Купить билет

Участники экседиции: научные сотрудники Отдела этнографии Белоруссии, Украины, Молдавии О.В. Лысенко, В.Г. Гавришина и А.А. Михайлова

Комплексная экспедиция в Белорусское Полесье. 18 – 28 июня 2015 года

Комплексная экспедиция в Белорусское Полесье. 18 – 28 июня 2015 года

 
Целью экспедиции был сбор информации о местах, связанных с биографией выдающегося ученого, классического представителя российской научной школы начала XX в., сыгравшего заметную роль в формировании белорусской этнографии и фольклористики. В период с 18 по 28 июня 2015 г. в рамках работы над проектом: «Комплексное исследование белорусского этномузеологического наследия А.К. Сержпутовского в собрании Российского этнографического музея (1906-1930)» состоялась экспедиция научных сотрудников Отдела этнографии Белоруссии, Украины, Молдавии О.В. Лысенко, В.Г. Гавришиной и А.А. Михайловой в Республику Беларусь. Проект финансировался Российским гуманитарным научным фондом и осуществлялся совместно с учеными из Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии наук Беларуси С.В. Грунтовым, Ю.И. Внуковичем, М.Н. Винниковой, И.Ю. Смирновой. Экспедиция прошла по маршруту Санкт-Петербург – г. Минск – г. Несвиж - д. Ракини – д. Первомайск – д. Ольшанка – г.п. Красная Слобода – д. Большой Рожан – д. Новый Рожан – д. Добрая Лука – д. Переволоки – г. Солигорск – г. Минск – г. Санкт-Петербург.

Целью экспедиции был сбор информации о местах, связанных с биографией выдающегося ученого А. К. Сержпутовского (1864-1940), классического представителя российской научной школы начала XX в., сыгравшего заметную роль в формировании белорусской этнографии и фольклористики. Внимание к обстоятельствам, повлиявшим на его профессиональную судьбу, оказалось принципиально важным для актуализации и современной интерпретации наследия, хранящегося РЭМ, в частности, по этнографии белорусов. В особом фокусе исследователей были собирательские стратегии А. К. Сержпутовского. Персонификация наследия и его соотнесение с современными реалиями этнографического поля дала им обширный материал для более глубокого понимания этнических процессов и проблем этнолокальной и постсоветской идентичности.

Особое внимание в маршруте экспедиции было уделено населенным пунктам, связанным со студенческим периодом жизни А.К. Сержпутовского, г. Несвижу, г. п. Красная Слобода (до 1923 г. – м. Вызна) и их окрестностям. Выбор этого направления был обусловлен также тем, что А.К. Сержпутовскому неоднократно приходилось выезжать в исследовательских целях в эти места и собирать в них этнографический материал, в том числе, вещевые коллекции для музея. Кроме того, в этих местах еще в студенческие годы для Императорской Академии Наук А.К. Сержпутовский записал первые фольклорные тексты.

Всего в ходе экспедиции группа исследователей посетила 11 населенных пунктов, взяла интервью у 27 местных жителей, обследовала 8 местных краеведческих музеев, школьных и библиотечных уголков. Анализ памятников, представленных на этих локальных экспозициях показал, с одной стороны, их типологическое родство с памятниками XIX в., привезенными А.К. Сержпутовским в Этнографический Отдел Русского музея Императора Александра III в 1906-1910-х гг., с другой, подтвердил правомерность представлений о богатстве разнообразия, уникальности и глубокой архаичности предметов из коллекций РЭМ. Концептуальным преимуществом коллекций А.К. Сержпутовского, в отличие от стихийно сложившихся краеведческих собраний также оказалась их ансамблевость, контекстность и глубокая информативность. Осмотр краеведческих коллекций также заострил внимание на проблеме их сохранности, поскольку условия содержания многих из них весьма далеки от требований, сложившихся в современной музейной практике.

Еще одним важным сегментом экспедиционной работы стала фотографическая фиксации современных образов белорусской деревни, а также сохранившихся в ней элементов традиционного быта. Помимо сельских домов и приусадебного хозяйства на фотоснимках были запечатлены типажи, сакральные, мемориальные локусы и общие ландшафтные виды. Этот материал оказался весьма ценным для его последующего сравнения с фотографиями, сделанными А.К. Сержпутовским столетием ранее в той же местности.

Общение с информантами позволило заполнить насыщенными образами из жизни белорусской деревни тот хронологический ваккуум, который сложился между представлениями о музейном и интеллектуальном наследии А.К. Сержпутовского и современным своеобразии белорусской провинции.

По итогам экспедиции была проведена обработка и систематизация всех собранных материалов, которые послужили базой для написания аналитических статей и докладов к научным конференциям. Одними из первых, в числе более десятка опубликованных в рамках проекта работ, стали нижеследующие статьи:

  •  Лысенко О.В., Михайлова А.А., Гавришина В.В. Проект «Этномузеологическое наследие А. К. Сержпутовского»: апробация аналитических стратегий // Новые российские гуманитарные исследования. 2006–2015. 2015. № 10. Электронная версия.
  • Гавришина В.В. «Польские» белорусы: граница как страница в биографии // Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VI Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 19–20 лістапада 2015 года). Мінск: Права і эканоміка, 2016. С. 568-571.
  • Лысенко О.В. Научно-прикладные перспективы российско-белорусского проекта «Комплексное исследование этномузеологического наследия А.К. Сержпутовского в собрании Российского этнографического музея (1906-1930 гг.)» // Белорусский сборник. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. Вып. 6. СПб., 2015. С. 61-66.
  • Лысенко О.В. Единственная фотография белорусского сказочника Ивана Аземши, выполненная Александром Сержпутовским в 1906 г. // Беларуская кніга ў кантэксце сусветнай кніжнай культуры: зборнік навуковых і літаратурна-мастацкіх прац. Вып. 6. Часапрастора кнігі і бібліятэкі: навуковае і культурнае ўзаемадзеянне (да 60-годдзя з дня нараджэння Валерыя Герасімава) Мінск: Ковчег, 2015. С. 161–174.
  • Михайлова А.А. Лекарственные травы как компонент целостной репрезентации белорусской этнической культуры в музеологическом подходе А.К. Сержпутовского // Зборнiк дакладаў i тэзiсаў VI Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў» (Мiнск, Беларусь, 19–20 лістапада 2015 года). Мінск: Права і эканоміка, 2016. С. 780-784.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
07 марта с 10.00 до 17.00, касса до 16.00;
8 марта, 01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.