Купить билет

10.02.2024

САГААЛГАН

Новый год (бурят. Сагаалган, тув. Шагаа – «белый, или счастливый, месяц») – главный календарный праздник у буддийских народов Сибири – бурят и тувинцев. Он отмечается первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю (февраль–март). Дату встречи Нового года ежегодно вычисляют по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Новый год (бурят. Сагаалган, тув. Шагаа – «белый, или счастливый, месяц») – главный календарный праздник у буддийских народов Сибири – бурят и тувинцев. Он отмечается первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю (февраль–март). Дату встречи Нового года ежегодно вычисляют по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Праздник Сагаалган был известен у монголоязычных народов с древних времен. Первоначально его отмечали осенью как праздник молочных продуктов. С XIII века под влиянием китайской астрологии в Китае, а затем в Монголии и России празднование Сагаалгана было перенесено на конец зимы. Буддийское содержание он приобрел только в начале XV века в Тибете, когда знаменитый реформатор буддизма Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях.

Празднование Сагаалгана – Шагаа у бурят и тувинцев – сочетает древние бытовые обряды и храмовые службы.

Согласно традиции, накануне праздника каждая семья наводит чистоту и порядок в жилище, выбрасывает все ненужные, сломанные вещи, готовится к приему гостей. Верующие украшают домашний буддийский алтарь, в качестве подношений помещают перед изображениями божеств лучшие угощения: мясные и молочные продукты, печенье, сахар, конфеты, зажигают лампадку зула, свет которой, как считается, освещаетпуть в этой и следующих жизнях. В это же время ламы и прихожане наводят чистоту в буддийских храмах.

За три дня до наступления праздника все верующие съезжаются в храм, где участвуют в обряде Дугжууба, во время которого совершается очищение от грехов и несчастий уходящего года. Для обряда монахи изготавливают сор – высокую увенчанную изображением черепа пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор символически «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на костре, разведенном на территории монастыря. Гибель сора в огне символизирует духовное очищение и уничтожение «врагов веры». Прихожане бросают в костер принесенные с собой кусочки теста, которыми предварительно обтирались дома, как бы перенося на них все беды, невзгоды, болезни и неудачи. Считалось, что в ритуальном костре сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека, чтобы в новом году он обрел благополучие, мир и спокойствие.

В этот же день в храмах совершается особый молебен, посвященный десяти божествам-защитникам буддийского Учения. Он проводится с просьбой о защите всех живых существ и устранении препятствий на пути следования Учению Будды. У бурят среди защитников Учения наиболее почитается богиня Балдан Лхамо, в честь которой в последнюю ночь уходящего года в храмах проводят отдельный хурал. Для получения благословения богини верующим рекомендуется не спать до шести часов утра, присутствовать на праздничных молебнах в храме или читать мантры дома. Считается, что в это время Балдан Лхамо нисходит на землю и тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, оказывает покровительство и помогает в решении сложных вопросов.


Торжественные службы в храме заканчиваются в шесть часов утра, и настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.


Наутро начинается празднование Нового года по древней добуддийской традиции. Первый день Сагаалгана следует провести в кругу семьи. На второй день родственники и соседи в лучших праздничных нарядах ходят друг к другу в гости, обмениваются поздравлениями и подарками, устраивают праздничные застолья. По народным представлениям, чем обильнее новогодние угощения и чем больше гостей заглянет в дом, тем богаче и удачнее будет наступающий год. Хозяева выставляют на стол множество мясных и особенно молочных блюд – «белую» пищу, имеющую символическое значение и олицетворяющую счастье и благополучие. День завершается всевозможными развлечениями, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Праздничные гуляния продолжаются две недели, а иногда длится до концамесяца.


На следующий после Сагаалгана день, второго числа «белого» месяца по лунному календарю, буддисты совершают обряд запуска «коней ветра удачи» – вывешивают предварительно освященные в храме благопожелательные флажки Хий морин («конь ветров») – символ жизненной силы человека. В Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве их вывешивают на крышах и оградах жилых домов; в горах или в лесу – на ветвях деревьев, на шестах возле культовых мест. Это делается для того, чтобы ветер, развевая полотнища, донес напечатанную на ткани молитву-заклинание до божества. Изображение «коня ветров» также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.


В течение первых 15 дней наступившего года во всех буддийских храмах проводится Сагаалганский хурал Монлам Ченмо – последовательная чередаторжественных обрядов и служб, посвященных пятнадцати чудотворным деяниям Будды Шакьямуни.


 

Согласно традиции, у бурят монголов, китайцев, тибетцев, корейцев и японцев) Новый год считался «всеобщим» днем рождения, именно в этот день возраст каждого человека увеличивался на год.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.