2023 год в России объявлен годом учителя и наставника. Народное образование – составная часть национальной культуры и духовной жизни общества. Отдел книжного фонда музея подготовил ко Дню учителя книжную выставку, рассказывающую о развитии школьного образования в России.
988 год – это время крещения Руси и зарождения школьного образования. Первые учебные заведения открылись при монастырях. В начале XV века им на смену приходят частные школы – «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси.
Стандартизация образования началась только при Петре I. Он пытался создать в России централизованную систему школ, чтобы каждый губернский город имел по две школы – одну светскую и одну духовную. К концу его царствования насчитывалось около сотни училищ, в основном светских – «цифирных» и духовных – «епархиальных» школ.
Важный шаг в улучшении образования произошёл в 1802 году. Александр I создал Министерство народного просвещения, которое определило направление развития школ в России, закрепило бессословность и бесплатность начального образования. Все население России получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств. Были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах».
В сфере национального образования проводилась государственная политика поддержания национальных традиций и культуры. Светские русские школы на Северном Кавказе стали открываться ещё в XVIII веке. Во второй половине XIX века появились проекты по использованию сети горских школ для русификации населения.
Мусульмане, которые жили в России, чаще предпочитали национальное религиозное образование светскому. Большинство детей мусульман (прежде всего татар и башкир) училось в медресе, а не в земских школах.
Пришедшие к власти большевики почти сразу озаботились проблемами грамотности. В декабре 1919 года, когда на фронтах еще шли бои, был принят декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Но еще раньше, в 1918 году, вышло постановление о праве обучения на родном языке и разрешении создавать школы национальных меньшинств. Свои школы были у кочевых народов, немецких колонистов, открывались еврейские национальные школы, «туземные» – на Дальнем Востоке, на местных языках в Поволжье, в Средней Азии и на Кавказе.
Национальная политика в 1920-е годы ориентировалась на максимальный интернационализм. Пиком обучения школьников на родном языке стал 1932 год, когда в советских начальных и средних школах преподавание велось на 104 языках, в том числе некоторых мировых. Период второй половины 1930 – 1950-х годов связан с ужесточением государственной политики в национальном вопросе. В большинстве школ родной язык и литература сохранились лишь как учебные предметы, процесс обучения осуществлялся на русском языке по единым учебникам. Все это стало препятствием для развития национальных языков. К 1938 году русский язык стал официальным языком в школах, образование на национальном языке оставалось только в автономных и национальных республиках, в остальном школы в СССР были русифицированы.
Если Российская империя вступила в Первую мировую войну в значительной степени неграмотной, то СССР встретил Вторую мировую уже с читающим населением.
Список литературы к выставке
- Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Миссионеры и миссионерские школы на Кольском Севере: Исторические очерки. – Архангельск, 1936.
- Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. – Л., 1959.
- Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. – Казань, 2003.
- Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии: Путевые заметки. – СПб., 1913.
- Дудко А.П. К истории дореволюционной школы в Абхазии (1851–1917). – Сухуми, 1956.
- Илюха О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце ХIХ – начале ХХ века. – СПб., 2007.
- Калинина Е.А. Народные школы Олонецкого края в ХIХ – начале ХХ века. – СПб., 2009.
- Карнович Е. О разработке статистики народного просвещения в России. – СПб., 1863.
- О древне-русских училищах. Рассуждение, представленное в Историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета Николаем Лавровским для получения степени доктора славяно-русской филологии. – Харьков, 1854.
- Оболадзе Уш. Очерки по истории общеобразовательной школы в дореволюционной Грузии. – Тбилиси, 1957.
- Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). – М., 1982.
- Панчуков А.П. Очерки по истории развития школ в Бурят-Монголии. – Улан-Удэ, 1939.
- Панчуков А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. – Улан-Удэ, 1959.
- Переписка о трех школах Уфимской губернии. К характеристике инородческих миссионерских школ. – Казань, 1885.
- Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский. Составил Н.А. Спасский. – Самара, 1900.
- Трефилова А.Т. Очерки истории марийской начальной школы. – Йошкар-Ола,1957.
- Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. – Орджоникидзе, 1958.
- Школьная сеть Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. – [Б.м.], 1909.
- Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. – Чебоксары, 1959.