Купить билет

Автор, участник экспедиции: О.М. Фишман, д.и.н., научный сотрудник ведущей категории Отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Из полевых исследований Тихвинского края (отрывки из полевых дневников).

Из полевых исследований Тихвинского края (отрывки из полевых дневников).

В ходе экспедиций 1989–2005 гг. в Бокситогорский р-он Ленинградской области осуществлялся сбор информации о традиционной культуре так называемых тихвинских карел (старообрядцев и православных), а также русских. Хранителями ее памяти — „цементирующей силой“ изучаемых этноконфессиональных сообществ еще в 1950–60-е гг. — являлись так называемые базисные типы личности: отче, книжницы/богомолки, пророки, ясновидящие, нищие Христа ради – милостяги, знающие, колдуны. Все они обладали либо пожизненными, либо временными социально-религиозным статусами в зависимости от их места и роли в структуре каждой из общин.

Собранные вместе отрывки из авторских полевых материалов о святочных гаданиях дают яркое представление о живой культурной традиции, её состоянии, устойчивости и утратах, произошедших на протяжении жизни одного поколения людей за 70 лет. Опрос местных карел велся на русском языке, с использованием карельской терминологии; диктофонные записи расшифровались и исправлялись при необходимости в полевых условиях.

Часть полевых записей была опубликована: Фишман О.М. Исследования карельских старообрядцев в 1990-е гг. (полевые дневники) // Материалы по этнографии. Т. II. СПб.: Изд-во «Деловая полиграфия». 2004 г. С. 142–176.

19.01. [Крещенье]. Деревня Дятелка. Зимой здесь живут в пяти домах.

[Коллективный опрос в доме у Петровой Марии Ивановны (1931 г. рождения, в девичестве Андреева, карелка, православная). Мария Ивановна  живет с матерью Андреевой Марией Федоровной (1903 г.р.). К ним в гости приехала соответственно сестра и дочь Артемьева Анна Ивановна – Нюшка (1934 г.р.), живет сейчас в пос. Красная Долина Выборгского р-на Ленинградской области].

Встретили хорошо, благодарят за фотографии, называют Михална, Оленька. Поздравила с праздником, отвечали: «Спасибо, и Вас с праздником» (19/I - Крещенье). В ходе беседы прерывались на обед: крошиво – серые или черные щи (по-кар. nuat’t’i); творог, капуста соленая, помидоры консервированные, суп мясной; каша пшенная, пироги из пшеничной муки с клюквой, с малиной, чай, кофе растворимый. В разговоре за столом обе сестры говорили, что не умеют делать рóгушки  и сóчни – хотя и знают и делали, но не получается так, как у их матери. «Хоть убей, а сочни не могу».

Мать – Мария Федоровна, в девичестве Зимакова, родом из Толстей, в Дятелку вышла замуж; все ее три дочери Маруська, Нюшка и еще одна вышли замуж за русских. Когда Мария Ивановна вышла замуж в 1950 г. за Петрова Алексея Федоровича из деревни Белый Бор и переехала в эту деревню, то мать сказала, что «к ним ни ногой» – объясняет, потому, что русского не знала. О плохом знании русского ко времени замужества – это 50-е гг. – говорят и обе сестры. У Марии Ивановны обе дочери с детства «на два языка» - т.е. знают и карельский и русский, а из внуков (которые живут все в городах) только один пяти лет – «очень внимательный, внимается карельскому языку...». Дочери в свое время даже записывали слова карельские по-русски.

О святочных гаданиях в основном вспоминала Анна Ивановна (40-50-е гг. ХХ в.)

Информаторы особенно подчеркивают, что гадать ходили три – пять – семь – девять человек, чаще всего семь (нечетное число). Можно и одному ходить, но «страшно». Анна Ивановна вспоминает, что ходила со старшими девушками (16-19 лет), когда ей самой было 10-11 лет: девушки приходили к ее матери и упрашивали, чтобы та отпустила дочку, т.к. у них не хватало человека для счета.

