней веры в значительной степени сузили возможности сбора шаманских вещей в этом регионе. В связи с этим коллекция Ц.Ж. Жамцарано приобретает особую значимость. До настоящего времени она остается единственной в фондах РЭМ, содержащей материалы по шаманизму агинских бурят.

В 1906 г. Ц.Ж. Жамцарано совершил поездку в Верхнеудинский у. Забайкальской обл. На горе, находящейся недалеко от Анинской Степной думы, на месте погребения давно умершего хоринского шамана им были найдены и переданы в ЭО медная маска онгона Абагалдай и два железных стремени, принадлежавшие шаману (кол. 1149).

Значительный интерес представляют этнографические предметы, собранные Ц.Ж. Жамцарано по поручению ЭО во время поездок в Аларское ведомство Балаганского у. Иркутской губ. в 1906–1907 гг. Они составили три тематические коллекции (№ 859, 1150, 1165).

Коллекция РЭМ 1165 содержит более 40 предметов по шаманизму и быту аларских бурят, среди которых: родовой онгон старца Бурту, различные варианты онгона двух хоринских девушек, стрелы счастья, голенная кость барана, использовавшаяся в семейных обрядах, а также луки, колчаны, стрелы, занавесы для стен юрты, обувь, девичья и женская одежда, головные уборы различных возрастных категорий.

Ковер тар, сплетенный из конского волоса, приобретенный Ц.Ж. Жамцарано у аларских бурят, был подарен собирателем ЭО в 1906 г. и зарегистрирован в отдельную коллекцию (№ 859)Д.А. Клеменцем.

В апреле 1907 г. Ц.Ж. Жамцарано была собрана тематическая коллекция по буддизму аларских бурят (кол. 1150). Она включает буддийские предметы, приобретенные в Аларском дацане у лам, а также у бурят-буддистов Аларского ведомства. Это рисунок «Четверо согласных», буддийские атрибуты: мандалы, лампада, курильница, музыкальные тарелочки, ваджра, ритуальный головной убор ламы, а также амулеты гуу, символические миниатюрные принадлежности буддийского погребального обряда. Эта коллекция имеет большую научную значимость, так как является единственной в собрании РЭМ, содержащей предметы по буддийскому культу аларских бурят.

Как отмечает А.М. Решетов, исключительная ценность коллекций Ц.Ж. Жамцарано «в значительной мере объясняется монографичностью его сборов ˂…˃ именно Ц. Жамцарано является первым собирателем цельных коллекций по религиозным культам бурят».

С конца 1911 г. в связи с высылкой Ц.Ж. Жамцарано из Санкт-Петербурга за участие в революционном движении начался его монгольский период жизни и деятельности. В это время он входил в руководящий состав монгольского правительства и народной партии, работал заместителем министра внутренних дел, ученым секретарем Комитета наук Монголии. Он также был назначен советником Российского консульства в Урге и одновременно исполнял обязанности советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо-гэгэна. По инициативе Ц.Ж. Жамцарано при Министерстве иностранных дел Монголии была основана первая светская начальная школа, в которой он стал учителем.

В 1917 г. Ц.Ж. Жамцарано вернулся в Бурятию и активно включился в ее общественно- политическую жизнь, участвовал в деятельности первых советских органов в Забайкалье. В 1919–1920 гг. работал лектором Иркутского государственного университета.

В 1920 г. Цыбен Жамцарано был командирован Дальневосточным секретариатом Коминтерна в МНР. С этого времени начинается второй монгольский период в жизни ученого и общественного деятеля. В 1921 г. посетил Москву в качестве уполномоченного Монгольского временного правительства и ЦК Монгольской народно-революционной партии для установления взаимоотношений между МНР и РСФСР, а также представлял МНРП на III Конгрессе Коминтерна. До 1932 г. Ц.Ж. Жамцарано занимал различные государственные должности в монгольском правительстве МНР. Вернувшись из Монголии, он с мая 1932 г. по август 1937 г. работал старшим научным сотрудником в Институте востоковедения АН СССР в Ленинграде.

В 1937 г. Ц.Ж. Жамцарано был арестован по обвинению в национализме и панмонголизме. С 1937 по 1940 г. находился под следствием и был приговорен к 5 годам исправительно трудового лагеря. Умер 14 мая 1942 г. в Соль-Илецкой тюрьме (Оренбургская обл.). В 1956 г. реабилитирован Верховным судом СССР посмертно.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. Л. 104 об. – Журнал № 50 заседания Совета Этнографического отдела 1 ноября 1903 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 33. – Журнал № 170 заседания Совета Этнографического отдела 14 апреля 1906 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 266. 47 л. – Переписка с Ц.Ж. Жамцарановым и М.Н. Хангаловым о собирании материалов по бурятской этнографии в Иркутской губ.; описи материалов; описание обрядов и промыслов; рисунки охоты. 1905–1907 гг.

