Купить билет

05.05.2024

КУГЕЧЕ

Кугече – марийская пасха. Один из самых значимых праздников в весеннем календарном цикле марийцев. Кугече был связан с культом оживающей природы, предков с семейными и родовыми молениями и в народе воспринимался как праздник весны и нового сельскохозяйственного года. 

Кугече – марийская Пасха. Под другими названиями этот праздник был известен также мордве, чувашам, удмуртам и имел в каждом случае свои временные и структурные особенности. Праздник Кугече считался самым значимым событием в весеннем календарном цикле марийцев. Несмотря на приуроченность к календарю христианских праздников, он имеет самобытную древнюю основу, связанную с культом предков и почитанием оживающей природы.

Кугече отмечался через семь недель после праздника Ÿярня (соответствует русской Масленице). Традиционно марийскую Пасху праздновали в пятницу, однако под влиянием православия стали справлять ее в воскресенье. Готовиться к Кугече начинали обычно заранее: за несколько дней до праздника наводили порядок в доме и варили пиво, на горе ставили качели для молодежных игр.

Каждый день пасхальной недели имел свое название. Основные события начинались в среду – кон кече (день щелока), когда марийцы, как и чуваши, топили баню для умерших родственников и готовили угощения. До полудня в этот день не принимали пищу и не кормили скот, нельзя было работать. Согласно народным поверьям, нарушение этих запретов могло привести к различным бедам. Ночь со  среды на четверг считалась самой тяжелой в году, так как в это время по земле ходили колудны и искали способ навести порчу. Для магической защиты от злых сил запирали все двери, а в косяки втыкали пучки можжевеловых веток.

В Великий четверг – сорта кече (день свечи) – устраивали день поминок. Один из  членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы родственников, приглашая их в гости. В доме, у порога накрывали для них отдельный стол, где ставили угощение и зажженные свечи отдельно для каждого умершего, для Владыки загробного мира Киамат тора, его помощника Киамат саус и еще одну свечу – «в честь забытых покойников». Если свечи горели ярко, это был знак, что умершие довольны угощением, если же нет, то считалось, они обижены, и тогда начинали опасаться возможного вреда. Для предков в этот день исполняли специальные «песни мертвых» – колышо муро.

В пятницу – кугу кон кече  (большой день щелока) – молодежь устраивала игры и качалась на качелях, куда не допускали детей. Качание на качелях в Пасхальную неделю – распространенное у разных народов действие, символизировавшее связь с потусторонним миром.

В субботу марийцы обычно не делали никаких работ, обычаи и обряды этого дня направлены на обеспечение здоровья и благополучия людей и домашних животных, так, в частности, было принято прогонять злых духов, стреляя из ружей и используя трещотки.

В Великий день Кугече с молитвой зажигали высокую свечу в честь спускающегося с  неба божества Пасхи Кугече юмо, которому приносили бескровную жертву в виде еды и пива, ритуальное подношение сжигали в очаге. В этот день марийцы, как и другие финно-угорские народы Поволжья, катали с горы яйца, обменивались  ими друг с другом. Верили, что человек, набравший больше всего яиц, обеспечивал себе счастливую долю.


 Автор текста: Песецкая А.А.

 

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.