1. Полоть снег; снег ходили полоть. Девушки шли на огород – «сойдем в огород». Задним подолом загребали снег между ног и кидали его вперед и говорили: «сýженый – ряженый, с которой стороны придешь?» и слушали. Если слышали звон бубенчика, звук колокола, шум идущего поезда или едущей машины, значит, приедут девушку сватать. Если собака лает, то слушали – с какой стороны – это означало, что с той стороны приедут сватать.

2. Смотрели в зеркало. Одно зеркало висит на стене, другое кладут на плечо, так чтобы можно было смотреть зеркало в зеркало. При этом необходимо было просить помощи чертей: «Черти маленькие, большие, приходите, покажите моего жениха». Смотреть в зеркало можно было, видимо, не столько в избе, сколько в других помещениях дома. Так Анна Ивановна рассказывает, что девушки делали это на чердаке, а несколько маленьких девочек, приглашенных для счета – «в счет чтобы было» (5-7-9), стояли на лестнице и, боясь звать чертей, молились: «Господи, помилуй. Господи, помилуй»; старшие девушки, сетуя, что не увидели суженых-ряженых, объясняли это так: «Нет, чего-то не показывается, кто-то Богу молиться».

3. На кресты ходили. Ходили на перекресток  дорог, где палкой чертили на снегу круг, куда вставали гадающие на суженого-ряженого. Суть гадания – по услышанному звуку (См. выше полоть снег) определить судьбу.

Анна Ивановна рассказала, как однажды они ходили на кресты. Первый раз «за одну девчонку стали в круг – услышали, как поезд идет». Это их испугало, т.к. до железной дороги очень и очень далеко. Произнеся «аминь, аминь», они решили попробовать вторично уже за другую гадающую девушку. На этот раз «услышали бубенчики на лошадях» - «тоже не допустили». А в третий раз встали – «как земля хрустнет, как будто проваливаемся». Девушки испугались, побежали домой; от страха «волосы дыбом стали»; на вопросы домашних рассказали, что было такое впечатление, будто «земля треснула».

Основанием для страха была якобы реальная угроза со стороны нечистой силы, к помощи которой прибегали при гадании. <…> Мария Федоровна припомнила, что ее бабушка рассказывала, что после такого гадания черти поймали девушку уже на крыльце дома и задушили ее. Сама Мария Федоровна никогда не гадала, ее не пускали родители.

4. Частокол мерить. Одна из гадающих вставала спиной к частоколу и раскидывала руки, другая считала частоколины (вертикальные жердины), оказавшиеся между руками; счет велся по-парно: 1-2, 1-2 и т.д. Если счет оканчивался парой, говорили: «Нынче ты гуляешь на пару» – т.е. выйдешь замуж, найдешь пару. Следующая гадающая мерила частокол в другом месте.

5. Олово лили. Кусочек олова расплавляли на печке в какой-нибудь баночке – «она (олово – путают мужской и женский род – О.Ф.) растает»; расплавленное олово переливали в холодную воду, затем этот кусочек подсвечивали у стены и смотрели в тень. По очертаниям тени определяли свою судьбу. Если виделись лошадь, машина, поезд – «увезут тебя» – т.е.  замуж выйдешь, а если яма – «значит, жди смерть»

6. Также гадали по тени сожженной бумаги – «намнешь, сожжешь и вечером смотришь в тень».

7. С оловом и бумагой (после вышеописанного – О.Ф.) ходили слушать под окна. Все знали, что девушки в эти дни ходят гадать на суженого-ряженого и старались, так или иначе подыграть. Так, могли говорить намеренно громко: «Эту овечку надо увезти, свезти, чего ее дома держать» (т.е. выдать замуж) или наоборот: «Рано-рано еще» (замуж – О.Ф.). Если слышали, что в доме «ложкой как брякнут» – это к свадьбе.

8. Класть гребень. Анна Ивановна рассказывает о себе: «В святки (7/I) гребень под голову положила (или расческу – точно не помнит), сказала: “Суженый- ряженый, приходи расчесывать волосы” ». Во сне увидела то, что вспомнила, когда через год вышла замуж и переехала в деревню к мужу – «увидела ручеек, подстанция; его увидела задом – вот где я это видела». (Ей) объяснили женщины, что, то, что она увидела своего будущего мужа со спины означало одно – «долго ты с ним жить не будешь, он от тебя уйдет». Муж погиб (утонул) через 4,5 года после свадьбы. В святки Анна Ивановна гадала, а в Рождество ее просватали. <…> рассказала об этом в подтверждении того, что гадания сбывались.

