Купить билет

Собиратели

Алоева Нелли Григорьевна

Алоева Нелли Григорьевна

Алоева Нелли Григорьевна. 1980-е гг.
Фотография из семейного архива. Публикуется с разрешения родственников исследователя.

Автор: С.В. Романова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока

Нелли Григорьевна Алоева – отечественный искусствовед и этнограф, научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ), посвятившая свою научную и собирательскую деятельность традиционной культуре коренных народов Саяно-Алтайского региона, прежде всего хакасов и тувинцев, занималась также этнографией бурят.

Нелли Григорьевна родилась 18 октября 1938 г. в г. Симферополе в семье государственных служащих. Ее первые детские воспоминания связаны с Великой Отечественной войной. Получив среднее образование на Урале, благодаря своим способностям и целеустремленности поступила в один из самых престижных ВУЗов Ленинграда. С 1959 по 1965 г. обучалась на факультете истории и теории изобразительных искусств ордена Трудового Красного знамени Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде, который с успехом окончила, получив специальность искусствоведа.

До поступления на работу в ГМЭ в 1973 г. работала ретушером-художником в издательстве «Уральский рабочий» (г. Свердловск), учеником лаборанта на Краснодарском заводе «Пластмасс», библиотечным техником в научной библиотеке Академии художеств СССР, сотрудником научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа, техником-вычислителем проектно-изыскательного бюро Южно-Гобийского аймака Монгольской Народной Республики (МНР), куда перебралась с командированным туда мужем и где прожила с 1970 по 1973 г. Именно жизнь в Монголии оказала влияние на дальнейший выбор ее профессиональной деятельности. В 1971 г. с разрешения Министерства высшего образования сдала кандидатские экзамены по философии, английскому языку и истории МНР при Монгольском государственном университете в г. Улан-Батор.

Н.Г. Алоева с тувинскими гостями в Мраморном зале Государственного музея этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей). 1980-е гг.
Фотография из семейного архива. Публикуется с разрешения родственников исследователя

С 1973 г. наступил долгий период ее работы в отделе этнографии народов Сибири и Дальнего Востока ГМЭ народов СССР. Этот выбор не был для Нелли Григорьевны случайным. Она как искусствовед по образованию очень тонко чувствовала красоту и гармонию предметного мира традиционной культуры. Этому способствовал и личный опыт: соприкоснувшись с экзотикой кочевой культуры монголов, она пришла в музей специалистом, готовым к сложностям сибирских экспедиций, к контактам и сотрудничеству с представителями других культур. Ее региональная специализация – тюркоязычные народы Саяно-Алтая и монголоязычные буряты – была предопределена.

Нелли Григорьевна являлась универсальным музейным специалистом, участвовала в научной, экспозиционно-выставочной, просветительской и других видах деятельности отдела Сибири, но важнейшим вкладом в музейную жизнь Алоевой была собирательская деятельность. В научных экспедициях ею был собран большой фактический, фотоиллюстративный и вещевой материалы по традиционной культуре хакасов, тувинцев, алтайцев и бурят, пополнивший научный архив и собрание памятников материальной культуры ГМЭ. В общей сложности ей было собрано 560 памятников, сделано 215 фотоснимков. Информация, зафиксированная в полевых дневниках, сопровождается живыми зарисовками собирателя. Нелли Григорьевна фиксировала конструкции традиционного жилища, музыкальных инструментов, крой традиционных костюмов, их декоративные детали и орнаментацию. Поездки в поле предваряло детальное изучение научной литературы и музейного собрания, созданного ее предшественниками – Д.А. Клеменцем, А.В. Адриановым, Ф.Я. Коном, А.С. Теплоуховым, П.И. Каралькиным и другими, что входило в обязательную практику подготовки к экспедиции. Сравнивая ранее собранные ими памятники и коллекции, приобретенные Алоевой, можно говорить о том, что выбор предметов не был случайным. В своей собирательской деятельности она руководствовалась принципом восполнения лакун. Некоторые типы предметов до ее экспедиций в музейном собрании отсутствовали или имелись в единичном экземпляре, что в первую очередь касалось некоторых украшений традиционного женского костюма, например, тувинских женских накосных украшений чавага.

Первая экспедиционная поездка была осуществлена Алоевой в 1974 г. под руководством заведующей отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Л.А. Фотий в Хакасскую АО Красноярского края, результатом чего стала обширная и тематически разноплановая вещевая и фотоиллюстративная коллекции.

