Фишман Ольга Михайловна

Фишман Ольга Михайловна

Фишман Ольга Михайловна

    

Отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики
Заведующий отделом

Доктор исторических наук, заслуженный работник культуры РФ

Контакты:
E-mail: fishman_o_m@ethnomuseum.ru

В 1969 г. окончила Ленинградский государственный университет (исторический факультет, кафедра истории Средних веков). В 1970 г. поступила на работу в Государственную Публичную библиотеку (ныне РНБ). C 1972 г. была принята на должность научного сотрудника отдела этнографии народов Прибалтики Государственного музея этнографии народов СССР (ныне Российский этнографический музей, РЭМ) с первоначальной специализацией по латышской этнографии, а с 1978 г. – по этнографии тверских и позже тихвинских карел. С 1987 г. – заведующий отделом этнографии народов Северо-Запада и Поволжья, в настоящее время – заведующий отделом этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ. В 1986 г. в Институте этнографии АН (Ленинградское отделение) защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических  наук по теме «Деревянная утварь верхневолжских карел. XIX–XX вв.» (руководитель Л.М. Сабурова), а в 2011 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме: «Тихвинские карелы-старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы» в Музее антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера). Член научно-производственного ученого совета РЭМ. С 2016 г. входит в состав членов экспертно-консультативного совета по национальной политике при Комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области; с 2020 г. – эксперт Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России).

Тематика научных исследований: история и этнология прибалтийско-финских народов, феноменология нерусского старообрядчества, регионалистика, этноконфессиональный ландшафт, историография и источниковедение Северо-Запада РФ и Балто-Скандии, информатизация (электронные БД коллекций РЭМ по финно-угорским и балтским народам и собирателям) современный устный и письменный нарратив тверских и тихвинских карел.

За время работы в музее была инициатором и руководителем различных научных мероприятий: российско-финляндские симпозиумы в Санкт-Петербурге (1990–1992), создание и регистрация Санкт-Петербургской ассоциации финно-угроведов (1992, исп. директор) «Финно-угорские чтения» (1989–1997), Шёгреновские чтения с международным статусом (с 2007 г. по настоящее время).

С 1980 по 2003 г. – руководитель концептуальных экспозиционно-выставочных проектов в России и за рубежом, в их основе оригинальные научные разработки, культурологическое осмысление музейных памятников: «Человек и среда его обитания» (РЭМ, 1987–1988 гг.), «Из прошлого народов Санкт-Петербургской губернии» (СПб., ДОМЛО, 1990 г.), «Из истории Санкт-Петербургской губернии» (РЭМ совместно с 17 музейными, архивными и библиотечными учреждениями Санкт-Петербурга, 1993–1999 гг.); «Родственные народы и прародина» (совместно с Венгерским этнографическим музеем, Будапешт, 1996 г.); «Христианство в быту и культуре народов России. XIX–XX вв.» (Санкт-Петербург, 2000 г.) (совместно с МАЭ РАН, ГМИР, Институтом русской литературы, Российской Национальной библиотекой, 17 христианскими церквями и общественными организациями Санкт-Петербурга) и др. В течение нескольких лет специалистами музея во главе с О.М. Фишман создавалась концепция постоянной экспозиции РЭМ «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVII– XX вв.» (2003 г.), представляющая новое видение регионального аспекта музейного экспонирования темы. Эта экспозиция стала дипломантом конкурса «Интермузей» в 2004г.

В 1999 г. была назначена МК РФ ответственным секретарем Национального оргкомитета по разработке международного выставочного проекта «Россия – Норвегия. Сквозь века и границы», а в 2004 г. – научным руководителем проекта (Осло – 2004 г., Санкт-Петербург – 2005 г.)

В числе значительных международных издательских проектов последних лет, которые получили высокую профессиональную оценку, стали дипломантами и лауреатами различных конкурсов (Интермузей, Музейный Олимп) – «Старая Литва» (2010 г.), «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области» (2018 г.).

С 2003 г. была руководителем 8 коллективных и участником коллективных и индивидуальных грантов. Из них за последние 10 лет: «Электронный этнографический биобиблиографический словарь» (РГНФ № 05-01-12114в; 2005–2007); «Система лидерства в этноконфессиональных общинах России (на материалах исследования старообрядцев-карел» (ACLS 2007–2008.); «Устное повествование как источник для исследования биографии и меняющейся картины мира». (РГНФ № 08-04-00318а 2008–2010). Участник: «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области: материалы и исследования» (12-01-00143 а 2012–2014). Руководитель, куратор культурно-просветительских программ РЭМ «От Балтики до Урала», «Литовские проекты в РЭМ» (с 2007) и др.

Экспедиции:

В результате полевых работ О. М. Фишман в Российский этнографический музей поступило более 2000 экспонатов, негативов, фотоотпечатков и диапозитивов по этнографии латышей и карел.