На следующее утро после гадания «как встанешь, надо заменить: чурáми на мен, чурáми на мен (т.е. «чур амин, амин» - О.Ф.). Три разка надо сказать. Так то страшно». Объясняет это тем, что, прося у чертей показать суженого, надо было потом не быть у них в долгу и предложить им обмен (словесный – в данном случае – О.Ф.).

9. Гадание с валенком. Анна Ивановна рассказывает случай, о котором она услышала в больнице от одной русской женщины, комментируя рассказ словами «у нас такого не было». Вместе с тем в ходе рассказа ее поправляла мать – Мария Федоровна. «Научили одну женщину встать на печку, одеть валенок на одну ногу и сказать: “Суженый-ряженый, приходи снимать валенок»” (Анна Ивановна), «суженый-ряженый, меня разуй, себя покажи”» (Мария Федоровна). Гадающая заснула, а ночью «как тасканули с печи – все в доме вскочили», стали ее спрашивать: что, что? «у нее на голове – шишка. Матка ездила потом к колдунам», чтобы отговорить дочку, т.к. к ней приходила некая нечистая сила, которую рассказчица предпочитает никак не называть.

10. Гадание в риге. Рассказывает Мария Ивановна – это «раннее гадание» – т.е. старинное гадание. Рассказ о конкретном случае: «три дефки сошли в риги», а парни узнали об этом и решили подшутить. Гадающая, призывая суженого-ряженого, должна была оголить ягодицы – «надо жопу оголить» в дверном проеме «с гумна в ригу», а суженый проведет лопатой – «значит  выйдешь в богатую сéмью», если веником – «ничего не будет (т.е. замуж не выйдешь), а если голой рукой, то …» не помнят, что это означает. Парни именно так и сделали.

11. На столе под три перевернутые чашки клали: деньги, хлеб и уголь. Гадающая выходила за дверь, остальные меняли чашки, закрывающие эти предметы. (С. 149) Если девушка выбирала чашку, под которой лежали деньги – это означало, что ее будущий муж будет богатый, «если хлеб – «средний, а уголь – самый бедный, последний».  «Так озоровали».

12. На полу раскладывали рукавицы, бусы и камень. Гадающей завязывали глаза, и она должна была найти какой-либо из этих предметов. Если рукавицы найдет, значит жених будет «бедный, трепач», если бусы – «жених – форсистый, камень – богач».

13. Девушки катались по полу от окон к двери и в том случае, если гадающая «спиной к порогу накотишься», значит замуж выйдешь.

14. Девушки считали дрова в поленице – т. е. разбирали поленицу и считали попарно; или когда носили дрова на растопку печи (аналогично счету при измерении частокола – О.Ф.)

На вопрос о том, когда можно было гадать, отвечают, что с 8 по 18 января, нельзя было гадать также на старый Новый год (вместе с тем Анна Ивановна, рассказывая о гадании с расческой, называла точную дату – 7/I). Гадания, как и святочное ряжение прекращались накануне Крещения (19/I). Не очень ясно – гадали на русском или карельском языке: с одной стороны – постоянная формула суженый-ряженый, произносимая по-русски, с другой – на прямой вопрос, отвечают «гадали по-своему».

Гадали девушки, но и парни также, но те, в основном, подшучивали, «озоровали», от них старались отделаться, скрыться. Так, например, Мария Ивановна вспоминает, как однажды ее двоюродная сестра, она сама и еще третья девушка пошли снег полоть. В это время в дом пришел жених двоюродной сестры и  [мать], которая не любила и не любит гадания, послала его подшутить над девушками. «То хавкнет по-собачьи, то в колокольчик брякнет – нам все понапрасну» (т.е. напрасно ходили – О.Ф.). Вернувшись в дом, посетовали на мать: «Ну, ты нас подвела».

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.