Арба. Узбеки
Какой высоты может быть колесо арбы? Как на арбе можно было преодолевать водные преграды? Из какой древесины делали арбу? Как сделать колесо дл арбы? Какова грузоподъемность арбы?
Рассказывает – Лариса Федоровна Попова, заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана |
|
Свистульки. Украинцы
Конь, всадник и барыня оказались излюбленными прототипами для изготовлении глиняных свистулек. Лепили ли свистульки с натуры?
Рассказывает − Алексей Владимирович Христенко, научный сотрудник Отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумка «тайстра». Молдаване
Можно ли из пояса сделать ручку для сумки? Какая расцветка была традиционной для тканей для сумок? Можно ли обычную сумку использовать в праздничных ритуалах? Что могло оказаться в сумке во время ритуала
Рассказывает − Елена Васильевна Дьякова, научный сотрудник отдел этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. |
|
Летний головной убор «малгай». Агинские буряты
Различались ли головные уборы для мужчин и женщин традиционной культуре забайкальских бурят? Мог ли головной убор воспроизводить модель вселенной? Что обозначает конструкция головного убора забайкальских бурят? Что запрещалось делать с головным убором и почему?
Рассказывает − Марина Владиславовна Фёдорова, научный сотрудник, хранитель фонда мягкого резерва отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Головной убор костюма «старухи». Каракалпаки
Маскарабос переводится с арабского как шутник, балагур, артист народного театра. Как маскарабос превратил головной убор в элемент театрального костюма? Могли ли женщины участвовать в театральных постановках?
Рассказывает − Елена Леонидовна Кубель научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
|
|
Кинжал с ножнами. 1848 год
Что гласят надписи на кинжале?
Рассказывает − Нератова Елизавета Ивановна, заведующая отделом Специализированного хранения, хранитель Особой кладовой и Оружейной кладовой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нож для обрезания виноградной лозы и кустарника. Грузины
О преобразовании орудий в оружие крестьян
рассказывает − Владимир Александрович Дмитриев научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук
|
|
Посох «алабаче». Абхазы
Какими функциями может обладать посох пастуха в Абхазии? Какая порода дерева подходила для изготовления таких посохов? Как достичь идеальной прямизны посоха? Какие знаки можно было передавать «без слов» при помощи посоха?
Рассказывает – Рица Шотовна Зельницкая, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук.
|
|
|
|
|
|
|
Сосуд для воды. Таджики
Образ птицы редко использовался при изготовлении кумганов. Каковы его конструктивные и функциональные особенности? Что символизировала птица в традиционной культуре таджиков и узбеков?
Рассказывает – Ольга Викторовна Старостина, научный сотрудник ведущей категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук.
|
|
«Монетка». Украинцы
Что называли монеткой в украинской керамике? Как дети и подростки учись гончарству? Может ли керамика быть «мраморной»?
Рассказывает − Алексей Владимирович Христенко, научный сотрудник Отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мерка для муки. Аварцы
Какова функциональна особенности конструкции кружки? Как починить треснувшую кружку? «Тот, кто пользуется такой кружной, да не измерит своего счастья».
Рассказывает − Владимир Александрович Дмитриев, научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук.
|
|
Мерка для муки. Кубачинцы
Что, кроме украшений и оружия, изготавливали в Кубачах? Какой характерный орнамент кубачинских мастеров? Может ли надпись быть частью орнамента?
Рассказывает − Владимир Александрович Дмитриев, научный сотрудник главной категории Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук.
|
|
|
|
Мужская шляпа. Эстонские шведы
Как шляпа помогала своему владельцу в пути?
Рассказывает − Марина Львовна Засецкая, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|