Купить билет

выставка 01.06.2023 - 02.07.2023

Книжная выставка «Маленькие дети на большой планете. Традиции воспитания детей у разных народов»

Отдел книжного фонда Российского этнографического музея  представляет книжную выставку, посвящённую этническим традициям воспитания детей. Традиции - это принятые нормы поведения, обычаи, ценности, взгляды, передаваемые из поколения в поколение. Помимо семейных,  важное место  в воспитании детей играют народные традиции, которые в прошлом были определяющими. Поэтому на выставке представлены издания по народной педагогике.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась как явление чуждое: «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». На Русском Севере и в Сибири, где промыслы  в кругу хозяйственных забот имели важнейшее значение, детей с раннего детства привлекали к промысловым занятиям. Сначала в игре, а затем, наблюдая за взрослыми, уже к 8-9 годам мальчик перенимал азы промысла.

Эстетическое  воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Это формирование у детей системы художественных представлений, взглядов, убеждений и идеалов. Одновременно с этим эстетическое воспитание развивает  умение вносить элементы прекрасного в повседневную жизнь.  На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, предметы быта, которые его окружают, одежда, общение с окружающими.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  В народном творчестве очеловечены образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма  и  любви к Родине.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные игры носили обучающий и хозяйственно-прикладной характер. Девочки, играя, обучаются женским ремеслам, навыкам семейной жизни. Подвижные игры развивают выносливость, ловкость, физическую силу. Многие издания на выставке посвящены этой теме.

Книги, представленные на выставке, показывают, что народные традиции в воспитании детей тесно связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни  являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают, но  всегда несут воспитательный момент. Разные колыбельные и разные предания слушают дети в стойбище и в ауле, в кишлаке и в деревне, разная музыка звучит вокруг них, не похожи друг на друга их праздники и обычаи. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.

Системы воспитания детей у разных народов  значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия. Мы предлагаем познакомиться с литературой,  описывающей основные модели воспитания детей у разных этносов.



Список литературы к книжной выставке

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV-ХVII вв. / ред. С.Ф. Егоров, Л.Н. Пушкарев; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 366 с., ил. – (Антология педагогической мысли народов СССР)
  2. Бэешу Н.М. Воспитательное значение детского фольклора / Н.М. Бэешу; ред. И.Д. Чобану; АН Молд. ССР, Ин-т языка и лит-ры. – Кишинев: Штиинца, 1980. – 75 с.
  3. Виноградов Г.С. «Страна детей»: избранные труды по этнографии детства / Г.С. Виноградов; сост. А.В. Грунтовский. – СПб.: Анатолия, 1999. – 550 с., ил. – (Историческое наследие)
  4. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика / Г.Н. Волков; ред. В.Г. Егорова. – Чебоксары: Чувашское гос. изд., 1958. – 263 с.
  5. Головин В.В. Русская колыбельная песня в литературе и в фольклоре / В.В. Головин – Або: Изд. Ун-та, 2000. – 451 с.
  6. Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа: сб. / РАН,МАЭ им. Петра Великого; отв. ред. Р.Р. Рахимов. – СПб.: МАЭ РАН, 1998. – 232 c.
  7. Книга нежности: колыбельные песни народов СССР / сост. В. Александров. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 222 с.
  8. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (ХIХ-начало ХХ века / С.Х. Мафедзев; Каб.-Балк. ин-т истории, филолог. и эконом; ред. В.К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1984. – 170 с.
  9. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; ред. В.И. Беликов. – М.: Наука. 1988. – 428 с., ил.  – (Этнографическая библиотека)
  10. Некрылова А.Ф Уроки воспитания сквозь призму истории / А.Ф. Некрылова, В.В. Головин. – СПб.: Знание, 1992. – 32 с.
  11. Плосс Г. Ребенок от колыбели до первого шага: способы ухода за грудными детьми у разных на-родностей / Г. Плосс. – СПб., 1881. – 119 с., ил.
  12. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спортa нивхов Амура и Сахалина: учебно-метод. пособие / В.И. Прокопенко. – Екатеринбург: Изд. Уральск. ун-та, 1993. – 135 с., ил.
  13. Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания / В.И. Прокопено. – М., б.и.,1994. – 134 с.
  14. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: сб. / АН СССР, Ин-т этногр. им  Н.Н. Мик-лухо-Маклая; ред. И.С. Кон, Ч.М. Таксами. – Л.: Наука, 1988. – 253 с., ил.
  15. Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали…» (игра, магия, миф в детской культуре) / М.П. Чередникова. – М.: Лабиринт, 2002.  – 224 с.
  16. Шангина И.И. Русские дети и их игры / И.И. Шангина. – СПб.: Искусство - СПб, 2000. – 296 с. 17.
  17. Дзiцячi фальклор / АН Белорус. ССР, Iн-т мастацтва, этнагр. i фальклору; ред. К.П. Кабашникаў. –  Мiнск: Навука i тэхнiка, 1972. – 734 с., нот.
  18. Дитячий фольклор. Колисковi пiснi та забавлянки / АН УССР, Iн-т мистецтвозн., фолькл. та етнографiї; ред. О.I. Дей. – Київ: Наукова.думка, 1984. – 470 с.

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.