Купить билет

Участники: cотрудник отдела Кавказа, Средней Азии и Казахстана Е.Ю. Гуляева,представитель Талышской национальной академии И.Ш. Абилов, сотрудник отдела Кавказа МАЭ РАН (Кунсткамера) Е.Ю. Захарова.

Люди и границы: исследование этнических и конфессиональных групп населения Юго-Западного Кавказа. 08 – 30 августа 2014

Люди и границы: исследование этнических и конфессиональных групп населения Юго-Западного Кавказа. 08 – 30 августа 2014

Местность: приграничные территории Грузии, Турции и Армении (сельские окрестности гг. Батуми, Ардаган, Артвин, Карс, Ахалцихe, Ахалкалаки, Гюмри)

Сроки: 08 – 30 августа 2014

Народы: аджарцы-мусульмане, аджарцы-христиане, лазы-мусульмане, лазы-христиане, гурджи (грузиноязычные мусульмане-сунниты), «местные» (сельское тюркоязычное суннитское население), цыгане-лом (поша), курды, терекеме, тюркоязычные русские, азери-шииты, туркмены-алевиты, турки-месхетинцы (ахалцихские турки), армяне, армяне-католики, хемшилы (армяноязычные мусульмане-сунниты).

Задачи: изучение этнического и конфессионального состава населения Юго-Западного Кавказа.


В августе 2014 года научный сотрудник отдела Кавказа, Средней Азии и Казахстана Е.Ю. Гуляева приняла участие в экспедиции, организованной в рамках проекта «Разная земля» (автор идеи С.С. Сардаров, научный руководитель Д.А. Баранов) на территории Юго-Западного Кавказа (приграничные территории Армении, Грузии и Турции). В экспедиции также участвовали представитель Талышской национальной академии И.Ш. Абилов и сотрудник отдела Кавказа МАЭ РАН (Кунсткамера) Е.Ю. Захарова.

Интерес к региону был связан с чрезвычайной этнической, конфессиональной и языковой пестротой его населения, обусловленной во многом рядом драматических событий последних полутора столетий: проводившимися суннизацией Османской империи и туркизацией в Турецкой республике; русификацией в Российской империи и СССР; Первой мировой войной и геноцидом армян 1915–1923 годов; оттоком греков в Грецию, а «греческих» турок в Турцию; распадом Османской и Российской империй и проведением новых границ между Турцией и Закавказскими республиками (1921); возникновением «курдского вопроса» и сталинской депортацией живших вдоль советско-турецкой границы месхетинских турок, курдов и хемшин; распадом СССР и образованием новых государств в Закавказье. Всё это, а также подвижность административно-политической границы и самого населения сказывалось на неустойчивости и пластичности этнолокальной, конфессиональной, языковой идентичности местного населения. Вместе с этим стала актуальной проблема самоопределения местного населения, некогда существовавшего в общем политическом пространстве, а сейчас оказавшегося по разные стороны политических границ.

В ходе исследования разных групп сельского населения, проживавшего в окрестностях городов Батуми, Артвин, Карс, Ардаган, Ахалцихе, Ахалкалаки, Гюмри выяснилось, что идентификация их представителей строится на разных основаниях. Так, у тюркоязычных групп это были конфессиональная обособленность (туркмены-алевиты, азери-шииты), историческая память (ахалцихские (месхитинские) турки) и локальная принадлежность («местные», ризейцы, артвинцы). Для аджарцев-мусульман стоял вопрос объединения конфессиональной и национальной принадлежностей. У хемшин основанием для самоопределения было наличие собственного языка, но в Турции «близость» к армянскому проблематична (в этом случае давление внешних факторов на группу оказывалось сильнее, чем в других). У русских этническая идентичность базировалась главным образом на православии, в то время как язык был уже утрачен. Анализ исторической памяти армян и азери доказывает ее значимость для поддержания идентичности для первых, и неактуальность для вторых.

Природа Юго-Западного Кавказа во многом определила особенности культурного ландшафта. Влажная субтропическая лесная зона Причерноморья с узкими ущельями и немногочисленными широкими долинами сменяется вулканическим плоскогорьем с каньонами, хребтами, межгорными впадинами и с ярко выраженным континентальным климатом. Разнообразие природных зон обусловило и «пространственную» специализацию хозяйственных практик: низменные и относительно теплые места использовались под посевы кукурузы и чая, на плоскогорье выращивали пшеницу, ячмень, рожь и пасли зимой мелкий и крупный рогатый скот; горы служили летними пастбищами, а в долинах рек располагались сады. В целом, сопоставление этнографических реалий современности и минувшей эпохи позволяет в некоторых случаях говорить о тотальном изменении этнической карты региона, при этом его культурный ландшафт явственно обнаруживает черты преемственности.

Результаты:

Перевалы времени: Батуми – Карс/ И.Ш. Абилов, Д.А. Баранов, Е.Ю. Гуляева, Е.Ю. Захарова – СПб.: Славия, 2015. – Т. V. – URL: https://ethnomuseum.ru/files/PDF/Library/Pereval/978-5-9501-0236-3.pdf

Абилов И.Ш., Гуляева Е.Ю., Захарова Е.Ю. Население пограничья Грузии, Армении и Турции: грани идентичности (заметки по итогам экспедиции 2014 г.) // Кавказ: перекресток культур: сборник статей / МАЭ РАН. СПб. – 2015. – С. 235–254. – URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-299-9/978-5-88431-299-9.pdf

Абилов И.Ш., Гуляева Е.Ю., Захарова Е.Ю. Этнорелигиозные группы и государственная граница: на примере населения территории бывшей Батумской обл. Российской империи (по материалам экспедиции 2014 г.) // Этнос и конфессия: Материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2019. С. 165 – 170. – URL: https://ethnomuseum.ru/files/PDF/Library/Chteniya-18/978_5_7937_1857_8.pdf

 

 

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.