Купить билет

14.09.2024

МАУЛИД АН-НАБИ – ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ РОЖДЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММЕДА

Маулид  (маулуд – араб., молид – перс.: «место (время) рождения») ан-наби (наби – Пророк) – праздник, посвященный рождению Пророка. По преданию, он родился «в понедельник по прошествии 12 ночей с начала месяца аль-авваль, первого в год Слона» (Ибн Исхак, 704-767).

Год Слона приходился на 570 год, однако точная дата так и не установлена, и Маулид ан-дин в действительности приурочен ко дню смерти Пророка. Это обстоятельство также соответствует традиции ислама, согласно которой смерть и рождение почти синонимы, так как смерть – это, прежде всего, рождение для вечной жизни. Поэтому в мусульманском мире не принято отмечать персональные дни рождения, или делается это очень скромно, и только в отношении религиозных авторитетов (мусульманских святых, имамов, суфийских шейхов) проводится маулид, причем необязательно в конкретную дату, а в один из дней на протяжении месяца, на который он приходится.

В первые века ислама Маулид ан-наби не отмечался и был введен только в 604 году хиджры (1207) во время правления багдатского халифа ан-Насира. По мусульманскому календарю сунниты его справляют 12 числа, а шииты – 17 числа месяца раби аль-авваль (каждый год дата смещается на 12 дней вперед). Однако в течение всего этого месяца в мечетях совершаются общие молитвы, произносятся проповеди с рассказами о жизни и деятельности Пророка, декламируются мавлиды – посвященные ему стихотворные славословия. В разных странах характер празднования и отношение к самому празднику различны. Торжественными народными шествиями он сопровождается в Египте и в некоторых странах Северной Африки, а в Палестине ему отведено даже три нерабочих дня. Вместе с тем в Средней Азии и на Северном Кавказе, например, чествование Пророка (в молитвах, проповедях и пр.) в дни месяца раби аль-авваль традиционно осуществлялось преимущественно религиозными деятелями, тогда как в народной среде Маулид ан-наби воспринимался как почитаемый, но не требующий специального внимания и ритуалов религиозный праздник. Обычно только в том случае, если он совпадал по времени (месяцу) с какими-либо семейными торжествами (сегодня это может быть даже простая встреча друзей или родственников), в религиозное сопровождение последних могли включаться специальные тексты, славящие Пророка. Тем не менее ни в прошлом, ни в настоящем это правило не получило массового распространения и не является обязательным. Подобное восприятие Маулид ан-наби в Средней Азии и на Кавказе близко позиции и ранних мусульманских богословов, которые критически относились ко всем видам маулид, и современных, выступающих за чистоту ислама.

Вместе с тем, как свидетельствуют этнографические факты, когда-то Маулид ан-наби был теснее связан с традиционной народной культурой, причем относился к женским праздникам. Во всяком случае, таким он по-прежнему сохраняется в Бухаре и Ходженте. Там в один из дней месяца раби аль-авваль у кого-нибудь в доме собирается несколько женщин (преимущественно в возрасте, хотя могут участвовать и более молодые), читают Коран, мавлиды, а также устраивают совместную трапезу с обязательным блюдом ширбринч, или ширгуруч – сладкой молочной рисовой кашей. Это одно из ритуально значимых блюд в традиционной обрядовой культуре узбеков и таджиков. Его подают во время проведения древних ритуалов, связанных со свадебным занавесом, готовят на заключительный обряд свадебного цикла – первого посещения новобрачными после свадьбы родителей девушки, а также по случаю первого укладывания ребенка в колыбель. Ширбринч входит также в ассортимент блюд, обязательных для застолья старинного (доисламского) женского обряда Биби Сешанбе, во время которого собравшиеся за дастарханом на обряд женщины поочередно должны трижды взять с блюда рукой щепотку холодной густой рисовой каши и съесть ее. Поэтому, возможно, изначально Маулид ан-наби воспринимался в народе как один из архаических обрядов почитания предков и лишь со временем приобрел исключительно религиозное значение в мусульманской культуре.

Автор текста: Емельяненко Т.Г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.