Итоги поездки Алоевой в Хакасскую АО и Тувинскую АССР в 1977 г. отражены в подробном полевом отчете, изложенном на 40 листах машинописного текста. Эта плодотворная командировка имела целью сбор материалов для будущей постоянной экспозиции, посвященной традиционной культуре народов Сибири и Дальнего Востока кон. XIX – нач. ХХ в., а также для разделов экспозиций «Новое и традиционное в современном жилище и одежде» и «Обряды и праздники народов СССР» и осуществлялась с учетом анализа предыдущей экспедиции в Хакасию, совершенной совместно с Л.А. Фотий. В ходе экспедиции в Хакасии помимо г. Абакана исследователь посетила 16 сельских населенных пунктов Аскизского р-на. В Туве собиратель работала в учреждениях культуры г. Кызыла и в Эрзинском р-не Республики. Тувинская часть экспедиции носила рекогносцировочный характер. В полевом отчете отмечено сильное монгольское влияние на культуру эрзинских тувинцев. Отчет сопровождается картой и фотоиллюстративным материалом. 

Более плодотворной оказалась поездка Нелли Григорьевны в Туву в 1979 г., длившаяся 40 дней, в ходе которой работа осуществлялась уже в четырех районах Республики: Бай-Тайгинском, Тес-Хемском, Эрзинском и Овюрском. Полевой отчет занимает около 30 листов машинописного текста. В ходе поездки планировалось пополнить музейное собрание материалами как для постоянной экспозиции ГМЭ народов СССР, так и для временных выставок «Спорт и спортивные игры народов СССР», «Искусство народов СССР», «Резной камень Тувы», а также для пополнения фотоиллюстративного материала для лекции «Тува сегодня».

В 1981 г. состоялась командировка Нелли Григорьевны в г. Улан-Удэ Бурятской АССР, главной целью которой было приобретение экспонатов для постоянно обновляемой выставки «Современное искусство народов СССР». Особое внимание в работе было уделено бурятскому ювелирному искусству. В ходе той же поездки был приобретен один экспонат по традиционной культуре эвенов – сумка для хранения предметов женского рукоделия.

Поездка в Туву 1983 г. была посвящена изучению тувинского камнерезного искусства, работе с народными мастерами и пополнению собрания ГМЭ новыми образцами тувинской каменной пластики – искусства, являющегося одной из визитных карточек тувинской культуры и достигшее своего наивысшего расцвета во втор. пол. ХХ в.

Последняя экспедиция была совершена Алоевой в Горно-Алтайскую АО в 1989 г., в ходе которой в Улаганский аймак для экономии времени пришлось добираться вертолетом. В ходе экспедиции помимо вещевого и фотоиллюстративного материалов  фиксировалась информация по духовной культуре и родовой организации алтай-кижи и теленгитов. В полевом отчете говорится о степени сохранения явлений традиционной культуры. Фиксирует она и целый ряд экономических и экологических проблем, связанных с индустриализацией и туристическим освоением региона.

Став профессиональным этнографом, Нелли Григорьевна занималась изучением всех этнографических тем, но как искусствовед по образованию наиболее пристальное внимание уделяла декоративно-прикладному искусству коренных народов Саяно-Алтая, особенно таким его видам, как хакасская полихромная вышивка и тувинская резьба по агальматолиту. Для изучения последнего явления и пополнения собрания работами современных мастеров ею был предпринята специальная командировка. Отдельно хотелось бы отметить качество собранных ею предметов, которое заключается не только в мастерстве носителей культуры, но и свидетельствует о безукоризненном вкусе и музейном, вещеведческом чутье собирателя. Ее искусствоведческая база также находит отражение в сюжетах и качестве выполненных ею фотографий. Её фотопортреты народных мастеров – не только антропологическая съемка, это художественные произведения, отражающие как особенности традиционной культуры, так и человеческую индивидуальность. Обращает на себя внимание тщательность выполнения полевых отчетов и регистрации коллекций, выполненных Нелли Григорьевной на высоком научном уровне.

Сложная экономическая ситуация в стране заставила Нелли Григорьевну в нач. 1990-х гг. перейти на другую работу (сначала в художественный салон «Наследие», а затем возвратиться к экскурсоводческой деятельности в Государственном Эрмитаже), но и после этого она около 30 лет продолжала сохранять самые теплые отношения с коллективом музея, была желанным гостем и продолжала оставаться интереснейшим собеседником.  

Нелли Григорьевны не стало 7 августа 2020 г. В настоящее время собранные ею предметы с успехом экспонируются на различных временных выставках и постоянной экспозиции в Особой кладовой, многие из них опубликованы в научных и научно-популярных иллюстрированных изданиях, а также на электронных ресурсах Российского этнографического музея.



Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1872. Л. 2–42. – Н.Г. Алоева. Отчет о командировке в Хакасскую АО и Тувинскую АССР в 1977 г.

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1935. Л. 3–31. – Научный отчет о командировке в Тувинскую АССР в 1979 г. научного сотрудника отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Н.Г. Алоевой.

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1997. 15 л. – Отчет Н.Г. Алоевой об экспедиции в Бурятскую АССР в 1981 г. для приобретения предметов народного искусства.

АРЭМ. Ф. 2. Оп. .1 Д. 2077. 8 л. – Отчет Н.Г. Алоевой об экспедиции в Тувинскую АССР в 1983 г.

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2288. 7 л. – Отчет о научной командировке в Горно-Алтайскую АО н.с. отдела Сибири Н.Г. Алоевой в 1989 г.

АРЭМ. Ф. 10. Оп. 3 (фонд в научно-технической обработке). – Отдел Сибири и Дальнего Востока. Полевой дневник Н.Г. Алоевой. Командировка в Хакасскую АО в 1974 г.

АРЭМ. Ф. 10. Оп. 3. (фонд в научно-технической обработке). – Полевой дневник н.с. отд. Сибири Н.Г. Алоевой. Командировка в Хакасскую АО и Тувинскую АССР в 1977 г.

АРЭМ. Ф. 10. Оп. 3. (фонд в научно-технической обработке). – Полевой дневник н.с. отд. Сибири Н.Г. Алоевой. Командировка в Туву 1979 г.


Публикации

  1. Алоева Н.Г. Монгольский орнамент и его символика // Декоративное искусство СССР. – 1979. – № 5 (258). – С. 25.
  2. Алоева Н.Г. Коллекция хакасских предметов в Государственном музее этнографии народов СССР (дореволюционный период) // Вопросы этнографии Хакасии / Под. ред. Я.И. Сунчугашева. – Абакан: Изд. ХАКНИИЯЛИ, 1981. – С. 101–124.
  3. Алоева Н.Г. Художественная обработка камня у тувинцев // Промыслы и ремесла народов СССР / Под ред. Э.А. Корсун. – Л.: ГМЭ народов СССР, 1986. – С. 124–134.
  4. Алоева Н.Г. Древнеуйгурские элементы в семейно-родовой обрядности тувинцев // Культура этноса и этническая история: Краткое содержание докладов научной сессии «Советская этнография за 70 лет: итоги, направления, перспективы», посвященной 70-летию Октября / Под ред. Р.Ф. Итса. – Л.: Наука, 1987. – C. 19–20.
  5. Алоева Н.Г. Тувинские ритуальные ложки в фондах Государственного музея этнографии народов СССР // Проблемы этнографического музееведения: Всесоюзная научная конференция «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний», посвященная 70-летию Великого Октября: Тезисы докладов / Под ред. Н.А. Томилова. – Омск: ОГУ, 1987. – С. 3.
  6. Алоева Н.Г. К вопросу о современной хакасской вышивке // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985–1987 гг.: Тезисы докладов / Под ред. О.В. Лысенко. – Л.: ГМЭ народов СССР, 1989. – C. 34–35.
  7. Алоева Н.Г. Древнеуйгурские элементы в семейно-родовой обрядности тувинцев // Религиоведческие исследования в этнографических музеях / Под ред. Б.В. Иванова. – Л.: ГМЭ народов СССР, 1990. – С. 38–47.
  8. Алоева Н.Г. Тувинский циклично-годовой обряд оваа дагыр (по коллекциям Ф.Я. Кона, хранящимся в Российском этнографическом музее) // Время и календарь в традиционной культуре: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции / Под. ред. А.Б. Островского. – СПб.: Лань, 1999. – C. 65–68.
  9. Алоева Н.Г. Культ обо и культ горы как проявление общего и особенного в религии народов Центральной Азии // Этнос, ландшафт, культура. Материалы конференции / Под ред. Л.Р. Павлинской. – СПб.: Изд-во «Европейский дом». 1999. – С. 36–40.


