У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась как явление чуждое: «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». На Русском Севере и в Сибири, где промыслы в кругу хозяйственных забот имели важнейшее значение, детей с раннего детства привлекали к промысловым занятиям. Сначала в игре, а затем, наблюдая за взрослыми, уже к 8-9 годам мальчик перенимал азы промысла.
Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Это формирование у детей системы художественных представлений, взглядов, убеждений и идеалов. Одновременно с этим эстетическое воспитание развивает умение вносить элементы прекрасного в повседневную жизнь. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, предметы быта, которые его окружают, одежда, общение с окружающими.
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В народном творчестве очеловечены образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма и любви к Родине.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные игры носили обучающий и хозяйственно-прикладной характер. Девочки, играя, обучаются женским ремеслам, навыкам семейной жизни. Подвижные игры развивают выносливость, ловкость, физическую силу. Многие издания на выставке посвящены этой теме.
Книги, представленные на выставке, показывают, что народные традиции в воспитании детей тесно связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают, но всегда несут воспитательный момент. Разные колыбельные и разные предания слушают дети в стойбище и в ауле, в кишлаке и в деревне, разная музыка звучит вокруг них, не похожи друг на друга их праздники и обычаи. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.
Системы воспитания детей у разных народов значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия. Мы предлагаем познакомиться с литературой, описывающей основные модели воспитания детей у разных этносов.