Купить билет

29.06.2024

ПРАЗДНИК ШАРВИЛИ

С 2000 года в последнюю субботу июня в селе Ахты Ахтынского района Дагестана отмечается праздник, посвященный герою лезгинского эпоса Шарвили. Место проведения праздника выбрано неслучайно: считается, что именно там родился богатырь.

В 1947 г. кавказовед Леонид Иванович Лавров записал такое предание: «…Недалеко от арочного моста, на правом берегу Ахтычая, в старину жил могучий атлет (пехлеван) по имени Шарвели (современное написание – «Шарвили». – Е.Г.), которого теперь почитают святым. Перед своей смертью он сказал односельчанам: “Если нападут враги, и вам станет трудно, то пусть кто-либо из вас взойдет на гору, что между Самуром и Ахтычаем, и прокричит: Шарвели, Шарвели! – и я явлюсь на помощь.”». (Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. С. 79).

Как и герой любого другого эпоса, Шарвили был наделен необыкновенной силой и ловкостью, он совершал многочисленные подвиги. Никто не мог его побороть, пока он стоял на родной земле. Тогда его победили хитростью. Под ковром, на котором он должен был танцевать, рассыпали горох. Шарвили споткнулся в танце, упал, и его закидали камнями. Погибая, он успел пообещать явиться на помощь, когда его призовут.

Эпос бытовал в устной форме. По-видимому, первое письменное упоминание Шарвили отмечено в записках дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот (середина XIX в.). Она наблюдала канатоходцев, бараньи и петушиные бои, циркачей с кинжалами и, в частности, отметила, что местные силачи – пехлеваны – «ценились больше всего и получали прозвище «Шарвели» по имени их древнего силача и героя». В ХХ в. предания, сказки, песни и плачи о Шарвили были записаны фольклористами и этнографами. Литературную обработку эпоса осуществили поэты Забит Ризванов (1926–1992) и Байрам Салимов (1929–2014). В 1999 году вышло первое издание эпоса «Шарвили» на лезгинском языке, а в 2008 году второе, уже на лезгинском и русском языках.

Уже более двадцати лет праздник Шарвили отмечается по сложившемуся сценарию: торжественную встречу гостей и приветственные речи организаторов сменяют спортивные состязания, демонстрация выставок и концерт. На празднике также происходит награждение поэтов, писателей, артистов, спортсменов, ученых и других лиц. В центре Ахты представители многих соседних районов устраивают свои площадки – майданы, с выставленными для всеобщего обозрения предметами традиционного горского быта и ремесленными изделиями. Здесь же раздают угощения, выступают самодеятельные ансамбли.

Кульминационный момент праздника – восхождение на гору Келез-хев, где, по преданию, хранится меч Шарвили. Подъем символизирует трудности на пути к возрождению. Там гостей ждёт костюмированное представление, разыгранное по мотивам эпоса: Шарвили с огромным мечом и его наставник старец Кас-Буба читают отрывки из стихотворного переложения текста.

В 2009 г. на горе, где происходит действо, в честь богатыря Шарвили была построена ротонда с белыми колоннами и серебристым куполом, видная на большом расстоянии. Отсюда открывается вид на Ахты и долины рек Самур и Ахтычай.

За два десятилетия праздник эпического героя способствовал популяризации культурного наследия народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана. Он превратился в день лезгинской культуры.

Автор текста: Гуляева Е.Ю.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.