Купить билет

Участники: Н.Калашникова, Л. Ганина, Е. Дьякова, Н. Голант

Комплексная экспедиция по изучению сельских музеев болгар-переселенцев, проживающих на юге Молдавии и Украины. 2015–2017 гг.

Комплексная экспедиция по изучению сельских музеев болгар-переселенцев, проживающих на юге Молдавии и Украины. 2015–2017 гг.

Настоятельная необходимость коллективного исследования истории, культуры и этносоциальных процессов в среде болгарского населения, проживавшего в Новороссии (Пруто-Днестровского междуречья и Буджакской степи), привела к созданию проекта «Болгары Молдовы, Украины и России: опыт жизни в диаспоре», поддержанного РГНФ (проект № 15-01-00376/15).

Работы по гранту «Болгары Молдовы, Украины и России: опыт жизни в диаспоре», рассчитанному на три года (2015–2017), включали несколько направлений деятельности:

  1. Работу с музейными коллекциями Санкт-Петербурга (РЭМ и МАЭ РАН) и Кишинева, характеризующими культуру болгар-переселенцев;
  2. Проведение экспедиций с целью изучения состояния сельских музеев по болгарам-переселенцам, проживающим на юге Молдовы и Украины;
  3. Привлечение к подготовке издания «Болгары» (в серии «Народы и культуры») специалистов Молдовы, Украины и Болгарии.

С целью изучения состояния болгарских сельских музеев юга Молдовы и Украины участниками проекта – сотрудниками отдела этнографии Белоруссии, Украины, Молдавии Российского этнографического музея – заведующей отделом докт. культурологии Н. Калашниковой (руководитель), научным сотрудником-хранителем Л. Ганиной (Городнёвой), научным сотрудником-фотографом Е. Дьяковой и научным сотрудником МАЭ РАН, канд. ист. наукН. Голант в течение 2015–2017 гг. были проведены следующие экспедиции:

  • 2015 г. – в сс. Твардица, Кортень, Тараклия, Виноградовка, Кайраклия Тараклийского р-на, Республика Молдова;
  • 2016–2017 гг. – в с. Парканы в Приднестровье, Республика Молдова;
  • 2017 г. – в с. Дмитровка (Дельжилер) Татарбунарского р-на; с. Новые Трояны и Городнее Болградского р-на; с. Главаны и Задунаевка Арцизского р-на; пос. Виноградовка, с. Вольное Тарутинского р-на Одесской обл.; с. Преслав Приморского р-на Запорожской обл. на Украине.

Исследования показали, что понятие «сельские музеи» болгарских диаспор Молдовы и Украины включает различные музейные форматы. Официальное название «музей» имеют собрания этнографических предметов, которые являются государственными учреждениями и находятся под управлением городских или районных администраций. Остальные собрания представлены частными коллекциями, а также вспомогательными фондами в библиотеках, школах, домах культуры и даже монастырей. Они могут носить такие названия, как «музейный уголок», «музейная комната», «коллекция болгарских предметов».

Для характеристики сельских музеев Молдовы и Украины, имеющих экспонаты, характеризующие быт и культуру болгар-переселенцев, участниками экспедиций была разработана специализированная анкета, а также составлены опросники по темам: «Ремесла и промыслы» и «Традиционная одежда».

В результате за три года были осмотрены и сфотографированы экспозиции музеев, содержащие предметы материальной и духовной культуры болгар-переселенцев, проведены интервью с местными жителями, исследованы коллекции шести сельских музеев Молдовы и восьми – юга Украины, заполнены анкеты по истории создания этих музеев.

Изучение сельских музеев болгар-переселенцев Республики Молдова показало, что все они занимают приспособленные под музейные нужды пространства: размещены либо в старых строениях (обычно в помещении бывшей школы), либо занимают комнату или несколько комнат в действующем учреждении (чаще всего в школе или в доме культуры). Как правило, в таких музеях нет специального выставочного оборудования, зачастую имеются сложности с манекенами и не всегда есть этикетаж. Однако при экспонировании сотрудники стараются выдержать общепринятый тематический принцип показа с применением ансамблевого метода (например, сцены: «Женщина, работающая за ткацким станком» (музей в Тараклии), «Внутреннее убранство жилища» (музей в Твардице). Особенно подробно в таких музеях представлена тема одежды, поскольку традиционный костюм является ярким маркером этноса. Музеи стараются иметь в своем собрании и экспонировать как полные костюмные комплексы, так и отдельные предметы мужской и женской одежды, кожаную и войлочную обувь, женские украшения. Во всех музейных собраниях женский традиционный костюм представлен лучше мужского, что связано с более долгим его бытованием на данной территории.

Темы традиционных занятий, таких как скотоводство, земледелие и обработка шерсти, раскрыты в основном за счет экспонирования орудий труда (посох пастуха, ножницы для стрижки овец; лопаты, вилы, части плуга; прялки, кудель, мотовила и др.). Тема традиционного жилища раскрывается через черно-белые фотографии, показывающие экстерьеры традиционных построек, и бытовые предметы, наполняющие внутреннее пространство. Интерьеры зачатую показаны через обстановочные сцены. В сельских музеях можно увидеть стилизованный очаг с подлинным предметным наполнением, полки с керамической и деревянной утварью, деревянную мебель (низкий стол со скамейками, длинные лавки, расписные сундук, кровать и др.), а также большое количество вышитых полотенец, подушек и домотканых ковровых дорожек, составлявших традиционное убранство интерьера. В некоторых случаях на экспозициях демонстрируются православные иконы (например, в с. Парканы) и музыкальные инструменты (в частности, в музее с. Твардицы).

