Купить билет

19.08.2024

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФИИ

Всемирный день фотографии: уникальное фотографическое собрание Российского этнографического музея.

19 августа отмечается Всемирный день фотографии. Именно в этот день в 1839 году правительство Франции, выкупив патент у Луи Жака Манде Дагера, объявило о величайшем открытии первой половины XIX века, получившем название «фотография», что означало технику рисования светом (от французского термина photographie – «светопись). 

Имя изобретателя было увековечено в названии технологии, которую он разработал с Н. Ньепсом, – дагеротипии (греческое слово týpos переводится как «удар, отпечаток») и самих снимков – дагеротипов. Так началась история фотографии, до сих пор по своей популярности и охвату как профессионалов, так и любителей, являющаяся абсолютным лидером в мире.

В XIX веке фотография и этнография развивались параллельно: новая методика документирования считалась максимально объективной и стала не только неотъемлемой частью этнографических научных наблюдений и описаний, но и наиболее актуальным способом сбора и представления собранных материалов.

В России знакомство с этнографической фотографией (и в целом с этнографией как наукой) произошло в 1867 году, когда она впервые была показана научному сообществу и широкой публике на Всероссийской этнографической выставке. Это был первый и единственный в российской истории выставочный проект, посвященный «племенам», населяющим «Россию и соседние с нею славянские земли». В отдельном разделе экспонировалось около 1500 снимков, на которых было представлено более 40 народов различных губерний и областей Российской империи и славян Османской и Австрийской империй.

Фотография, ставшая неотъемлемой частью экспозиционного пространства, впервые так масштабно заявив о себе как о документальном и культурно-историческом источнике. Показанные снимки не только положили начало визуальной истории народов Российской империи (в настоящее время коллекция хранится в собрании Российского этнографического музея), но и определили дальнейшее развитие фотографии в качестве самостоятельного направления в этнографических исследованиях.

С начала 1870-х гг. новое направление в русской светописи – этнографический жанр – получило широкое распространение. Характерный для фотографий этого периода баланс между художественностью и документальностью, где каждый снимок – своеобразный символ времени, надолго утвердил принципы представления жизни народов Российской империи. Этнографический жанр становился все более популярным в огромной империи: открывались фотоателье, большую роль на местах сыграли талантливые фотографы, слава о которых распространялась далеко за пределы своего края, чему способствовало также их активное участие в различных выставках, связанных с деятельностью научного и фотографического сообщества. Среди наиболее известных проектов этого периода из собрания РЭМ – Туркестанский альбом, подготовленный в 1871–1872 гг. по распоряжению Туркестанского генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана (в музее хранятся сокращенные версии двух томов в исполнении фотографа Н. Нехорошева и отдельные листы), серия снимков петербургского фотографа В. Каррика о жизни народов Санкт-Петербургской губернии и Поволжья и М.И. Грейма о культуре народов Юго-Западной России, фотографов Кавказа и Центральной Азии, среди которых безусловное первенство принадлежит ателье Д.И. Ермакова. В это же время большой популярностью стали пользоваться сделанные в фотосалонах студийные этнографические портреты представителей различных сословий (в основном – мещан и интеллигенции), которые также широко представлены в собрании музея.

В последней четверти XIX века фотография все шире применялась во время этнографических экспедиций и антропологических исследований. Вполне закономерно, что при создании Этнографического отдела Русского музея (ЭО – в настоящее время – Российский этнографический музей) в 1902 году особое внимание было обращено на необходимость комплектования этнографических материалов в виде фотографических снимков, благодаря чему фотография (негатив и отпечаток) получила статус этнографического памятника наряду с предметами. Уже в первый год работы (1902) были приобретены фотографические аппараты, и, как отмечал первый хранитель музея Н.М. Могилянский, «всякая экспедиция или небольшая экскурсия, организованная Отделом, снабжалась, по возможности, аппаратами и пластинками».

В Петербургском университете в конце XIX – начале ХХ века на кафедре географии и этнографии, образованной на физико-математическом факультете в 1887 году, среди студентов поощрялось умение фотографировать. Так, после начала работы ЭО по рекомендации совмещавшего преподавание в университете с работой в музее профессора, хранителя Ф.К. Волкова, его студенты С.И. Сергель и С.И. Руденко стали корреспондентами музея.  Они осуществили в 1906-1911 годы несколько экспедиций, в результате которых собрание музея пополнилось в том числе уникальными фотографическими коллекциями по культуре коми зырян, саамов, башкир, хантов, манси, ненцев.

В первое десятилетие работы ЭО была заложена фундаментальная основа уникального фотографического собрания, не имеющего аналогов в российской музейной практике. Этому способствовала масштабная экспедиционно-собирательская деятельность: фотографическое собрание музея пополнялось коллекциями, сделанными во время экспедиций как хранителями музея, так и сотрудничавшими с ним корреспондентами, собирателями, коллекционерами, занимавшимися исследованиями в северных, центральных и южных губерниях европейской части, на Кавказе, в Средней Азии и Сибири. В советское время собирательская деятельность была продолжена: в фонд систематически поступали фотографические коллекции.

Сегодня собрание фотографий Российского этнографического музея – это не только уникальное визуальное свидетельство жизни различных народов, начиная с середины 40-х годов XIX века и до настоящего времени, но и неисчерпаемый ресурс в изучении и популяризации традиций многонационального государства. Благодаря этнографической фотографии цифровые проекты музея дают возможность самой широкой аудитории совершить путешествие к своим истокам и открыть для себя удивительный мир повседневной и праздничной жизни, культовой и ритуальной практики людей разный конфессий, представленных на снимках одного из богатейших фотографических собраний страны.

Автор текста: Соловьева К.Ю.

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.