02.06.2023
СЕМИК (ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ)
Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества.
Древний и повсеместно распространённый в России народный праздник весенне-летнего календарного периода. Отмечался на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. В народном сознании Семик символизировал пограничное состояние природы, когда заканчивалась весна и наступало лето, означал период расцвета природных сил и зеленения растительности. С принятием христианства этот праздник стал восприниматься в едином цикле с одним из важнейших церковных дней – Троицей. При этом в народе стойко сохранялась древняя языческая обрядность, призванная стимулировать рост посевов, прежде всего, ржи и ячменя.
Плодородие земли и расцвет растительности всегда были связаны с женским началом, с представлением о символической связи женщин с землёй, находившейся в состоянии плодоношения, поэтому Семик воспринимался как праздник девушек и молодых женщин.
В России существовал обычай «кумления» (иначе – «посестринства»), когда между женщинами устанавливалось особое духовное родство с клятвенными обещаниями дружбы и взаимопомощи, обменом поцелуями и личными вещами, а по окончании праздничного периода (Семика, Троицы, Духова дня) участницы «раскумлялись».
В Семик девушки ходили в поля и «величали» рожь. Существовал красивый обычай «вождение колоска»: самую красивую девочку-подростка нарекали колоском и наряжали в красивый сарафан и венок, украшенный лентами. Затем девушки брались попарно за руки, а девочка-«колосок» переступала у них по рукам. Эта процессия с пением заклинательных песен шла в поле, где девочка срывала горсть ржи и раскидывала колоски по дороге назад. Исполнительницы обряда по возвращении в деревню угощали своих родителей и односельчан коллективной брагой.
В этот день девушки водили хороводы с песнями, плясками и играми. Обычно разыгрывали события, о которых пели в песнях: о крестьянском труде, о любви парня и девушки, выборе суженого, о семейной жизни. Нередко в хороводах принимали участие и неженатые парни, хотя, по традиции, в этот день пока девушки и «молодки» гуляли и трапезничали, мужчины были заняты повседневной работой.