Основные публикации

  1. Жамцарано Ц.Ж., Барадийн Б.Б. Тибетский указатель // Сборник изображений 300 бурханов по альбому Азиатского музея ИАН, изд. С.Ф. Ольденбург.– СПб.: Тип. ИАН, 1903. – Ч. 1. С. 1–8 (Вibliotheca Вuddhica, V).
  2. Жамцаранов Ц.Ж. Список материалов Ц. Жамцаранова и Б. Барадийна. 1903–1904. // Изв. Императорской академии наук. – 1905. – Т. 22. – № 3. – С. 049–084.
  3. Жамцарано Ц. Следы шаманства у агинских бурят Забайкальской области: Программа сообщения // Живая старина. – 1906. – Кн. отд. 5. – С. 42.
  4. Жамцаранов Ц. Краткий отчет о поездке к бурятам с научной целью по поручению Русского Комитета // Изв. Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях.  – СПб.,1906. – № 6, декабрь. – С. 34–38.
  5. Жамцарано Ц.Ж. Буряты и освободительное движение // Сибирские вопросы. – 1907. – № 7. – С. 3–10.
  6. Жамцарано Ц.Ж. Онгоны агинских бурят // Зап. Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. ХХХIV: Сборник в честь семидесятилетия Григория Николаевича Потанина. – СПб., 1909. – С. 379–395.
  7. Жамцарано Ц.Ж. Поездка в Южную Монголию в 1909–1910 гг // Изв. Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Сер. 2. – СПб., 1913. – № 2, апрель. – С. 44–53.
  8. Жамцарано Ц.Ж. Пайзы у монголов в настоящее время // Зап. Восточного отделения Императорского русского археологического общества. – СПб., 1914. – Т. 22. – С. 155–159.
  9. Образцы монгольской народной литературы. – Вып. 1: Халхаское наречие (тексты в транскрипции) / Под ред. Ц. Ж. Жамцарано и А. Д. Руднева. – СПб.: Типолитография Б. Авидона, 1908. – 288 с.
  10. Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. – Т. 1: Произведения народной словесности бурят / собрал Ц.Ж. Жамцарано. – СПб., 1913–1918. – Вып. 1–3. – 648 с.
  11. Жамцарано Ц.Ж., Турунов А.Н. Халха Джирум – описание памятника // Сб. тр. Гос. Иркут. ун-та.– Иркутск, 1923. – Вып. 6. – 18 с.
  12. Жамцарано Ц.Ж. Монгольские летописи ХVII века // Тр. Института востоковедения АН СССР.– – М.;Л., 1936. – Т. 16. – 121 с.
  13. Халха Джирум. Памятник монгольского феодального права XVIII в. / Акад. наук СССР; Ин-т народов Азии; сводный текст и пер. Ц. Ж. Жамцарано; подготовка текста к изданию, ред. перевода, введ. и примеч. С.Д. Дылыкова. – М.: Наука, 1965. – 340 с.
  14. Улигеры ононских хамниган / собрал и записал Ц.Ж. Жамцарано; сост., подгот. текста, пер., вступит. статья, примеч. Д.Г. Дамдинова. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1982. – 274 с.
  15. Аламжи Мерген. Бурятский эпос / записан Ц.Ж. Жамцарано; стихотворный перевод Ивана Новикова; вводная статья и комментарии Г. Д. Санжеева. – М.;Л.: Academia, 1936, – 269 с.
  16. Жамцарано Ц.Ж. О бурятской интеллигенции. // Байкал. – 1990. – № 1 – С. 80–82.
  17. «Qalq-a Jirum» / Traduit en russe par Dr. Zamcarano. Redigit prof. Dr. Rintchem. – Улаанбаатар: [б.и.], 1959. – 70 с.
  18. Жамцарано Ц. Этнографические заметки о чахарах. Свадебные обычаи адучинов // Тр. Бурятского комплексного научно-исследовательского института. Сер. востоковедения.– Улан-Удэ, 1960. – Вып. 3. – С. 226–295.
  19. Цыбен Жамцарано. Путевые дневники: 1903–1907 гг. / Отв. ред. Ц.П. Ванчикова; сост.: В.Ц. Лыксокова, Ц.П. Ванчикова, И.В. Кульганек. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 382 с.
  20. Жамцарано Ц.Ж. Путевой дневник 1908–1909 гг. / Отв. ред. Ц. П. Ванчикова; сост. В. Ц. Лыксокова. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. – 119 с.

