Купить билет

Автор, участник экспедиции: Д.А.Баранов, зав. отделом этнографии русского народа

Кольский полуостров. Декабрь 2004 – январь 2005

Кольский полуостров. Декабрь 2004  – январь 2005

Автор, участник экспедиции: Д.А.Баранов, зав. отделом этнографии русского народа

Кольский полуостров представляет особый интерес для этнографов: хотя он входит в этнокультурный ареал Русского Севера, тем не менее природно-климатические условия заполярья, сложная этническая история, пограничность расположения - все определило своеобразный, ни на что не похожий облик культуры местного населения. Выявление этой "особости" этнических традиций составило одну из научных задач экспедиции.

В качестве объекта изучения были выбраны два непохожих друг на друга поселения, расположенных в разных ландшафтно-климатических зонах: село Краснощелье, находящееся в самом центре Кольского полуострова и фактически отрезанное от внешнего мира, и старинное поморское село Варзуга на Терском берегу Белого моря.

Даже самые предварительные анализ и сравнение культуры обитания жителей этих поселений позволяют сделать любопытные, если не сказать - неожиданные наблюдения.

  1. На Кольском полуострове (в центре и на юге) в силу не до конца понятных причин практически отсутствует старообрядчество, что особенно поразительно на фоне "продвинутости" этой традиции в соседних землях Карелии.
  2. Очень мало местночтимых святых - по словам настоятеля Успенского прихода с. Варзуга иеромонаха Митрофана Русский Север является владением дьявола, поэтому служение Богу требует от человека чрезвычайного напряжения духовных и физических сил.
  3. Кольский полуостров является, пожалуй, единственной в Европе зоной формирования культуры шаманского типа, признаками которой являются представления о множественности миров, об обитании в теле одного человека нескольких душ, наличие особого медиатора (посредника) между мирами - шамана, распространение у них особой психической - "шаманской" болезни. До сих пор местные жители говорят о "лопарском наследии" - колдовстве, одержимости духами и т.д. Так, например, еще недавно поморы перед отправлением в море обращались к лопарским шаманам - "нойдам", с тем , чтобы они разогнали тучи и обеспечили попутный ветер; один послушник Успенской церкви в Варзуге - лопарь по происхождению, - вынужден был уехать из этих мест, так как старые духи его не отпускали и жестоко мучили.

Эти и некоторые другие факторы послужили, возможно, причиной формирования особого образа жизни местных жителей, характеризующегося стремлением к некому пределу и даже выходу за него, доминированием жизненного императива "или пан, или пропал".

Легенда о Варлааме Керетском

Примером этому может служить записанная нами на Терском берегу легенд о Варлааме Керетском - местном священнике, который имел жену-красавицу и был уважаем прихожанами.

Однажды он узнал, что рыбаки при выходе в море приносят жертвы идолу на Абрамовом мысе. Тогда он решил заклясть это языческое место и изгнать оттуда беса, что в общем-то, делать белому священнику не полагалось, так он через свою семью чрезвычайно уязвим для дьявола. Бес ушел, но перед уходом пригрозил ему, что он еще вспомнит о нем. И действительно, когда он вернулся домой, то он не узнал свою жену - она стала пить, путаться с норвежцами и т.д. Долго он пытался ее образумить, но все попытки оказались тщетными.

Тогда он решил рискнуть и прибегнуть к специальному чину отчитки - "изгнание бесов". При отчитки на Пасху в храме с помощью "копия" он случайно "заклал" свою жену, положил ее в гроб, гроб погрузил в карбас и отправился в открытое море, чтобы принять смерть, искупив тем самым свой грех. Но Господь, как рассказывают, все не давал ему смерти. Несколько лет он странствовал по морю, причем его все время сопровождал туман, морось, встречный ветер - до сих пор рыбаки, увидев туман на море, объезжают его, считая, что там скрывается Варлаам со своей мертвой женой, а северные норвежцы еще и сегодня, увидев туман, говорят: "Русский поп жен везет".

Тело жены истлело, а Варлаам все не мог найти свою смерть. И вот он подумал, что его Бог, возможно, простил. И он решил проверить это. Около Святого мыса, что на побережье Баренцева моря, сталкиваются два течения, поэтому там тонуло много кораблей, к тому же в этих местах обитали страшные морские черви, которые протачивали дерево обшивки кораблей. До сих пор археологи находят затонувшие корабли, проеденные этими червями. И решил Варлаам заклясть червей, рассуждая так: если Господь простил его, то черви навсегда исчезнут из этих краев, если нет, то его карбас тогда пойдет ко дну и он умрет.

И они исчезли. Варлаам после этого прожил долгую жизнь, он научился понимать язык животных, стал помогать терпящим бедствие в море. До сих пор рыбаки рассказывают что он является во время кораблекрушений и помогает и при этом он всегда называет свое имя. И сегодня по берегу Баренцева и Белого морей стоят поморские кресты, посвященные Св. Варлааму Керетскому.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.