Купить билет

Блиц-сюжеты ведущих экспертов музея

Крупным планом

Архитектура традиционной материальной культуры строится на вещах, зачастую не обладающих особой визуальной притягательностью. Крупным планом мы берём простые вещи, веками обеспечивавшими выживание и развитие этносов в определенной социальной и природной экологии.

Костюм женщины старшей возрастной группы. Каркалпаки.

Как в традиционной культуре одежда маркировала возраст хозяйки? "Допустимое" и "должное" в костюмах женщин разных возрастных групп. Какие цвета предпочитали в женском традиционном костюме хозяйки разного возраста? Чем отличался костюм замужней женщины?

Рассказывает Елена Леонидовна Кубель, научный сотрудник первой категории отдела этногарфии Средней Азии и Казахстана

"Шёлковая сеть". Платок. Осетины.

Кто плёл такой платок и как долго это длилось? Какова технология плетения «шёлковой сети»?

Рассказывает Анастасия Викторовна Газданова, научный сотрудник второй категории отдела этногарфии Средней Азии и Казахстана

 

Прездничные кубки. Осеттины


В подкасте анализируем форму, назначение и смыслы деревянных ритуальных сосудов осетин. Может ли в сосуде заключаться схема миропорядка? Какие напитки могли пить из таких сосудов? Из какой части дерева вырезали?

Рассказывает Владимир Александрович Дмитриев, научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук 

Обрядовая маска. Осетины. 

Кого могли нарядить в такую маску? В каком празднике она участвовала? Как вёл себя ряженый в этой маске?

Рассказывает Евгения Юрьевна Гуляева, научный сотрудник первой категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Арба. Узбеки

Какой высоты может быть колесо арбы? Как на арбе можно было преодолевать водные преграды? Из какой древесины делали арбу? Как сделать колесо дл арбы? Какова грузоподъемность арбы?

Рассказывает – Лариса Федоровна Попова, заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Свистульки. Украинцы

Конь, всадник и барыня оказались излюбленными прототипами для изготовлении глиняных свистулек. Лепили ли свистульки с натуры?

Рассказывает − Алексей Владимирович Христенко, научный сотрудник Отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

Сумка «тайстра». Молдаване

Можно ли из пояса сделать ручку для сумки? Какая расцветка была традиционной для тканей для сумок? Можно ли обычную сумку использовать в праздничных ритуалах? Что могло оказаться в сумке во время ритуала

Рассказывает − Елена Васильевна Дьякова, научный сотрудник отдел этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

Летний головной убор «малгай». Агинские буряты

Различались ли головные уборы для мужчин и женщин традиционной культуре забайкальских бурят? Мог ли головной убор воспроизводить модель вселенной? Что обозначает конструкция головного убора забайкальских бурят? Что запрещалось делать с головным убором и почему?

Рассказывает − Марина Владиславовна Фёдорова, научный сотрудник, хранитель фонда мягкого резерва отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока.

Головной убор костюма «старухи». Каракалпаки

Маскарабос переводится с арабского как шутник, балагур, артист народного театра. Как маскарабос превратил головной убор в элемент театрального костюма?  Могли ли женщины участвовать в театральных постановках?

Рассказывает − Елена Леонидовна Кубель научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Кинжал с ножнами. 1848 год

Что гласят надписи на кинжале?

Рассказывает − Нератова Елизавета Ивановна, заведующая отделом Специализированного хранения, хранитель Особой кладовой и Оружейной кладовой.

Нож для обрезания виноградной лозы и кустарника. Грузины

О преобразовании орудий в оружие крестьян

рассказывает − Владимир Александрович Дмитриев научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук 

Посох «алабаче». Абхазы

Какими функциями может обладать посох пастуха в Абхазии? Какая порода дерева подходила для изготовления таких посохов? Как достичь идеальной прямизны посоха? Какие знаки можно было передавать «без слов» при помощи посоха?

Рассказывает – Рица Шотовна Зельницкая, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук.

Сосуд для воды. Таджики

Образ птицы редко использовался при изготовлении кумганов. Каковы его конструктивные и функциональные особенности? Что символизировала птица в традиционной культуре таджиков и узбеков?

Рассказывает – Ольга Викторовна Старостина, научный сотрудник ведущей категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук.

«Монетка». Украинцы

Что называли монеткой в украинской керамике? Как дети и подростки учись гончарству? Может ли керамика быть «мраморной»?

Рассказывает − Алексей Владимирович Христенко, научный сотрудник Отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

Мерка для муки. Аварцы

Какова функциональна особенности конструкции кружки? Как починить треснувшую кружку? «Тот, кто пользуется такой кружной, да не измерит своего счастья».

Рассказывает − Владимир Александрович Дмитриев, научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук.

Мерка для муки. Кубачинцы

Что, кроме украшений и оружия, изготавливали в Кубачах? Какой характерный орнамент кубачинских мастеров? Может ли надпись быть частью орнамента?

Рассказывает − Владимир Александрович Дмитриев, научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук.

Мужская шляпа. Эстонские шведы

Как шляпа помогала своему владельцу в пути?

Рассказывает − Марина Львовна Засецкая, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.













 






 

Уважаемые посетители, обращаем внимание!

Заказ экскурсий возможен по телефонам:
+7 (812) 570-54-21, +7 (911) 238-44-10 в часы работы музея (вторник–пятница с 10:00 до 18:00, понедельник – выходной).

А также по электронной почте: excursions@ethnomuseum.ru

Изменения в режиме работы:
29 августа Музей открыт до 17:00 (касса до 16.00).

10 и 11 сентября Музей закрыт для посещения. 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.