Латвия: 1973–1975, 1977–1979, 2010–2012 гг. Цель – восполнение хронологических, тематических и этнолокальных лакун собрания РЭМ, сбор информации, материалов, экспонатов и фотофиксация современных календарных, семейных и общественных праздников и обрядов, приобретение предметов народных промыслов и народного искусства за период 1970–2010 гг.

Первая экспедиция – Лиепайский район (руководитель – к.и.н. С.Я. Цимерманис, зав. сект. этнографии ИЯЛИ Академия наук Латвийской ССР),1973 г.;

Латвия: Алсунгский, Даугавпилсский, Елгавский, Кулдигский, Лимбажский, Огрский, Прейльский, Резекненский, Рижский, Тукумский, Цесисский районы и Белоруссия: Лиозненский район Витебской области . (руководитель), 1974–1979 гг.;

Сбор памятников традиционной культуры и современных промыслов – Карелия: Кондопожский и Медвежьегорский районы, г. Петрозаводск, 1981 г.;

Калининская / Тверская области: 1981, 1982, 1984, 1987, 1993–1994, 2011, 2012 гг.

Проводились этнографические и комплексные полевые исследования с целью изучения локальных групп тверских карел (весьегонская, рамешковская, козловская, а также выявленные автором вышневолоцкая и некоторые старообрядческие группы), уточнения географии их расселения, факторов и признаков этнолокального и локально-конфессионального самосознания, современного состояния этнической культуры: праздники, обряды, тайные звания и т. д., сбора памятников традиционной культуры для РЭМ и для музеев Калининской / Тверской областей; Весьегонский, Краснохолмский, Рамешковский, Лихославльский и Спировский районы (ГМЭ народов СССР, далее – ГМЭ; руководитель), 1981 г.; Спировский и Вышневолоцкий районы (ГМЭ; руководитель), 1982 г.;

Комплексная экспедиция: выявление, обследование и фиксация памятников сельской (крестьянской и культовой) архитектуры, сбор вещественных памятников. ГМЭ – Новоторжский район (руководитель),1984 г.; ГМЭ, Калининский объединенный музей, Краеведческий музей г. Торжка, Всероссийский историко-архитектурный музей (д. Василево) и Калининские областные строительные научно-реставрационные мастерские (руководитель), 1981 г.

Комплексная экспедиция ГМЭ народов СССР, Горьковского университета и Калининских областных строительных научно-реставрационных мастерских: сплошное обследование и выявление памятников сельской (крестьянской и культовой) архитектуры – Весьегонский, Краснохолмский, Рамешковский, Лихославльский, Фировский, Вышневолоцкий и Спировский районы Калининской области (руководитель – зав. этнографической лабораторией Горьковского университета, к.и.н. Ф. В. Васильев), 1987 г.;

Совместная экспедиция РЭМ и Краеведческого музея г. Вышний Волочек: сбор информации и памятников традиционной культуры – Вышневолоцкий район (руководитель), 1992 г.;

Комплексная этноархеографическая экспедиция РЭМ, Всероссийского историко-этнографического музея в г.Торжке, библиотеки МГУ: выявление и обследование группы карельских старообрядцев, сбор информации и памятников традиционной культуры, книжных собраний – Новоторжский район, 1993 г.;

Совместная экспедиции РЭМ и Всероссийского историко-этнографического музея в г. Торжке: сбор информации по обрядовой культуре, и памятников традиционной культуры – Новоторжский район, 1994 г.; РЭМ – Весьегонский район, 2011 и 2012 гг.

7 экспедиций в Ленинградскую область, Бокситогорский район: 1989–1994, 2002, 2004 гг. В их числе 4 комплексные экспедиции по изучению группы тихвинских карел-старообрядцев (федосеевцы): этноархеографическая (1990, Археографическая комиссия РАН), этномузыковедческая (1994, Росcийский Институт искусствознания) экспедиции, а также проведенные совместно со студентами кафедры этнографии исторического ф-та СПбГУ (1991). Государственным музеем истории религии (1991), Петрозаводским Государственным университетом и Кар НЦ РАН (2004);

 РЭМ: экспедиция с целью сбора информации по современным почитаемым местам, фотофиксации разноконфессиональных кладбищ (католики, православные, русские старообрядцы), сбора экспонатов – Литва. Зарасайский район, 2009 г.

Публикации:

Тихвинские карелы старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной старообрядческой группы. Автореф. дисс. докт. ист.наук. – СПб., 2011. – 50 с.

http://www.kunstkamera.ru/files/doc/fishman_autoreferat.pdf

https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005088407.pdf

Историко-культурный ландшафт Латвии в фото- и иллюстративных материалах Российского этнографического музея // Кultūrvēstures avoti un Latvijas ainava / Cimmermanis S., sast. – Rīga: Latvijas Zinātņu Akadēmijas, 2011. – С. 364–393.

