Купить билет

Руководитель экспедиций: О.В. Калинина, научный сотрудник Российского этнографического музея

Экспедиции в Печорский район Псковской области. 2007–2017 гг.

Экспедиции в Печорский район Псковской области. 2007–2017 гг.

В 2007 – 2017 гг. проводилось полевое исследование этноконфессиональной культуры населения Печорского р-на Псковской обл. в рамках музейного проекта «Этноконфессиональная карта Северо-Запада». Целью экспедиций являлось изучение этнорелигиозных черт православной культуры сету и русских Псково-Печорского края.

Руководитель экспедиций: О.В. Калинина, научный сотрудник Российского этнографического музея (РЭМ). Было осуществлено 5 экспедиционных выездов: в 2007 г. совместно с доктором этнологии, сотрудником Национального музея естественной истории (Париж) Т. Бенфугаль; в 2008 г., 2013 г., 2016 г. совместно с сотрудником РЭМ А.А. Навныкой, в 2017 г. совместно с сотрудником РЭМ С.М. Богомаз.

Печорский р-н Псковской обл. находится в западной части Псковского края, граничит с Эстонией и Латвией. Этнографическая специфика района обусловлена «пограничностью» его местонахождения, многонациональным составом населения и влиянием Псково-Печерского Свято-Успенского мужского монастыря. Печорский р-н является территорией компактного проживания малочисленного финно-угорского народа сету (сето), родственного эстонцам. Исторически русские и сету исповедуют православие, эстонцы и латыши – лютеранство. Незначительная часть населения Псково-Печорского края, принявшая в ХХ в. баптизм и другие направления протестантского толка, не меняет картины в целом.

Печорский р-н Псковской обл. представляет большой интерес для изучения этнографии религии. В 1920–1940 гг. р-н находился в составе независимой Эстонской Республики, что спасло местную церковную традицию от уничтожения. Никогда не закрывались Псково-Печерский Успенский монастырь, а также 14 местных православных храмов.

Во время полевого исследования проводился сбор информации об истории православных приходов, религиозных практиках, межкультурном взаимодействии, этнической специфике религиозной жизни. В опросе приняли участие 105 человек. Изначально исследование было сфокусировано на самых старших представителях местного населения (1920–1930-х гг. рождения), затем круг собеседников расширился за счет младших поколений. Таким образом выявлялась картина преемственности традиций. Поскольку исследование предполагало беседы на сокровенные темы, проще всего было начинать интервью с биографических вопросов, постепенно переходя к религии. Эффективным способом налаживания контактов с населением оказалось совместное действие. Помощь в прополке сорняков на семейных могилах около церкви или в транспортировке тяжелых бутылей с освященной водой до отдаленных хуторов как нельзя лучше способствовала доверительной беседе. Очень важным методом полевой этнографической работы являлось так называемое «включенное наблюдение», при котором исследователи непосредственно принимали участие в церковных праздниках и крестных ходах, присутствовали на богослужениях. Поскольку все экспедиционные выезды проводились в летний период, то фиксировались современные обряды и обычаи весенне-летнего цикла христианских праздников: Троицы, Рождества Иоанна Предтечи (Иванова дня), дней памяти местночтимого св. Онуфрия Мальского, Петрова дня, Ильина дня и, наконец, главного праздника Псково-Печорского края – Успения Богородицы (28 августа). Именно Успение или, как говорят местные, «Успеньё» (Maar’apäiv – сету) является кульминационным событием культурной жизни печорян. Гордость местных жителей составляет так называемый «цветочный ковер», по которому шествует монастырский крестный ход из Успенского храма в Михайловский. Обычай устилать дорогу узорами из живых цветов появился во время наместничества архимандрита Алипия (1959–1975), однако воспринимается местным сообществом как давняя традиция.

Особый колорит всем церковным праздникам Печорского края придает присутствие сету в национальных костюмах. Пожилые женщины для посещения церкви надевали традиционные одежды и украшения вплоть до 1960-х гг. Ныне этот обычай возрожден активистами культурного движения сету Эстонии и России. C церковными праздникам связана традиция народных гуляний, которые назывались у сету «кирмаши». В настоящее время традиция кирмашей частично возобновлена. А вот поминальная часть церковных праздников дошла до наших дней практически без изменений. Среди русских и сету сохраняется обычай собираться на кладбище большими семьями за трапезой, расстилая скатерти прямо на могилах. Таким образом живые поминают своих усопших предков. В д. Малы сохраняется традиция заветного праздника «Мальское воскресенье» (первое воскресенье после Петрова дня) в память о спасении урожая молитвой святого от выпавшего летом града (или снега).

Очень важным моментом исследования было знакомство с этнической историей церковных приходов и биографиями священников, служивших в Печорском крае на церковнославянском и эстонском языках. Богослужений на языке сету здесь никогда не было. Главным сетуским локусом в Печорах является Варваринская церковь, где с 1920-х до 1970-х гг. богослужения проводились только на эстонском языке, а прихожанами были исключительно сету. Русский священник Евгений Пелешев (1930–2021) 46 лет служил на церковно-славянском и эстонском языках для местного населения – сначала в д. Залесье, потом в Печорах. И русские, и сету называли его «своим батюшкой».

В целом результаты исследования позволяют прийти к выводу о единстве православной культуры русских и сету во второй половине ХХ – начале ХХI в. Особенностью местной культуры является непрерывность церковной традиции, сохранение приходской жизни и домашних религиозных практик в советский период. Из-за катастрофического уменьшения числа сету в районе эстонский язык больше не является здесь богослужебным. Однако Псково-Печерский монастырь, Варваринская церковь, сельские приходские храмы и кладбища играют важную консолидирующую роль в этноконфессиональной культуре сету.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
07 марта с 10.00 до 17.00, касса до 16.00;
8 марта, 01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.