Библиография

  1. Список материалов Ц. Жамцаранова и Б. Барадийна. 1903–1904 // Изв.Императорской академии наук. – СПб., 1905. – Март. – T. XXII. – № 3. – С. 59–94.
  2. Горегляд Т.П. Обозрение архивных материалов Ц.Ж.Жамцарано // Бюллетень архива востоковедов.– Л., 1961. – Вып. 1. – С. 11–13.
  3. Балданжапов П. 80-летие со дня рождения Ц. Ж. Жамцарано // НАА. – 1962. – № 1. – С. 217.
  4. Цибиков Б.Д. Цыбен Жамцарано (к 80-летию со дня рождения) // Тр.Бурятского КНИИ СО АН СССР. Сер. Историческая.– Улан-Удэ, 1962. – Вып.10. – С. 121–140.
  5. Туденова Т.Ц. О фонде Ц.Ж. Жамцарано // Тр. Бурятского института общественных наук. –– Улан-Удэ, 1970. – Вып. 12. – С. 138–142.
  6. Дугаров Р. Цэбен Жамцарано как этнограф-фольклорист // Владимирцовские чтения: 2-я Всесоюзная конференция монголоведов: Тезисы докладов и сообщений. – М.: Наука, 1989. – С. 18–21.
  7. Доклады и тезисы научной конференции, посвященной 110-летию выдающегося ученого, общественного и научного деятеля бурят-монгольского и халха-монгольского народов Цыбена Жамцарановича Жамцарано. – Улан-Удэ: [б. и.], 1991. – 191 с.
  8. Даревская Е.М. Сибирь и Монголия. Очерки русско-монгольских связей в конце XIX – начале XX века. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1994. – С. 183–188.
  9. Цибиков Б.Д., Заятуев Г.Н. Цыбен Жамцарано (1881–1942) // Российские монголоведы XVIII – начала XX в.) – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – С. 133–139.
  10. Решетов А. М. Наука и политика в судьбе Ц.Ж. Жамцарано; О переписке Ц.Ж. Жамцарано с С.Ф. Ольденбургом и Ю.Я. Владимирцовым; Библиография основных трудов Ц. Ж. Жамцарано // Orient: Альманах. Вып. 2/3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. – СПб.: Из-во «Утпала», 1998. – С. 5–92.
  11. Кульганек И. В., Васильев Д. Д. С. А. Кондратьев. Ц. Жамцарано // Mongolica-IV: Сб. ст. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998. – С. 107–112.
  12. Федорова М.В. Влияние буддизма на шаманскую практику забайкальских бурят (по материалам коллекции Ц. Ж. Жамцарано из собрания РЭМ) // Этническое единство и специфика культур: Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. 23–25 декабря 2002 г / РЭМ. – СПб., 2002. – С. 103–105.
  13. Хишигт Н. Участие Ц. Жамцарано в Монгольской революции 1921 г. // История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность: Сборник научных трудов, посвященный 125-летию со дня рождения выдающегося востоковеда Цыбена Жамцарановича Жамцарано (1881–1942). – Улан-Удэ, 2008. – С. 21–27.
  14. Дмитриев С.В. Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов зарубежного Востока: история формирования и судьба (1901–1930 гг.). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – С. 563–566.
  15. Кульганек И.В. Ц.Ж. Жамцарано «О собирании фольклора»: по материалам Архива востоковедов ИВР РАН // Культурное наследие монголов: коллекции рукописей и архивных документов: Сборник докладов III Международной научной конференции. 20‒22 апреля 2017 г. Санкт-Петербург. Россия. СПб.; УБ., 2019. С. 82–90.
  16. Описание личного архива Ц.Ж. Жамцарано / Авт.-сост. Ц.П. Ванчикова, М.В. Аюшеева. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. – 97 с.


Коллекции

Буряты

№ 783. – Шаманские атрибуты, онгоны, принадлежности шаманского жертвоприношения, колчаны, налучья, пояса. Включала 102 предмета, сохранилось 93. Забайкальская обл., Читинский у., Агинское вед. Приобретены в 1905 г.

№ 859. – Ковер из конского волоса. Включает 1 предмет. Иркутская губ., Балаганский у., Аларское вед. Приобретен в 1906 г., регистратор Д.А. Клеменц.

№ 1149. – Предметы шаманского погребения: онгон, стремена. Включала 3 предмета, сохранилось 2. Забайкальская обл., Верхнеудинский у. Приобретены в 1906 г.

№ 1150. – Буддийские атрибуты, головной убор ламы, амулеты гуу, принадлежности буддийского погребального обряда. Включала 59 предмета, сохранилось 55. Иркутская губ., Балаганский у., Аларское вед. Приобретены в 1907 г.

№ 1165. – Онгоны, шаманские атрибуты, предметы охоты, интерьера жилища, обувь, девичья и женская одежда, головные уборы. Включала 43 предмета, сохранился 41. Иркутская губ. Балаганский у., Аларское вед. Приобретены в 1906 г.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.