19.01.2024
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Богоявление, «водокрещи»)
Один из важнейших праздников, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в водах реки Иордань. Согласно житию, Иисус возрасте 30 лет покинул город Назарет и явился на берега Иордани, где принял крещение от Иоанна Предтечи вместе с кающимися грешниками.
Один из важнейших праздников, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в водах реки Иордань. Согласно житию, Иисус возрасте 30 лет покинул город Назарет и явился на берега Иордани, где принял крещение от Иоанна Предтечи вместе с кающимися грешниками. При крещении Спасителя произошло явление Божества во всех трёх лицах: Бог-Отец гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, а бог - Дух Святой в виде голубя снизошёл к нему с небес, подтверждая Слово Отца (отсюда второе название праздника – Богоявление).
В канун Крещения повсюду совершался церковный обряд великого водосвятия (водокрещения), то есть призывания на воду Божьего благословения. Действо проходило на реке, на озере, возле различных водных источников или у колодца и проводилось очень торжественно. В водоёме вырубали прорубь особой формы - «иордань», церковнослужи- тели совершали большой молебен, после чего прихожане пили освящённую воду, умывались ею и окунались в прорубь с головой. Люди верили, что в этой воде нельзя простудится даже в лютые крещенские морозы.
Подготовку к празднику крестьяне начинали накануне, в крещенский сочельник строго постились (даже дети старались ничего не есть до «первой звезды»), тщательно выметали из дома мусор и мыли полы. Вечером посещали церковную службу и великое водосвятие, набирали в сосуды «иорданской» воды и окропляли ею всё в доме, хозяйственные постройки и домашних животных, пили сами и давали скоту. Верили, что освящённая в праздник Богоявления вода изгоняла святочную нечисть, имела целебную силу и никогда не портилась. Ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй» и состоял из кутьи, блинов и овсяного киселя.
В праздник Крещения ещё в конце XIXвека в северной России сохранялся обычай смотрин невест. Местные парни и холостяки из соседних деревень съезжались в более крупные центры на водосвятие и обряд «выбора невест». Нарядно одетые девушки в сопровождении матерей катались в санях по главной улице селения, затем становились в длинный ряд, а женихи в сопровождении родителей или специально приглашённых пожилых женщин прохаживались мимо невест. Они обсуждали внешние данные девушек, их достаток, а также умение ткать, шить, вышивать (по числу, качеству и убранству одежды). Крещенские смотрины являлись частью предсвадебной обрядности для создания семейных пар в наступившем году, не даром после праздника Богоявления начинался мясоед и наступало время свадеб.
Крещение завершало вторую Святочную неделю, в течение которой буйствовала нечистая сила, поэтому все традиционные обряды носили очистительный характер. С праздника Богоявления, по народному поверью, прекращались контакты людей с потусторонним миром, и жизнь вступала в обычное русло. В этот день девушки завершали «подблюдные» гадания, молодёжь в последний раз собиралась на святочную вечёрку с песнями и развлечениями.