Образ малой родины в устных и письменных рассказах тверских карелов // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX–XI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) / Под ред. Е.Б.Смилянской. – М.: Индрик, 2012. Там же. – С. 363–434.

http://old.indrik.ru/2012/o-svoej-zemle-svoej-vere-nastoyashchem-i-perezhitom-v-rossii-xx-xxi-vv-k-izucheniyu-biograficheskogo-i-religiozno;

Письменные нарративы краеведов как источник для изучения этнической идентичности (на материалах тверских карелов) // Музей. Традиция. Этничность. 2012. – № 1. – С. 57–74. https://docplayer.ru/28849134-Pismennye-narrativy-kraevedov-kak-istochnik-dlya-izucheniya-etnicheskoy-identichnosti-na-materiale-tverskih-karelov.html

Проблематика повседневного билингвизма тверских карелов // Труды Кар. НЦ РАН. – Петрозаводск, 2014. – № 3. – С. 66–75.

http://resources.krc.karelia.ru/transactions/doc/trudy2014/trudy_2014_3_066-75.pdf

Народы Балтики  // Народы России. XVIII – нач. XX в. СПб.: Славия, 2014. С. 226–329.

Евстафий Тышкевич и другие: история и опыт современной репрезентации литовского культурного наследия в Российском этнографическом музее // Eustachijus Tiškevičius: darbai ir kontekstai. Mokslo straipsnių rinkinys. –Vilnius, 2014. P. 65–78.

[Рец.] Алексей Конкка. Карсикко: Деревья-знаки в обрядовой практике и верованиях прибалтийско-финских народов. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. 206 с. // Антропологический форум. 2015. № 6. – С. 237–248.

http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/027/fishman.pdf

Современные полевые практики изучения региональной истории и культуры Северо-Запада в РЭМ // Межэтнические связи в фольклоре: Материалы V Международной школы молодых фольклористов / Сост. Н.Н. Глазунова. – СПб.: РИИИ, 2016. – С. 62–79. https://docplayer.ru/52608538-Mezhetnicheskie-svyazi-v-folklore-materialy-v-mezhdunarodnoy-shkoly-molodyh-folkloristov.html

Письменный нарратив тверских карел второй половины XX в.: фольклорно-этнографические материалы // Русский Север. Вып. 1: Идентичности. Память. Биографический текст (к 95-летию К.В. Чистова): Сборник научных статей / Редактор-составитель Т.Б. Щепанская. – СПб.: МАЭ РАН, 2017. – С. 112–129. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-332-3/978-5-88431-332-3.pdf

Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / Научный редактор О. М. Фишман. Авторы: М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко, Л. В. Королькова, О. А. Красникова, А. И. Терюков и др. – СПб. : Издательский Дом «Инкери», 2017. – 656 с

Missions du Musée de l’Homme en Estonie Boris Vildé et Léonide Zouroff au Setomaa (1937–1938) / sous la direction de Tatiana Benfoughal, Olga Fishman & Heiki Valk.Publications Scientifiques du Muséum national d’Histoire naturelle. Vol. 24. – Paris, 2017. – 860 p. [Экспедиции Музея Человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа, 1937–1938 гг. / Науч. ред.: Т. Бенфугаль, Х. Валк, О. Фишман.]

Tatiana Benfoughal, Olga Fishman & Heiki Valk. Introduction // Missions du Musée de l’Homme en Estonie Boris Vildé et Léonide Zouroff au Setomaa (1937-1938) – P. 15–21

Olga Fishman. Les archives de Léonide Zouroff conservées à la Maison de la Russie à l’étranger (Moscou) // Ibid.– P. 153 – 163.

Ergo-Hart Västrik & Olga Fishman. La question du christianisme populaire // Ibid. – P. 545 – 550.

Электронный биобиблиографический словарь «Собиратели Российского этнографического музея» // Музей. Традиция. Этничность. № 1 (5). – С. 53–71.

Olga Fishman, Nataliia Ivanovskaia Mutual stereotypes: experiences from an international exhibition project // In the North, the East and West meet. Festschrift for Jens Petter Nielsen / Ed. Kari Aga Myklebost and Stian Bones / Orkana Akademisk, 2019. – P. 365–381.

Международный научно-издательский проект «Экспедиции Музея Человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа (1937–1938)»: цель и результаты // Северо-Запад: этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт 2: Восьмые Шёгреновские чтения с международным участием: Сборник статей / Науч. ред. О.М. Фишман. – СПб.: Издательский Дом «Inkeri», 2019. – С. 185–201.

https://ethnomuseum.ru/files/PDF/Shegren/sh8.pdf

https://ethnomuseum.ru/specialisty/otdely/otdel-etnografii-narodov-severo-zapada-i-pribaltiki/konferencii/

E-mail:

fishman_o_m@ethnomuseum.ru

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.