Следует заметить, что значительную роль в выставочных пространствах сельских музеев занимают черно-белые фотографии различных исторических периодов, на которых запечатлены в том числе и антропологические типы сельских жителей. В штате музеев нет реставраторов, и все повреждённые предметы сотрудники восстанавливают самостоятельно. Ведется учёт музейных предметов; помимо имеющихся книг поступлений и инвентарных книг в некоторых музеях создаётся электронная база данных.

Посещение сельских музеев бесплатное. Среди посетителей примерно 50% составляют школьники, 30% – студенты, 10% – специалисты и также 10% – прочие. Для посетителей проводятся заказные экскурсии, организуются тематические лекции. Сельские музеи активно учувствует в городских праздниках, проводят фестивали «Георгиев день» и «Бабин день», День храма города – «Святой Параскевы» и др., а также устраивают выездные выставки в другие города района, выставляют в своих стенах предметы из других музеев и частных коллекций. Следует отметить, что пополнение фондов осуществляется, в основном, благодаря предметам, переданным в дар местными жителями.

Болгарское население на Украине наиболее сконцентрировано в Болградском, Арцизском и Тарутинском р-нах, где предметы болгарской этнографии активно собирают в местах их бытования инициативные жители сел. Эти предметы в дальнейшем по мере возможности экспонируются в различных вариантах: в виде уголков, комнат или в музеях, размещенных в школах, библиотеках, домах культуры или помещениях, расположенных в частном секторе либо в частных домах. Собирательская концепция, количество и учет экспонатов, хранение и экспозиционная деятельность этих небольших учреждений зависят от видения собирателя. Примером таких учреждений являются музейные комнаты Дома культуры с. Дмитровка (Дельжилер) Татарбунарского р-на и с. Вольное Тарутинского р-на; этнографическая комната в с. Евгеневка Тарутинский р-на; музейные комнаты школы и Дома культуры с. Ровно Тарутинского р-на.

Помимо частных инициатив на юге Украины есть и государственные музеи, собрание которых характеризуется определенностью собирательской деятельности, разработанностью системы хранения и учета экспонатов, продуманностью экспозиций по болгарам-переселенцам.

Такие учреждения культуры, как Краеведческий национальный просветительный центр в пос. Виноградовка Тарутинского р-на, Городненский сельский историко-краеведческий музей в с. Городнее Болградского р-на, Заринский этнографический музей в Саратском р-не, являющиеся отдельными учреждениями, носят краеведческий характер, совмещают показ истории края и этнографии болгарского народа.

По итогам экспедиции 2015–2017 гг. в рамках реализации результатов проекта «Болгары Молдовы, Украины и России: опыт жизни в диаспоре» участники выступили на шести международных конференциях, опубликовали 14 статей, в том числе:

Калашникова Н.М. К вопросу об изучении материального наследия болгар-переселенцев в музеях России, Молдовы и Украины // Международный конгресс историков-славистов. СПбГУ. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. – № 2. – С.99–106.

Калашникова Н.М. Прошлое и настоящее болгарского села Парканы в Приднестровье // Современные и исторические проблемы болгаристики и славистики: XXII Державинские чтения. Сборник статей. СПбГУ, филологический факультет: Отв. ред. О.В. Васильева, З.К. Шанова. – СПб.: ВВМ, 2017. – С.71–75.

Калашникова Н.М. Бессарабские болгары: опыт жизни в инонациональном окружении (исследование в рамках гранта РГНФ проекта № 15-01-00376/15) // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы: XII Конгресс антропологов и этнологов России. Сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г. – М.; Ижевск: ИЭА РАН, 2017. – С. 456.

Калашникова Н.М. О концептах собирательской деятельности РЭМ: пример изучения традиционной культуры болгар-переселенцев на протяжении столетия //Этнокультурные процессы в многонациональном государстве (к 100-летию Революии 1917 года в России):Материалы Шестнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2016. – С. 318–322.

Городнёва Л.Г., Дьякова Е.В. О сохранении традиционных элементов одежды у болгар-переселенцев г. Твардица (Республика Молдова) // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы 19 Международной научной конференции / Под ред. Н.М. Калашниковой. – СПб.: СПГУТД, 2016. – С. 40–45.

Ганина Л.Г., Дьякова Е.В. Новая вышивка на старых полотенцах // Орнамент в артефактах традиционных культур: Материалы Пятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2016. – С. 84–88.

Ганина Л.Г. Роль музеев в сохранении этнографического самосознания в иноэтничной среде (по материалам экспедиции 2015 г. в Тараклийский район Республики Молдова) // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы: XII Конгресс антропологов и этнологов России. Сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г. – М.; Ижевск: ИЭА РАН, 2017.С. 64.

Ганина Л.Г. Одежда болгар-переселенцев в собрании Российского этнографического музея // Българите в Северното Причерноморие. Изследования и материали. – Одеса: Симекс-принт, 2018. – Т. 13. – С. 339–351.

Ганина Л.Г. Между верой и поверьем: представления о душе после смерти у болгар-переселенцев // Этнос и конфессия: Материалы XVIII международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: Издательство ИПЦ СПб. ГУТД, 2019. – С. 81–87.

Ганина Л.Г., Дьякова Е.В., Калашникова Н.М. Нематериальное в материальном: опыт изучения болгарских коллекций музеев Молдовы (по материалам экспедиций 2015–2017 гг.) // Современные проблемы музеологии: Материалы IХ Международных музейных чтений / Орловский гос. ин-т культуры. -2019. – Вып. 7. – С. 162–166.

Авторы текста: Н.Калашникова, Л. Ганина, Е. Дьякова

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
07 марта с 10.00 до 17.00, касса до 16.00;
8 марта, 01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.