Библиография

  1. Горбачева В.В. Коллекции по культуре народов Сибири и Дальнего Востока // Российский этнографический музей. 1902–2002: Альбом / Под ред. В.М. Грусмана, И.И. Шангиной, Е.Е. Герасименко, Е.Л. Мадлевской, Г.Н. Романовой. – СПб.: Славия, 2001. – С. 198.
  2. Романова С.В., Ткаченко И.Д. Тувинские коллекции в собрании Российского этнографического музея // Тува в беге времени: Каталог коллекций. Музей декоративно-прикладного и народного искусства. М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 2014. – С. 26–29. (Аннотации: Косяк Н.А. – С. 30, 35, 54).
  3. Романова С.В., Федорова М.В. Монеты в культуре народов Сибири и Дальнего Востока // Монеты в народной одежде и украшениях / Под ред. А.Б. Островского, А.В. Ратниковой. М.: Бослен, 2019. – С. 107–111.
  4. Романова С.В. Тувинское камнерезное искусство. От безымянных мастеров к профессионализму. 
  5. Романова С.В., Ткаченко И.Д. Путешествия к Центру Азии. История комплектования тувинских коллекций Российского этнографического музея. (текст для онлайн-выставки на сайте РЭМ.)


Коллекции

Алтайцы

№ 11280. – Предметы скотоводства, охоты, рыболовства, обработка зерновых, женские и мужские ремесла, средства передвижения, конская упряжь, элементы интерьера, утварь, компоненты традиционного костюма, предметы детского воспитания, игрушки, предметы культа, музыкальные инструменты. Включает 110 предметов. Горно-Алтайская АО. Сбор 1989 г.

Буряты

№ 10281. – Элементы интерьера, постельные принадлежности, компоненты традиционного костюма, украшения, аксессуары. Включает 33 предмета. Бурятская АССР, 1981 г.

Тувинцы

№ 8668. – Компоненты костюма, украшения, нож. Включает 7 предметов. Тувинской АССР, Эрзинский р-н. Сбор 1977 г.

№ 10064. – Предметы скотоводства, охоты, земледелие, обработка шкур, женские ремесла, утварь, компоненты традиционного костюма, компоненты спортивного костюма, украшения, игры, игрушки, предметы культа, камнерезное искусство, мелкая пластика, музыкальные инструменты. Включает 132 предмета. Тувинской АССР, Бай-Тайгинский, Тес-Хемский, Эрзинский, Овюрский р-ны. Сбор 1979 г.

№ 10537. – Компоненты костюма, камнерезное искусство, мелкая пластика. Включает 53 предмета. Тувинской АССР, гг. Кызыл и Чадан. Сбор 1983 г.

Хакасы

№ 8394. – Предметы скотоводства, земледелия, охоты, рыболовства, пчеловодства, средства передвижения, собирательства, обработка шкур, деревообработка, элементы интерьера, компоненты костюма, украшения, аксессуары, предметы детского воспитания. Включает 146 предметов. Красноярский край, Хакасская АО. Сбор 1974 г. Совместно с Л.А. Фотий.

№ 8667. – Земледелие, пчеловодство, традиционное жилище, элементы интерьера, утварь для приготовления и употребления пищи, средства передвижения, обработка шкур, компоненты костюма, украшения, предметы детского воспитания. Включает 78 предметов. Красноярский край, Хакасская АО, Аскизский р-н и г. Абакан. Сбор 1977 г.

Эвены

№ 10282. – Коробка. Включает 1 предмет. Бурятская АССР. 1981 г.

Фотоколлекции

Буряты

№ 10316. – Коневодство, традиционная борьба, традиционный костюм, портреты информантов. Включает 8 негативов. 1981 г. Бурятская АССР. Фотосъёмка 1981 г.

№ 10319. – Ювелирное производство. Включает 3 негатива. 1981 г. Бурятская АССР. Фотосъёмка 1981 г.

Тувинцы

№ 10068. – Скотоводство, охота, жилище, женские и мужские ремесла, обработка шкур, резьба по агальматолиту, приготовление пищи, традиционный костюм, культовые практики, шаман в ритуальном облачении, традиционная музыкальная культура. Включает 50 негативов. Тувинская АССР, Эрзинский, Тес-Хемский, Бай-Тайгинский, Овюрский р-ны. Фотосъёмка 1979 г.

№ 10538. – Камнерезное искусство, портреты мастеров. Включает 12 негативов. Тувинская АССР, г. Кызыл. Фотосъёмка 1983 г.

Хакасы

№ 9643. – Стелы окуневской археологической культуры, пейзажи, коневодство, скотоводство, охота, пчеловодство, традиционный костюм, женские ремесла, поселение, жилище, интерьер, утварь православие, традиционная музыкальная культура, местная интеллигенция, строительство, исследователь за работой. Включает 97 негативов и фотоотпечатков. Красноярский край, Хакасская АО. Фотосъёмка 1974 г. (совместная экспедиция с Фотий Л.А.).

№ 9855. – Средства передвижения, усадьба, традиционное жилище, хозяйственные постройки, интерьер, утварь, традиционный костюм. Включает 45 негативов. Хакасская АО. Фотосъёмка 1977 г.



Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.