Этническое направление в ювелирном искусстве и, в частности, в изготовлении украшений существует уже сотни лет. Его отличительную черту представляет интерес художников к многообразию декоративных форм и смысловых составляющих этнокультурного наследия, а также стремление к художественному воплощению характерных, узнаваемых черт создаваемых артефактов в современном контексте.
В разные эпохи интерес к этностилю в декоративно-прикладном искусстве исчезал и возвращался в зависимости от историко-культурной, социальной, политической ситуации. Это могло быть связано с осознанием своей национальной самобытности, для выражения которой нужны современные этносимволы, а также с новыми межнациональными связями и контактами, с возникновением живого интереса к другим культурам, появлением новых эстетических впечатлений и информативных смыслов.
В последние десятилетия этническое направление является одним из ряда востребованных в дизайне одежды и украшений, как альтернатива массовой культуре. Можно выделить три основных варианта реализации этностиля в современном авторском ювелирном искусстве:
- цитирование традиционного украшения с возможной заменой материалов, некоторых конструктивных элементов, технологических приёмов на современные, с незначительным изменением размеров;
- создание изделия, схожего с традиционным из какой-то конкретной культуры - по его назначению или только по форме, или по отдельным характеристикам (материал, техника, орнаментика), когда любой из этих элементов способен символизировать этническую идентичность владельца украшения;
- создание артефакта через авторский анализ художественного наследия, проникновение в его этнокультурный образ, часто с использованием синтеза характерных элементов, что и приводит к созданию этносимвола.
Все три позиции будут проиллюстрированы современными работами российских художников-ювелиров виртуально и с демонстрацией подлинных изделий.
Лектор − Анна Владимировна Ратникова, независимый эксперт, специалист по ювелирному искусству. Научный сотрудник РЭМ (1976-2020), сотрудник Особой кладовой РЭМ (с 1988 по 2020).
Участие по входному билету в музей.
Возможна оплата по «Пушкинской карте»