Российский этнографический музей решил рассказать не о шедеврах традиционных ремёсел или выдающихся произведениях народного искусства. В цивилизационном развитии любого этноса человека окружали, казалось бы, простые вещи: они создавали жилище, помогали трудиться, добывать пропитание, адаптироваться к внешней среде, строить и поддерживать отношения между людьми, укрывали от злых духов.
В отличие от унифицированных предметов промышленного производства этнографический предмет имеет свою индивидуальность и биографию, опыт длительного взаимодействия с человеком, нередко на протяжении поколений.
Музей обращает внимание на социальную, коммуникационную, информационную экологию в работе по сохранению и трансляции традиционных ценностей народов России.
Сегодня наше внимание часто привлекают визуально атрактивные предметы традиционной культуры. Например, в качестве маркера культуры этноса часто служит традиционный костюм. Он притягивает внимание красочностью, декоративностью, обилием невербальных знаков коммуникаций (орнаменты, украшения, фасоны и т.д.). Однако архитектура традиционной материальной культуры строится на вещах, зачастую не обладающих особой визуальной привлекательностью. Именно простые вещи веками обеспечивали выживание и развитие этносов в определенной социальной и природной экологии, именно они были результатом крупнейших технологических и смысловых открытий человечества.
Исторически этнографические коллекции передавались собирателями в столичные музеи, в том числе, в Российский этнографический музей. В силу исторических, социальных, демографических процессов музей становился нередко единственным хранителем памятников традиционной культуры народов протяженной, евразийской России. Цифровые технологии содействуют интеллектуальной репатриации и актуализации памятников традиционной культуры, восстановлению знаний об их содержании и смыслах даже для пользователей , которые физически никогда не смогут побывать в музее. Таким образом возможности этнографического просвещения и сбора информации о предметах от носителей культур сегодня ограничены только размерами планеты.
Цель проекта – обеспечить доступность апробированного научного знания о вещественной культуре народов России на основе коллекций Российского этнографического музея для установления диалога с аудиторией, прежде всего с носителями традиционных культур, и создания мобильного центра этнографического просвещения.
«Простые вещи. Этнографические беседы» представлены в нескольких форматах:
- авторские видео-этюды о материальной культуре русского народа «Предметный разговор или как вещи взаимодействуют с людьми»;
- блиц-сюжеты «Крупным планом», в каждом из которых эксперт подробно анализирует один предмет традиционной культуры одного из народов России;
- фотогалерея «Люди и вещи. Образы»: портреты сотрудников музея, ассоциированные с портретами музейных вещей
Команда проекта:
Руководитель проекта: Мария Хартанович - заведующая отделом цифровых проектов;
Научный куратор: Дмитрий Баранов - заведующий отделом этнографии русского народа;
Художники-фотографы: Ольга Ганичева, Анна Любимова;
Съемка и монтаж: Ирина Хургина - научный сотрудник высшей категории, Виктория Капустина - научный сотрудник высшей категории, Мария Лукина - научный сотрудник первой категории;
Продвижение проекта: Елена Лавина - заведующая отделом внешних связей, Анастасия Степанова - специалист по связям с общественностью.
Эксперты: В.А. Дмитриев - научный сотрудник главной категории, А.В. Христенко - научный сотрудник первой категории, Л.Ф. Попова - заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Е.В. Дьякова - научный сотрудник, М.В. Федорова - научный сотрудник ведущей категории, Е.Л. Кубель - научный сотрудник первой категории, Е.И. Нератова - заведующая отделом Специализированного хранения, Р.Ц. Зельницкая - научный сотрудник первой категории, О.В. Старостина - научный сотрудник ведущей категории, М.Л. Засецкая - научный сотрудник ведущей категории.