Купить билет

21.03.2024

ЯРАН СУВАР – ПРАЗДНИК ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ В ДАГЕСТАНЕ

Одним из самых ярких и зрелищных праздников, особенно в Южном Дагестане, считался праздник начала весны, который отмечали в день весеннего равноденствия. Его отмечали на большей территории Дагестана, однако в своей более древней, можно сказать, первоначальной форме он сохранился у лезгин.

По представлениям жителей региона, Яран Сувар олицетворяет собой победу света над тьмой, весеннего тепла над зимними холодами. Праздник, по преданию, передаёт триумф жизни, символизирует возрождение и обновление, победу добра над злом, торжество выздоровления над болезнью, жизни над смертью.

Перед праздником заблаговременно заготавливают сухие ветки растений, которые устанавливают в виде конусов на специальных площадках для костров. В большинстве селений Дагестана 21–22 марта, в день весеннего равноденствия, устраивали праздник Яран Сувар. На этот праздник девушки и молодые женщины красили ладони и ногти хной, а детям, подросткам, а иногда и взрослым перевязывали запястья красной ниткой, чтобы «Яр не ударил». Во многих селениях красной тесьмой перевязывали шею и кончик хвоста домашним животным. Носили эту нить или тесьму три первых дня периода Яр. Лезгины к празднику начала весны Яран Сувар готовились с утра 21 марта. Во многих селениях устраивали ряженье. Двое из группы молодых людей и взрослых мужчин наряжались в разное тряпье и маски с рогами – цIегь («козел»). Эта группа с цIегь в сопровождении зурнача и барабанщика обходила свой квартал, а то и все селение. Перед каждым домом ряженые затевали шутливую борьбу. Когда один из них падал, победивший спрашивал: «Чего хочешь?» Упавший отвечал: «Яиц хочу». Хозяева дома обычно выносили ряженым яйца, орехи, сушеные фрукты и другое традиционное угощение. После обхода квартала или селения собранные продукты делились между всеми участниками шествия, и начиналась игра в разбивание яиц: чье яйцо скорее разобьется при ударе о яйцо другого участника, тот проиграл. В некоторых селениях в этот день устраивали шествие «Яранских лисиц» («Яран сикIер»). Дети и молодежь (мужчины) одевали одного из участников в вывернутую мехом наружу шубу. Ряженый изображал лисицу. «Лисица» подходила к каждому дому и под песни, музыку, шум сопровождающей толпы ложилась на землю и требовала у хозяев какое-либо лакомство, которое затем также делилось поровну между всеми участвовавшими в шествии.

Ряженые были обязательными действующими лицами наиболее значимых календарных, семейно-бытовых и общественно-бытовых праздников и обрядов и у жителей Южного Дагестана. Одной из особенностей этого региона, в отличие от селений Горного Дагестана, было отсутствие у населявших его народностей зимних праздников. К небесным светилам в регионе относились как к священным; считалось греховным стрелять в солнце, луну и в небо: это расценивалось как стрельба в Аллаха. Впрочем, нарушение табу допускалось в неординарных ситуациях: на праздниках, отмечаемых в день весеннего равноденствия (например, во время праздника Эбелцан у табасаранцев); во время свадеб; рождении сына; при пожарах и затмении светил.

Обязательным элементом праздника Яран Сувар были ритуальные хлебцы в виде кукол нини антропоморфного облика, «обязательно с заметными кистями рук и ног, с головкой». В куклу втыкали орехи, изюм, а вместо глаз – абрикосовые косточки. В таком виде ее запекали в хлебной печи. Дарили кукол в день весеннего равноденствия и на праздник Ураза-байрам, только девочкам. В отдельных селениях Дагестана несколько хлебных кукол ясикIо входило в состав свадебных подношений, отправляемых в дом невесты в день свадьбы. Все компоненты, из которых изготовлялась кукла (хлеб, орехи, абрикосовые косточки), тесно связаны с символикой плодородия, изобилия. В районах, где ислам накладывал запрет на куклы, их заменяли фигурными хлебцами в виде звезды, месяца и баранки с разведенными концами.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Уважаемые посетители!  С 22 по 23 февраля 2024 года в связи с проведением технических работ сервис онлайн-покупки билетов может быть недоступен. Все билеты доступны в кассе Музея. Приносим извинения за доставленные неудобства.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.